Кулинарный сайт - Sushivenev

Туристские слеты на озере джека лондона. Туристские слеты Как провести однодневный турслет в начальной школе

Как правило, проведение школьного туристического слета ложится на плечи учителя физкультуры. Редко где в школе найдется костяк учителей-единомышленников, способных составить мощную команду по подготовке туристических состязаний между классами. А ведь одному педагогу без помощи коллег провести такое мероприятие просто не под силу. Как привлечь учителей-предметников на свою сторону? Как сделать туристический слет большим общешкольным мероприятием? Одним из путей решения проблемы является работа в рамках большого междисциплинарного проекта, в который может быть вовлечено несколько учителей-предметников.

Мир вокруг нас

Программу школьного туристического слета обычно составляют: прохождение контрольно-туристического маршрута (КТМ), соревнования по ориентированию, туристическая полоса препятствий, соревнования по технике туризма, различные викторины и конкурсы. А можно ли все это объединить? Можно.
Лучше всего взять за основу контрольно-туристический маршрут. При его прохождении (в зависимости от планирования) учащимся предстоит продемонстрировать определенные технические навыки, а также навыки ориентирования на местности. Содержание заданий, которые будут предложены детям на контрольных пунктах (КП), будете определять целиком вы. Это могут быть специализированные туристические задания (установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака и т.п.), а могут быть задания из разных предметных областей. И тут нам никак не обойтись без учителей-предметников: именно они должны все подготовить, учитывая возраст учеников, а затем оценить выполнение.
Свой междисциплинарный проект мы назвали «Мир вокруг нас». В процессе туристического путешествия дети знакомятся с природой, которая их окружает, в частности с лесом. Для многих маленьких горожан это совершенно иной, порой даже незнакомый для них мир. Как хорошо, что школьный туристический слет помогает детям с разных сторон лучше рассмотреть его!

Подготовка маршрута

Прежде всего, нужно определить место и сроки проведения туристического слета. При выборе места важно иметь карту, лучше всего – для спортивного ориентирования.
Затем нужно разработать сам маршрут. При проведении слета с учащимися разных возрастов важно предусмотреть, чтобы длина и сложность путешествия варьировались в зависимости от возраста. Для учащихся 5–6-х классов протяженность КТМ должна составлять 4–5 км, для 7–8-х – 5–6 км, для 9–11-х классов – 6–8 км. При этом маршрут должен пролегать таким образом, чтобы учащиеся по ходу движения могли применить навыки техники туризма (если они уже владеют ими): преодолеть овраг, водную преграду, пройти по бревну и т.п.
Желательно, чтобы место старта и финиша у всех классов было одним и тем же, а сами маршруты – разными. Это не позволит командам идти друг у друга «на хвосте». Маршруты классов могут расходиться и снова сходиться в зависимости от количества КП.

А судьи кто?

Количество КП напрямую зависит от количества судей. При планировании маршрута нужно учесть и этот момент. К сожалению, вовлечь всех учителей школы в судейство, скорее всего, не получится. В таком случае можно воспользоваться помощью старшеклассников – не обязательно туристов. Тогда судья-старшеклассник заранее согласует задание на КП с учителем-предметником.
В любом случае переходить к следующему этапу подготовки можно будет лишь в тот момент, когда точно будет известно, на скольких судей вы можете рассчитывать.

Проект Положения о соревнованиях

Не удивляйтесь тому, что составление Положения не стало первым этапом подготовки. А ведь именно с этого рекомендуется начинать проведение любого туристического слета. Если не определить район, сроки проведения и людей, с которыми вы будете сотрудничать, никакое Положение работать не будет.
Вот примерный вариант Положения о школьном туристическом слете:

Цель: прививать учащимся основные навыки пешеходного туризма.

Задачи:

1) приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни;
2) воспитывать любовь к природе;
3) изучать и закреплять основные навыки пешеходного туризма и ориентирования на местности;
4) выявлять сильнейших туристов школы.

Состав участников: к участию в туристическом слете допускаются учащиеся 5–11-х классов, не имеющие противопоказаний врача и получившие соответствующее разрешение от родителей.

Время проведения: «__» ________ 200__ года.

Место проведения: ________________ (место старта – _________________, место финиша – _________________).

Программа соревнований

Соревнования включают в себя прохождение контрольно-туристического маршрута с выполнением заданий, подготовленных учителями-предметниками в рамках междисциплинарного проекта «Мир вокруг нас».
Каждая команда (класс) проходит туристический маршрут через обозначенные на карте контрольные пункты (КП). На каждом КП детям предлагается выполнить дополнительное задание. С заданиями и критериями их оценивания учащиеся знакомятся на уроках накануне слета. На каждом КП судья фиксирует правильность выполнения задания и ставит отметку каждому участнику команды.
По прибытии на поляну слета команды должны будут составить эссе по тематике междисциплинарного проекта. С темами и критериями оценивания учащиеся также знакомятся заранее.
По мере прохождения маршрута команды должна собирать мусор. Количество собранного мусора также оценивается судьями (максимум 3 балла).

