Кулинарный сайт - Sushivenev

Сочинение по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку


Урок 18

Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по картине;

2) привить навыки составления диалога;

3) обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, предлагает вспомнить рассказ, по которому недавно писалось изложение, и спрашивает о том, какой случай (эпизод) лег в основу этого рассказа.

Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

Где и когда происходит действие, изображенное на картине? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес, проселочная дорога; летом, рано утром)

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей. На земле - длинные тени, какие бывают рано утром.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное, радостное. Небо ясное, безоблачное, высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла - значит, рыбу будут удить с лодки. На спине у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего мальчика удочки.)

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат на ходу оглядывается.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом в центре картины)

Как вы думаете, сколько ему лет? (Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом, и штанишки у него, как у маленького, с бретельками. Малыш не умеет как следует одеваться: рубашонка у него торчит, плохо заправлена)

Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке? (Рядом с мальчиком на земле лежит его удочка. В руке он держит ведерко с червями)

Какое настроение у малыша и почему? (Настроение у малыша плохое, грустное. Он очень обижен, огорчен, потому что его не взяли на рыбалку)

Как художника показала огорчение малыша? (Малыш уронил от обиды удочку, у него такое выражение лица, будто он вот-вот заплачет. Он так огорчен, что даже не замечает, как курица таскает из его ведерка червей)

Опишите мальчика подробнее. Какова его поза, выражение лица, волосы, одежда? (Он стоит в растерянной позе, наклонил голову, сдвинул брови, надул губы, готов заплакать. У него светлые волосы, загорелые руки и ноги. На нем белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки.)

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет, может упасть с лодки.)

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра. Она выглядывает из-за двери.)

Как вы думаете, чему улыбается сестра? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка, а братишка этого не видит)

Нравится ли вам эта картина? Чем она вам нравится? (На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень похож на этого мальчика. А мне нравится, как художница показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине? (Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже за хотел идти с ними и побежал в огород копать червей.)
Словарно-стилистическая работа

Рыбалка - рыболов - рыбак - рыболовные принадлежности (снасти); удочка - удить (рыб); червяк (накопать червей); банка (жестяная баночка); рюкзак, весла, калитка, курица, велосипед; малыш (маленький мальчик) расстроен, огорчен, обижен; обида - обидеться - обиделся - обиженный; огорчение - огорчиться - огорчился - огорченный; бежать вдогонку - догонять - догнать; стоять посередине двора; небрежно заправить рубашку (небрежно - неаккуратно - неряшливо - невнимательно - недобросовестно - как-нибудь - кое-как); симпатичный (приятный, милый, располагающий к себе); белокурый (светловолосый); штанишки с бретелька ми; восходящее солнце, безоблачное лазурное небо (лазурный - голубой - небесный - бирюзовый); светло-зеленая травка; картина, произведение живописи, репродукция, художник, живописец, фигура, поза, краски, цвет, композиция.
Ситуативно-ролевая игра

Учитель: - А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. Мы с вами станем участниками события, которое изображено на картине. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет нам составить рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишете дома.

Учитель предлагает учащимся провести ситуативно-ролевую игру на основе сюжета картины, выбрать «артистов», распределить роли малыш, отец, старший брат, сестра и автор. Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на картине (природу, героев их настроение) После чего учащиеся-артисты инсценируют сюжет картины.
Приведем один из возможных вариантов инсценировки

А в т о р - в е д у щ и й. Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошел в дом, дети уже сидели за столом. Отец подошел к старшему сыну и сказал …

О т е ц. - Коля, пойдем завтра ловить рыбу.

К о л я. - Пойдем, я после ужина накопаю червей.

А в т о р. - Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

М а л ы ш. - И я с вами.

А в т о р. - Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

К о л я. - Ладно, возьмем тебя, если ты рано проснешься.

А в т о р. - Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку. Андрюша быстро встал, оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку, банку с червями и побежал вдогонку за рыбаками.

М а л ы ш. Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких червей я накопал!

О т е ц. - Нет, сынок, ты еще маленький. Подрастешь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

К о л я. Андрюша, не обижайся, мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

А в т о р. - Малыш очень обиделся. Он стоял и чуть не плакал. Он даже не видел, что курица таскает из его ведерка червяков. Старшая сестра выглянула за дверь и улыбнулась. Она сказала малышу...

С е с т р а. - Андрюша, пойдем играть!

А в т о р. - А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя...

М а л ы ш. - Зря старался. Я столько трудился, а они не взяли.

С е с т р а. - Андрюша, пойдем кататься на велосипеде, он давно тебя ждет.

А в т о р. - Андрюша вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он будет радостно их встречать с рыбалки.
По окончании игры учитель предлагает учащимся сочинить свои рассказы по заданному сюжету выступить в роли писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения . Для ознакомления учащихся с композицией рассказа учитель предлагает им вновь вернуться к тексту инсценировки.