Судьи-контролеры на дистанции также осуществляют контроль за поведением учащихся в лесу и вправе как начислить, так и снять определенное количество баллов по этому показателю. С критериями начисления баллов учащиеся знакомятся непосредственно перед стартом.
Фиксируется также время, затраченное командой на преодоление маршрута. Разница в длине маршрута составляет фору между классами.
В зависимости от времени, затраченного на прохождение маршрута, баллы начисляются таким образом:

Количество баллов

Дескриптор

Маршрут не пройден

На прохождение маршрута затрачено более 3 ч

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 45 мин. до 3 ч

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 30 мин. до 2 ч 45 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 15 мин. до 2 ч 30 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч до 2 ч 15 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 1 ч 45 мин. до 2 ч

На прохождение маршрута затрачено менее 1 ч 45 мин.

Определение победителей

Победитель в туристическом слете определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой по всем показателям (средний балл класса при выполнении заданий (отношение суммы всех полученных отметок к количеству заданий и к количеству учеников) – от 0 до 7):

1) время прохождения маршрута – от 0 до 7 баллов;
2) написание рассказа или эссе – от 0 до 7 баллов;
3) сбор мусора – от 0 до 3 баллов;
4) поведение на маршруте – от –3 до 3 баллов.

При равном количестве баллов у двух и более команд преимущество получает та из них, которая преодолела контрольно-туристический маршрут быстрее.
Судейская коллегия также вправе лишить команду занятого места в соревновании при грубейшем нарушении правил туристической стоянки (оставление мусора, небрежное отношение к природе, к соперникам, а также неправильная организация обеда).

Награждение

Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются кубками, грамотами и памятными призами.
Судейская коллегия вправе наградить призами отдельных туристов и даже целые классы, которые, по их мнению, особенно отличились во время соревнований.

Судейство соревнований

Судейство осуществляется силами учителей-предметников школы и наиболее подготовленных учащихся 11-го класса, имеющих соответствующий туристический опыт и подготовку. Главный судья – _________________________.

Организация соревнований

Организация и проведение соревнований возлагаются на учителей физической культуры __________________________________. Общий контроль за соблюдением данного Положения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе _____________________.

Подготовка заданий

На этом этапе учителя знакомят детей с заданиями, которые будут предложены им на туристическом слете, а также с принципами оценивания. Предлагаемые задания должны ограничиваться рамками единой темы, соответствовать возрасту детей и иметь четкую инструкцию по оцениванию, чтобы достичь в этом полной объективности. А заблаговременное знание материала позволит детям и классным руководителям заранее подготовиться к слету.
К тому же отметки, полученные учениками, будут выставлены в школьный журнал. А это уже означает, что турслет – не просто занятное мероприятие, а серьезный учебный проект, в рамках которого ученики получат оценки сразу по нескольким предметам.

Задания по предметам

География. Определение сторон горизонта, азимута, магнитного склонения.

Биология. Съедобные и несъедобные грибы, лекарственные растения. Красная книга.

Математика. Вычисление пройденного расстояния, расстояния до недоступной точки.

Рисование. Изготовление постера, плаката на заданную тему.

Музыка. Исполнение туристической, бардовской песни.

Физкультура. Преодоление туристического маршрута. Техника преодоления оврага спортивным способом.

Русская словесность. Написание рассказа, эссе по заявленной теме.

Оценивание

Использование критериального оценивания на туристическом слете позволяет увидеть полную и объективную картину соревнований. Важно, что ученики заранее знают, за что и как они будут получать оценки. Таким образом, задания и принципы оценивания их выполнения на КП не являются для них сюрпризом.

Примеры заданий

География. Контрольный пункт «Кладоискатели»

– Ребята, вам предлагается стать кладоискателями. Нужно отыскать клад. Но сделать это смогут только те, кто хорошо умеет определять азимут.
Вы должны пройти путь, состоящий из отдельных отрезков. В конце каждого отрезка пути необходимо использовать какой-нибудь хорошо заметный ориентир, например большую старую березу или большой пень. В траве скрывается колышек с завязанной на нем ленточкой. От этой точки вам предстоит двигаться по азимуту до следующего ориентира. В конце маршрута вы тоже найдете ориентир, и если под ним покопать, то можно найти клад – старинную персидскую монету.
И последнее: на каждом участке пути должен быть свой главный штурман, который принимает окончательное решение о дальнейших действиях.

Отрезок

Азимут

Расстояние

Критерии оценивания выполнения заданий на контрольном пункте «Кладоискатели»

Критерии оценивания выполнения заданий по физической культуре

Критерий А – физическая подготовка (максимум 7 баллов)

Уровень

Дескриптор

Учащийся совершенно не справился с маршрутом

Учащийся справляется с маршрутом только благодаря помощи других

Учащийся справляется с маршрутом с огромным трудом и с большим неудовольствием

Учащийся справляется с маршрутом, постоянно испытывая при этом затруднения

Учащийся справляется с маршрутом, проявив определенные волевые усилия

Учащийся легко справляется с маршрутом

Учащийся легко справляется с маршрутом, при этом оказывает помощь другим

Примечание: выполнение заданий по критерию А оценивают сопровождающие класс взрослые и судьи-наблюдатели, проводя таким образом стандартизацию.

Критерий Б – техника преодоления препятствия (максимум 7 баллов)

Уровень

Дескриптор

Учащийся не достиг ни одного из уровней, описанных ниже

Учащийся демонстрирует неправильную технику

Учащийся допускает большое количество технических ошибок

Учащийся демонстрирует правильную технику, но иногда совершает ошибки

Учащийся демонстрирует правильную технику, но выполняет упражнение в невысоком темпе

Учащийся демонстрирует отличную технику, выполняет упражнение в высоком темпе

Учащийся выполняет упражнение безупречно, в высоком темпе, оказывает помощь партнерам по команде

Примечание: оценку по критерию Б выставляет судья на контрольном пункте при выполнении технического задания «Преодоление оврага». В проведении стандартизации участвует ассистент.

Уроки отменяются!

Проведение туристического слета как междисциплинарного проекта позволяет провести его в течение учебного дня, так как в мероприятии задействованы большинство учителей-предметников и классные руководители. Можно провести слет и в выходной день, но тогда процент участвующих детей значительно меньше. Уроков в этот день в школе нет, и это воспринимается детьми как праздник, однако во время проведения турслета ребята продолжают учиться и даже получают за это отметки.

Судьи выезжают на место туристического слета заблаговременно – или накануне вечером (с ночевкой), или рано утром. Команды приезжают к месту старта вместе с классными руководителями (возможно даже с родителями) утром в установленное время.

Маршрутный лист

На старте главный судья еще раз знакомит участников с программой соревнований, после чего каждая команда (класс) получает карту с обозначенными на ней КП, а также маршрутный лист, который судьи будут заполнять на протяжении всего времени слета.

Маршрутный лист ______ класса

Время старта___________ Время финиша___________ Результат ________

Фамилия, имя / Критерии оценивания

Сумма

Средний балл

Передвижение по маршруту

Важным этапом является передвижение детей по маршруту от одного КП к другому. Во время передвижения можно предложить детям выполнить какое-либо задание – например, они должны убрать мусор в специальный мешок. Результат труда судьи оценят на финише, и это будет учтено при определении победителя.
Кроме того, можно назначить специальных судей-наблюдателей (лучше всего – из числа старшеклассников), которые будут со стороны следить за соблюдением дисциплины (поведение, взаимовыручка и т.д.). Судьи-наблюдатели также начисляют или снимают баллы в ходе продвижения по маршруту.

Фактор времени

Часто приходится видеть, как турслет превращается в беговые соревнования с использованием навыков ориентирования. Победителя часто определяют по затраченному на прохождение маршрута времени. Зачастую это так давит на учеников и их классных руководителей, что они думают только о том, чтобы пробежать всю дистанцию, и не имеет значения, доставляет это удовольствие или нет.
Мы же предлагаем дать ребятам возможность контролировать время, но не стремиться достичь максимально возможного результата. Для получения зачетных баллов нужно лишь укладываться в отведенные временные рамки (см. проект Положения). Время прохождения маршрута стоит учитывать лишь в том случае, если две или более команд наберут равное количество баллов, что бывает очень редко.

Поляна слета

Не следует забывать, что туристический слет – это не только спортивное, но и воспитательное мероприятие. Поэтому по прибытии на финиш (поляну слета) классы должны позаботиться о том, как организовать отдых и питание, при этом лес после себя нужно оставить чистым.
Есть множество способов занять себя на поляне слета: игры, конкурсы, викторины, сценки и т.п. Можно также предложить детям еще несколько заданий в рамках междисциплинарного проекта.

Эссе

Мы предлагаем младшим школьникам на поляне слета сочинить небольшой рассказ, а старшеклассникам – написать небольшое эссе по теме проекта, например:

– Как я ориентируюсь в окружающем мире?
– Как я воздействую на окружающий мир?
– Как мир влияет на меня?
– Что я знаю об окружающем мире?
– Каким я оставляю мир после себя?