Видите, автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображен на картине. (Маленький Андрюша узнал, что отец и старший брат идут на рыбалку. Он решил пойти вместе с ними) С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом и отцом? (Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся, оделся и просил отца взять его на рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.)

Каким был этот момент для малыша? (Очень напряженным, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку)

Самый напряженный момент в развитии действия называется кульминацией. Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишете позу мальчика, его настроение, выражение его лица. А как вы думаете, чем закончится действие? (Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть, а когда он вырастет большим, он тоже пойдет на рыбалку)

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.
Задание на дом

Напишите сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Примеры некоторых сочинений - рассказов учащихся

Текст 1

Вечером маленький Павлик играл со своей сестренкой Ниной. Вдруг он увидел, что его старший брат Саша копает червей. Павлик сразу догадался, что Саша с отцом собираются на рыбалку Малыш так долго ныл и клянчил, что Саша не выдержал и сказал: «Ладно, возьмем тебя». Павлик очень обрадовался, подошел к Нине и похвастался: «Меня возьмут на рыбалку, а тебя нет!»

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке. Он накопал червей в огороде, приготовил удочку, положил все под кроватку и, довольный, лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку Они взяли удочки, весла, рюкзак с едой и собрались уходить. Павлик быстро встал, сам оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался? - строго спросил отец.

С вами, на рыбалку - ответил Павлик.

Мал еще, оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посередине двора. От обиды он бросил удочку, надул губы, сморщил лицо - вот-вот заплачет. «Ну почему, почему они меня не взяли на рыбалку? Я так старался», - думал он. Павлик так сильно огорчился, что не заметил, как нахальная курица таскала у него из банки червей, которых он накопал с таким трудом. А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась: «Что, не взяли?! Не будешь в следующий раз хвастать». Потом ей стало жаль маленького братишку, она подошла к Павлику и сказала: «Хватит дуться, пойдем играть, покатаемся на велосипеде». Павлик вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься.
Анализ сочинения

Творческий подход к сочинению-рассказу был подготовлен проведенной ситуативно-ролевой игрой. В результате игры учащийся понял, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть переданы разными способами: и словом, и цветом, и мимикой, и жестом. Он оказался в ситуации общения, близкой к тем, в которых оказывается ежедневно, и увидел, что в зависимости от того, с кем общается (мать, отец, малыш, старший брат) меняются его слова, мимика, жесты. Он вживался в образы, играл как на сцене, в результате чего рассказ стал восприниматься не просто как описание событий, а как действие, где каждому отведена своя роль. Рассказ получился эмоциональным, живым.
Текст 2

Однажды вечером маленький Андрейка узнал, что отец и старший брат собираются идти на рыбалку. Он подошел к папе, посмотрел на него и спросил:

Папа, ты возьмешь меня на рыбалку?

Знаешь, Андрей, утро вечера мудренее. Иди и ложись спать, а завтра поговорим.

Но не тут-то было. Маленький Андрюшка начал так плакать, что отцу, чтобы успокоить малыша, пришлось пообещать взять его с собой на рыбалку. Андрюша, заплаканный, но очень довольный, пошел спать.

Раннее утро. Солнце ёще не взошло. На мокрой траве бриллиантами светится роса. Вдалеке белой пеленой расстилается туман. Андрюша только проснулся. Кровати отца и старшего брата были уже пусты. Ох, уж эти взрослые! Наобещают всего, а потом возьмут и обманут. Какая досада! А Андрей еще вчера накопал червей и положил их в старый отцовский котелок. Малыш быстро оделся и выбежал на улицу.

Папа! Папа! Подождите меня! - Отец и брат уже выходили за плетень.

Подождите, я с вами!

Но взрослые ничего не отвечали и шли вперед, старший брат только обернулся и посмотрел на малыша. Ему, наверное, вспомнилось, что и он недавно был таким же маленьким и его тоже не брали на рыбалку

А Андрей стоял, как вкопанный. Лучи золотого солнца освещали его и весело прыгали по травке. Но Андрею было грустно. Он даже не замечал, что курица лакомится его червяками.

Ко-ко-ко, какой вкусный завтрак. Я сейчас все съем, - кудахтала курица. Из дверей выглянула сестра. Она улыбнулась и крикнула:

Андрей! Сейчас курица съест всех червей! - Малыш посмотрел на курицу и улыбнулся. Его обида уже прошла. А через некоторое время он совсем забыл о ней. Он весело играл, катался на велосипеде, загорал на солнышке.
Анализ сочинения

Перед нами сочинение пятиклассницы. девочка по старалась передать ту ситуацию, которая родилась в ее воображении. Все элементы этой ситуации уже знакомы ей как из прежнего опыта, так и из ситуативно-ролевой игры, проведенной на уроке. Однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее ей самой.