Рефлексия

Работы детей можно потом вывесить в школе вместе с фотогазетами о прошедшем турслете. Еще лучше провести небольшую презентацию детских работ после возвращения в школу или в другое время.

Преимущества проекта

Проведение такого большого междисциплинарного проекта позволяет:

– вовлечь в туристический слет большое количество педагогов. Учителя, не задействованные в судействе, могут принять участие в соревнованиях отдельной командой;
– показать целостность мира и взаимосвязь школьных предметов в различных аспектах;
– дать детям возможность серьезно изучить школьную программу для подготовки к слету;
– вовлечь как можно больше учеников в данное мероприятие;
– использовать критериальное оценивание не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Турслёт в начальной школе. Сценарий

Проведение общешкольных массовых мероприятий требует не только серьезной подготовки, но и большого количества задействованных. Данный сценарий проведения туристического слета для начальной школы предполагает участие на этапах минимального количества судей, что позволяет классным руководителям все время находиться со своими детьми. Сценарий будет полезен учителям физической культуры, учителям начальных классов, педагогам-организаторам, заместителям директора по воспитательной работе.

Цель: Организация досуга учащихся начальной школы в рамках проведения Дня здоровья.
Задачи: сплочение классных коллективов, привлечение родителей, как активных участников воспитательного процесса, привитие культуры поведения на природе, развитие физических качеств, смекалки, сообразительности и творчества, формирование потребностей в физическом развитии и занятиях спортом.
Место проведения: лесной массив (парк)
Участники: учащиеся 2-4 классов, родители, учителя
Инвентарь и оборудование: таблички с обозначением классов. «Старт», «Финиш». Таблички с названием этапов, волчатник (шнур с флажками) длинной равной длине всей дистанции прохождения туристской полосы (от 500 до 1000м) для маркировки трассы. Веревка туристическая, бревно, спилы бревна толщиной около 5 см (кочки) -8 штук, кегли 6 штук, флажки 6 штук, бутылки пластиковые с закрепленным на шнурке маркером и заданием для этапов внутри. Коробка с игрушками резиновыми, кружками эмалированные, бутылками 0,5 литра с водой, газетами, спичечными коробками (без спичек) по количеству команд-участниц. Карточки с этапами для каждой команды. Дартс (магнитный).

Программа проведения

Построение команд-классов у школы.Сдача рапорта.
Приветствие директора школы, главного судьи туристического слета.


Передвижение к месту проведения.



Разбивка бивуаков.

Соревнования по дартсу.
Конкурс «Осенний бутерброд». Награждение проводится по номинациям (по количеству команд): самый маленький, самый большой, самый калорийный, самый веселый, самый диетический и т.д.



Полоса препятствий

Прохождение полосы препятствий (все классы по порядку с разрывом 5 минут). Полоса препятствий расположена по кругу. Старт и финиш в одном месте.
На старте участники должны иметь свой один рюкзак на команду. Судья на старте объясняет кратко, что предстоит делать участникам и одному ставит метку красной помадой (на этапе медицина «рану» необходимо заклеить лейкопластырем), на этапах где участники выполняют задание на карточках, карточки берут с собой и сдают на финише судье. Финиш по 7 участнику.


1 этап «Укладка рюкзака»: в коробке находятся разные предметы, нужно решить и выбрать, те которые необходимы в походе положить в рюкзак.


2 этап «Кочки»: передвигаться нужно по условным кочкам расставленным на тропинке.

3 этап «Флора»: достать из бутылки задание, где перечислены растения, вычеркнуть те, которые не растут в нашей местности.

4 этап «Фауна»: достать из бутылки задание, где перечислены животные, вычеркнуть те, которые не живут в нашей местности.

5 этап «Медицина»: выполнить задание, которое написано на бутылке: «возьмите лейкопластырь и заклейте «рану» пострадавшему»

6 этап «Снайпер»: на этапе 3 мальчика и 3 девочки выполняют по одному броску кеглей в цель, которая находится на расстоянии в нескольких метрах. В карточке судья ставит, количество штрафных секунд за каждый промах.


7 этап «Соображалки»: команда выполняет задание на этапе, для 4-х классов кроссворд, для 2-3 классов загадки.


8 этап «Бревно»: пройти всей командой по бревну, лежащему на земле держась за натянутую веревку.


9 этап «Острый глаз»: из бутылки достают карточку, на которой расположены 9 квадратов. В них нарисованы в разброс 6 предметов, нужно запомнить, что нарисовано. Перед финишем на чистой карточке нужно нарисовать предметы в том же расположении, за каждый неправильный рисунок, штраф 5 секунд.
На финише судья проверяет содержимое рюкзака, наличие пластыря на «ране», задание с этапов.


Подведение итогов. Награждение победителей. Награждение в полосе препятствий проводится в каждой параллели.
По окончанию мероприятия проводится совместная уборка территории, проверка места пребывания и колонны учащихся отправляются в школу. Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях , вместе поют под гитару у костра. Туристские слеты проводили всякий раз в новом месте, и для большинства участников каждый новый поход становился открытием еще не исследованного уголка природы.
Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
Второй туристский слет состоялся на озере Джека Лондона - в крае романтики, которому первые геологи отдали свою любовь. В этих соревнованиях в сопровождении беспрерывного дождя и туч комаров победили ягоднинские спортсмены.
Самая южная часть Магаданской области, полуостров Кони, стал местом проведения третьего слета. Гористый, изрезанный глубокими распадками, заросший стлаником, он приветливо встретил пришельцев. Слет запомнился огромным костром с мириадами рассыпающихся искр, задушевными песнями.
Четвертый слет проходил у подножия горы, которая в ясные дни видна из Сусумана. Туманный Морджот был благосклонен к ягоднинским спортсменам.
В 1961 г. туристский флаг вновь взвился над озером Джека Лондона, которое, словно искупая вину за прошлое не гостеприимство, предстало перед взорами участников в ярких лучах солнца.
В буквальном смысле обрушился снег на голову участников шестого областного слета 1 августа 1962 г. в окрестностях курорта “Талая”. Все вдруг накрылось сплошным белым покрывалом, а на следующий день появилось солнце и всю неделю согревало туристов. В соревнованиях участвовало 150 человек, приз за командную победу увезли тенькинцы.
В следующем году туристы состязались в мастерстве на одном из истоков Колымы - реке Кулу. Победу в соревнованиях одержала команда “Авангард” из Магадана .
С трех сторон по долинам и сопкам через реки, болота, перевалы сходились туристские группы к пос. Мадаун. Здесь, в долине речки Магадавен, состоялся восьмой слет, в котором соревновались 115 человек. И на этот раз погода не баловала участников. Победу завоевала команда института “Дальстройпроект”.
В 1965 г. туристов области снова позвали красоты озера Джека Лондона . Слеты вошли в традицию, они стали проверкой готовности туристов к походам. Это была прекрасная форма обмена опытом. От организаторов требовалась немалая выдумка, большая фантазия.

На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход - и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей , первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” - окрестностей озера Джека Лондона . Многие годы водил в походы школьников. Неоднократно и во время слетов (одиннадцатый вновь состоялся на берегах замечательного озера) Демант водил многочисленные группы на самую высокую вершину области.
В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды - для четырнадцатого и шестнадцатого слетов - выбирались Мотыклейские

Положение

о проведении школьного туристического слета учащихся МБОУ «Красивская СОШ».

Цели и задачи:
развитие и пропаганда массового школьного туризма и краеведения; совершенствование практических навыков выживания в природных условиях; воспитание сознательной дисциплины товарищества, коллективизма, воли, смелости, выносливости: приобщение к здоровому образу жизни.

Место и время проведений:

Тамбовская область, Инжавинский район, с.Красивка, левый берег р. Вороны, учебная поляна.

Участники соревнований:

в соревнованиях принимают участие учащиеся I - XI классов.

Команда каждого класса должна иметь свою эмблему, два компаса, 6 пар перчаток, снаряжение и набор продуктов питания для приготовления обеда в полевых условиях.

Соревнования проводятся по трем возрастным группам: младшие 1-4 кл., средняя 5-8 кл., старшая 9-1 1 кл.

Программа соревнований.

До 9 часов - Прибытие команд на поляну соревновании.

9.00 - 9.30 - Размещение команд, подготовка мест для привала.

9.30 - 10.00 - Торжественное построение, открытие слета, рапорт

капитанов команд о готовности к соревнованиям.

10.00 - 10.30- Просмотр техники и последовательности прохождения этапов полосы препятствий с объяснением системы су­действа и штрафов.

10.30 - 12.00 - Соревнования по технике пешеходного туризма

12.00 - 14.00 - Соревнования на контрольно-комбинированном. маршруте для V - XI классов.

Лесное многоборье для I - IV классов.

14.00 - 15.00 - Обед. Подготовка к конкурсной программе.

15.00 - 16.30 - Конкурсная программа.

Определение результатов и награждение.

Команда победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых во всех видах соревнований, награждается дипломом.

Команды, занявшие призовые мест в отдельных видах, награждаются грамотами.