Это сочинение отличается соразмерностью всех частей рассказа: завязки, кульминации, развязки. Раскрывая основную мысль рассказа, ученица последовательно передает изображенное на картине событие, удачно домысливает то, что могло предшествовать моменту, запечатленному на картине.

Стремясь передать смену действий, событий, школьница использует глаголы (узнал, спросил, проснулся, забыл, играл ), для описания природы, утра использует прилагательные (мокрая трава, белая пелена, лучи золотого солнца ).

Лексика эмоционально окрашена. Чувствуется авторское отношение к герою, сопереживание ему. Чтобы более ярко передать обиду малыша, ученица указывает на такие «говорящие» детали, как брошенная на землю удочка, курица, которая таскает из ведерка червяков.

Текст характеризуется логической последовательностью предложений, которые связаны между собой как в тематическом, так и во временном плане.

Ученица четко усвоила структуру рассказа. Об этом свидетельствует наличие абзацев, соответствующих каждому композиционному моменту. В сочинении удачно совмещены диалоги и описания, хорошо продуманы переходы от описания природы, от слов автора к диалогам.

Сочинение представляет собой не набор фрагментов, а целостный рассказ, где все композиционные части взаимосвязаны. Данный рассказ не простое описание событий, это своего рода действие, в котором сама школьница не сторонний наблюдатель, а участник (она радуется, переживает вместе с героем).
Текст 3

После ужина в семье Николаевых все занимались своими делами. Мама убирала на кухне, сестра Нина помогала ей. Отец и старший брат готовились к рыбалке. Младший брат Тимошка тоже решил пойти с ними. Он тихонько вышел из дома и побежал в огород. Там Тимошка накопал червей и спрятал их. Потом он вернулся домой и, довольный тем, что никто ничего не заметил, лег спать.

Вот и утро. Еще совсем рано. Восходит солнце, и небо еще розовое. Отец и Петя уже встали, проснулся и Тимошка. Он быстро оделся, сбегал за червями и пошел к отцу проситься на рыбалку. Отец сказал сыну, что тот еще маленький и пообещал непременно взять его с собой, когда тот подрастет.

Отец и брат ушли, а Тимошка остался во дворе один. Малыш был очень огорчен, с досады он даже уронил свою удочку и не слышал, что сестра Нина зовет его играть. Ему было очень грустно, ведь он так хотел наловить много рыбы. Лицо у Тимошки было хмурое, от обиды ему хотелось плакать. Мальчик стоял неподвижно и совсем не замечал, что курица вытащила из его ведерка червяка. Он думал о своем...

Но вот прошло совсем немного времени, и малыш забыл о своей обиде. Он уже весело катается на своем трехколесном велосипедике и ждет отца и старшего брата с рыбалки.
Анализ сочинения

И это сочинение-рассказ, подобно двум предыдущим, носит ярко выраженный творческий характер. Почувствовать себя участником событий, переживать вместе с героем, строить диалоги, домысливать сюжет картины помогла его автору ситуативно-ролевая игра.

Каждый ученик старался придумать свою завязку, развязку действия, сочинить свои диалоги, отличные от тех, какие звучали на «сцене», В классе не было двух одинаковых работ, каждый хотел создать что-то свое, новое, интересное.

Сочинение - рассказ по картине К.Н. Успенской - Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

В основе конспекта урока - работа по изучению и анализу произведения изобразительного искусства. Урок иллюстрирует современные подходы к организации творческой работы учащихся, различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно - стилистического, орфографического анализа текста и языковых явлений.

Конспект предназначен учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку.

Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.

Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"

Ход урока

I.Организационный момент.Сообщение темы урока.

Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".

Кто эти путники?

Кто там спешит

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх -

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади.

Кто там в кустах

Над водо сидит?

Кто там за рыбой

Зорко следит?

Дедушкас трубкой

И маленький Тийт

Ждут,

Когда будет

У рыб аппетит.

Вот поплавок

Наклонился едва.

Удочка гнется в руке.

Дедушка дёрг-

И рыбка плотва

Бьется уже на крючке!

Словно рыбачить!

Идет на крючок

Нынче плотва за плотвой.

Дед говорит:

Собирайся,сынок,

Ждут нас хозяйки домой!

Кто эти путники?

Кто там спешит?

Кто там шагает с реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх-

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади

Дед наловил

Для семейства всего

Много плотвы и угрей.

Маленький Тийт

Для кота одного

Только лишь блюдце

Ершей.

О чем это стихотворение?

Кто из вас был на рыбалке?

Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?

Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?

Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

II.Беседа по картине.

Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)

Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)

По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)

Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)

Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)

Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)

Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)

Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)

Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)

По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)

Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)

Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)

Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)

А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)

Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)

Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)

Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)

Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)

Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)

Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)

Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)

Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)

Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том, что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.