Основные виды соревнований туристического слёта

Техника пешеходного туризма

Состав команды: 6 человек (4 мальчика и 2 девочки)

Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на

прохождение полосы препятствий плюс штрафное время.

1. Снятие палатки.

Этап оборудован судейской палаткой. По сигналу команда (обычно 2 человека) снимают, и укладывает палатку, оставляя ее на этапе.

2. Вязка узлов.

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла. Завязав узел, положив рядом карточку, продолжает движение к следующему этапу. Штраф: завязан неправильно узел - 60 сек.;

отсутствие контрольного узла - 30 сек.

3. Параллельные веревки.

Над землей натянута веревка. Над ней - вторая. Участникам, передвигаясь по нижней веревке не отрывая ступней и держась за верхнюю, необходимо преодолеть препятствие длиной 15 -20 метров. Штраф: двое на этапе - 60 сек. срыв - 60 сек.

4. Спуск спортивным способом.

Этап оборудован основной веревкой, закрепленной на дереве и лежащей вниз по склону. Участник берет веревку обеими руками и перебрасывает ее через голову на плечи. Спуск осуществляется боком (не спиной и не лицом к склону) до тех пор, пока не будет пройдена опасная зона, отмеченная флажками. Штраф: двое на этапе - 60 сек.;

движение в зоне без веревки - 60 сек.; падение (касание рукой земли) - 60 сек.; работа без рукавиц - 10 сек.

5. Подъем спортивным способом.

Этап оборудуется, как и предыдущий. Участник, перехватывая веревку руками совершает подъем по склону спортивным способом веревка при этом должна идти между ног. Штраф: двое на этапе - 60 сек.";

движение в зоне без веревки - 60 сек.; касание земли любой частью тела - 20 сек.; падение - 60 сек.; неправильное положение рук (веревки) - 10 сек.

6. Бревно.

Участники проходят по бревну длиной 8-10 м., и толщиной 30 см. держась руками за перила (натянутая веревка) Штраф: двое на этапе -60 сек.;

касание земли - 30 сек.; падение - 60 сек.; отсутствие страховки - 30 сек.

Участники преодолевают завал, самостоятельно выбирая технику и тактику преодоленения препятствия, не нарушая при этом границ коридора. Штраф: нарушение границ коридора -60 сек.

Протяженность этапа 10 метров, оборудован искусственными кочками, расположенными так, чтобы участник при их прохождении в середине должен был вынуждено сменить толчковую ногу. Штраф: двое на этапе -60 сек.; срыв с кочки- 30 сек.

Веревка закреплена на сучке дерева. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью маятниковой веревки, преодолевает отмеченное условное препятствие. Штраф: падение - 60 сек.;

касание земли - 30 сек.

10. Установка палатки.

Прибыв на этап, команда устанавливает палатку (любым количеством участников). После установки команда выстраивается и по сигналу капитана: «Готово!» судья оценивает правильность установки. Штраф: nepertbc палатки - 60 сек.;

потеря снаряжения (колышка) - 60 сек.; складки на скате палатки - 30 сек.

Контрольно - комбинированный маршрут.

Состав команды: участвует весь класс, кроме поваров, костровых и освобожденных по состоянию здоровья. Этот вид соревнования проводится в форме туристического похода, где каждая команда преодолевает различные естественные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и безопасные способы прохождения дистанции. На старте команда получает «легенду» - словесное описание маршрута с указанием, направлений и расстояний. Если команда точно пройдет описанный маршрут, то найдет контрольные пункты (КП). На каждом КП оборудуются этапы, где дети, выполняя различные задания, стараются набрать большее количество баллов. Для прохождения всей дистанции дается контрольное время- 1 час, в течение которого команда должна найти все КП и выполнить задания на этапах.

    Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Двое представителей команды получают карточку с вопросами - один теоретический, второй - практический, по оказанию помощи. Ответ и практические действия оцениваются по 5 бальной системе.

Правильная транспортировка -5 баллов, с ошибками -2,5 балла, неправильная -0 баллов.

2. Определение расстояния по карте.

Команда, используя судейскую линейку, определяет расстояние между пунктами на карте с учетом ее масштаба.

При ошибке до 5% - 3 балла, до 10 % - 2, до 15% - 1, более 15% - 0 баллов.

3. Сигналы международной кодовой системы.

Команда выбирает карточку, в которой нарисованы, пять международных кодовых знаков.

Все правильно угаданные знаки - 5 баллов, 4-4 балла, 3 -3 балла, 2 -2 балла, 1 - 1 балл, ни одного - 0 баллов.

4. Определение азимута на ориентир.