Нравится ли вам эта картина?

Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

Физкультминтука

III.Составление плана сочинения.

В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию (самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).

На доске записывается примерный план сочинения.

План

1.Лето-пора чудес.

2.Описание картины:

А)место действия;

Б)образ маленького мальчика;

В)отец и старший брат;

Г)сестра

3.Мое впечатление о картине.

VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.

Укажите синонимы к словам:

лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);

обиженный(оскорблённый,грустный);

симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);

кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).

Составьте с ними словосочетания на тему картины.

V.Устное сочинение-расска по картине.

Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)

Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)

Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.

Ущащиеся составлят диалог:

Папа, можно я пойду с вами?

Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.

Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)

Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)

В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.

Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)

Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)

А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)

Примерное сочинение.

"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.

Вдруг он увидел, что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку,положил все под кроватку и,довольный лег спать.

Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.

С вами на рыбалку,-ответил Павлик.

Мал еще,оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.

VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.

VII.Итог урока.

С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?

О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?

Чему учит эта картина?


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Не взяли на рыбалку"

Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.

В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.

Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.

И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.

Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.

На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.

Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.

Урок этот я запомнил на всю жизнь.

Подобные документы

    Место дискурсивного анализа в лингвистике. Характер связи дискурсивного анализа художественного текста и интерпретации данного текста с комплексом теоретических положений литературной науки. Осуществление предварительного филологического анализа рассказа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Использование личных местоимений и числительных, форм глагола to be, правильных форм артикля при переводе текста с русского на английский язык и обратно. Существительные во множественном числе. Пример составления краткого рассказа о путешествиях.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2015

    Современные представления о языковой картине мира. Концепты как лексические категории, определяющие языковую картину мира. Концепт "брат" в художественном осмыслении, его место в русской языковой картине мира и вербализация в русских народных сказках.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Лингвокультурология как наука. Статус концепта как феномена. Понятие "национальной концептосферы". Базовые характеристики концепта. Лингвокультурологические особенности концептуализации счастья как социокультурной реальности в англоязычной картине мира.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2014

    Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

    презентация , добавлен 16.04.2014

    Языковая картина мира в лингвокультурологии, фразеология как ее часть. Методы и принципы исследования концепта во фразеологической картине мира. Фонетические и грамматические особенности фразеологизмов о мечте, а также лексико-семантическая специфика.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2017

Художник иллюстратор О. Попович создавал забавные рисунки. Их можно было часто встретить на страничках детских журналов или книжек. Одной из популярных его иллюстраций является рисунок Не взяли на рыбалку. Эта работа по названию совпадает со знаменитой картиной Успенской-Кологривовой, что находится в Третьяковской галерее, да и не только название общее, но и много похожих деталей, в том числе и герои картины.

Не взяли на рыбалку сочинение

В отличие от картины Не взяли на рыбалку, которую художница Успенская написала в 1955 году, одноименный рисунок Поповича был написан на несколько десятилетий позже. Об этом свидетельствуют и герои работы художника-иллюстратора, чья одежда более современная. Однако, хоть у картины и иллюстрации разный временной промежуток создания, сюжет у них очень похож. Что же мы видим на рисунке Поповича? Об этом мы и напишем в по рисунку Не взяли на рыбалку, из которого может получится целый рассказ.

Описание картины

Хоть автор и изображает все красочно, даже с неким юмором, мы сразу же замечаем большую обиду у малыша. Не хочется оказаться на его месте. Его горе безутешно, обида огромна, что не помогает даже поддержка старшей сестры, которая пытается хоть как-то успокоить маленького мальчика. А все потому, что его не берут на рыбалку. Мы видим, как на рыбалку идет папа и средний сын. Они взяли рюкзаки, удочки, снасти и стремительно направляются в сторону реки. Их ждет занимательное и увлекательное времяпровождение, во время которого можно не только отдохнуть, но и наловить рыбы. Малыш, по всей видимости, тоже очень надеялся отправиться с братом и отцом на рыбалку. Он даже приготовил ведро, накопал приманки, взял удочку и был готов отправляться в путь, как тут же получил отказ.

Слезы сами собой потекли ручьем, ведь малыш явно не понимает причину, почему его не берут на рыбалку. Скорее всего он слишком мал, ведь ему всего лишь три, а может четыре года. Это возраст, когда хочется бегать, прыгать, кричать, резвиться, а на рыбалке нужна сосредоточенность и тишина. Видимо причина только в этом. Мне кажется, еще какой-то год — другой, и ребенок сможет отправиться удить рыбу, нужно просто подождать. Но, это сложно объяснить ребенку, который плачет и ничего не слышит. Его ведро с червями упало и опрокинулось. Он смотрит вслед удаляющимся рыбакам, которые не обращают никакого внимание на плачущего ребенка.

Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!