Команда при помощи компаса определяет азимут на три указанных ориентира. Максимальная оценка - 9 баллов. При ошибке до 5°- 3 балла, до 10° - 2, до 15°- 1, свыше 15° -0 баллов.

5. Топографические знаки.

Команда вытаскивает из картотеки карточку с заданиями -- расшифровать пять топографических знаков. За каждый правильно определенный знак - 1 балл.

6. Определение расстояния до недоступного предмета.

Команде предлагается определить расстояние до указанного предмета, не приближаясь к нему.

При ошибке до 2 м- 5 баллов, 4м - 4, 6м - 3, 8м - 2, 10м - 1, свыше 10 м - 0 баллов.

7. Лекарственные растения.

Команда вытаскивает карточку с названием пяти лекарственных растений. В предложенном гербарии необходимо отыскать эти растения. За каждое правильно угаданное растение -1 балл.

8. Разведение костра.

Предлагается разложить костер определенной формы, развести огонь, потратив минимум спичек и пережечь нить, натянутую над костром на высоте 50 см. Запрещается пользоваться берестой и смолой живых деревьев: нельзя применять бумагу, картон и искусственные горючие материалы.

За использование 1 спички - 5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5 - 1балл, свыше 5 0 баллов.

Лесное многоборье для учащихся I - VI классов.

Игра на местности включает элементы туризма, спортивного ориентирования и прикладных видов спорта.

Цель игры: преодолеть быстрым шагом лесную трассу с естественными и искусственными препятствиями. Вся трасса длиной 1 -1,5 км., разбита на 7-10 этапов в зависимости от рельефа местности. Препятствия на этапах могут быть такими.

Подлаз. Его можно сделать из углубления в земле и ограничить сверху жердью, а с боков оградить лаз ветками деревьев.

Бревно. Его кладут через канаву глубиной не более 0,5 м. Длина препятствия 2 -3 м.

Кочки. Если нет естественных кочек, можно сделать их из травы, мха, деревянных кружков. Расстояние между кочками должно быть равно средней длине прыжка с места. Расположение кочек произвольное, количество 10-15.

Овраг. Препятствие естественного характера. Глубина оврага примерно с человеческий рост.

Чаща. Труднопроходимый участок леса длиной 30 -50 м. Проще всего этот этап проложить в молодом мелколесье или зарослях кустарника. Завал. Сооружается из поваленных деревьев, сучков: для подлаза на уровне груди, для перелаза на уровне колен. Длина этапа 15 -20 м., ширина коридора 3-4 м. Допускается взаимопомощь.

Болото. Переправа через условное болото по четырем жердям, уложенным параллельно друг другу.

Кроме перечисленных можно включить в трассу и другие препятствия, используя рельеф местности. Лучший вариант трассы - кольцевой. Одно из условий прохождения трассы - передвигаться только быстрым шагом, бежать нельзя.

Команды по численности должны быть равны. Каждый отряд выбирает капитана, который всегда идет впереди. Вместе с командой на трассу выходят два посредника из числа старшеклассников, один из них замыкает колону, другой идет в главе вместе с капитаном.

Старт раздельный, команды уходят на дистанцию в интервале 10-15 мин.
После сигнала судьи команда уходит на трассу быстрым шагом,
ориентируясь на метки в виде полосок цветной материи или

прикрепленным к деревьям листков бумаги. Метки крепятся к деревьям так, чтобы их поиски представляли некоторую трудность. Радиус расположения меток не должен превышать 30 м. Одна метка означает продолжение маршрута, две - препятствие, которое нужно преодолеть. Каждое препятствие должны преодолеть все участники. За этим внимательно следят посредники. Нарушение преодоления препятствий наказывается штрафным временем.

За каждое нарушение штраф - 10 сек. Штрафы даются: за касание любой частью тела боковых и верхних ограничений во время подлаза; за касание земли любой частью тела при переходе через бревно; за каждый прыжок мимо кочки или срыв; за выход за коридор при прохождении завала; за срыв с жердей гати на болоте; за не преодоление склона, оврага; за отклонение от трассы при прохождении чащи, которая размечена метками через 3 м; за переход участника на бег в любом участке трассы.

Время финиша команд определяется по последнему участнику. Место команды определяется по сумме времени прохождения трассы и штрафного времени на этапах.

Конкурсная программа.

1. Конкурс краеведов.

Принимает участие вся команда. За контрольное время предлагается письменно ответить на 10 вопросов по истории и географии родного края. Использование справочной литературы запрещено. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2.Конкурс поваров.

Жюри оценивает вторые блюда и холодные закуски, в которых присутствуют лесные продукты.

Оценивается качество, простота приготовления и сервировка.

Конкурс обязателен для всех команд. Оценивается: внешний вид и дисциплина участников, состояние места стоянки, костра, противопожарная безопасность, хранение продуктов и организация питания, экологическая безопасность и т. п. Оценку проводят главный судья и комендант слета.

4. Конкурс туристической песни.

Является, как правило, завершающим этапом соревнований. Все участники слета располагаются на поляне соревнований, каждая команда представляет свои номера художественной самодеятельности.

Оценивается мастерство исполнения, оригинальность, соответствие теме.

Туристские мероприятия, которые проводились в дореволюционный период, не носили массового характера. Массовые слеты, на которые собирались до 10 тысяч человек, начали проводить в 50-х гг. московские туристы.

Сегодня туристские слеты и соревнования стали настоящим праздником для любителей путешествий. Они приобрели массовый характер.

Будучи одной из основных и наиболее доступных форм массовой туристско-краеведческой работы, туристские слеты являются своеобразным смотром определенных этапов проделанной работы и проверкой готовности к туристско-краеведческой работе в наступающем сезоне. Они ценны тем, что способствуют зарождению новых туристских секций и объединению разрозненных туристских групп и отдельных туристов в один сплоченный и сильный коллектив.

Цель слетов -пропаганда туризма, обмен опытом организационной работы, проведение политико-воспитательных мероприятий.

Подготовка и проведение туристических слетов

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Проведение слета должно быть в обязательном порядке предусмотрено годовым планом туристских мероприятий и согласовано с утвержденным графиком программы соревнований добровольных спортивных обществ.

Организация, проводящая слет, обязана: создать оргкомитет; утвердить главную судейскую коллегию; продумать материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение слета; обеспечить безопасность; получить разрешение местных организаций на проведение слета.

Оргкомитет составляет «Положение о слете», разрабатывает и осуществляет план подготовки и проведения мероприятий (перечень конкурсов, состав конкурсных комиссий и т. д.). Во время слета оргкомитет обеспечивает размещение туристов, их питание, медицинское обслуживание, наглядную агитацию.

Основным руководящим документом является «Положение о слете», которое составляется в зависимости от содержания сле-та, его тематики и масштабов. Основные разделы положения: «Цели и задачи», «Время проведения», «Руководство», «Участники», «Программа», «Порядок определения победителей», «Система зачета», «Награждение», «Финансирование», «Подача заявок», «Совещание представителей и прибытие участников на слет». Образец положения представлен в приложении.

ВЫБОР МЕСТА И ПЛАНИРОВКА ЛАГЕРЯ

Слеты желательно проводить вблизи мест, связанных с маршрутами, по которым проходили предслетовские походы. Место должно иметь удобные подъезды и подходы для подготовки дистанции соревнований по спортивному ориентированию и туристской технике. Желательно, чтобы место слета располагалось не далее чем 3-5 км от ближайшей железнодорожной или автобусной станции, пристани.

Поляна, где расположится лагерь, должна быть сухой, ровной, защищенной от ветра. В районе места проведения слега должна быть доброкачественная питьевая вода. Если ее нет, то следует организовать ее подвоз. Необходимо также позаботиться о заготовке дров.

Поляну предварительно обследуют, подбирают площадку и устанавливают на ней мачту для подъема флага, размечают места для торжественной линейки и различных соревнований. Затем подыскивают открытую поляну для общего костра, на которой смогли бы разместиться все участники слета для смотра художественной самодеятельности и исполнения туристских песен.

Палатки для штаба главной судейской коллегии и медпункта ставят на поляне в некотором отдалении от палаток участников слета.

Костры раскладываются за палатками в 10-12 м от них.

ОТКРЫТИЕ СЛЕТА

Площадку, где будет проходить открытие слета, красочно оформляют флагами, лозунгами, транспарантами. Комендант за 10-15 мин до начала парада выстраивает всех участников в колонну и под звуки марша выводит их на поляну.

Весь церемониал проходит по заранее разработанному сценарию, в котором предусматривают выступления представителей туристской организации, проводящей слет, представителей комсомольских, спортивных и профсоюзных организаций, гостей.

Флаг слета выносят и поднимают победители предыдущего слета. Если же проведение слетов еще не стало традицией, то флаг поднимает кто-то из туристов. На ритуал открытия отводя г не более 15 мин.

После поднятия флага начальник штаба слета объявляет торжественную часть закрытой и предлагает главному судье приступить к проведению соревнований.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ

Любой слет должен быть по возможности насыщен массовыми мероприятиями: соревнованиями, играми, песнями, показом кинофильмов, отчетами, выставками туристских фотографий, стендами. Все это следует проводить в форме конкурсов. Конкурсы повышают интерес к различным видам туристской самодеятельности не только у зрителей, по и у самих туристов, участников слета.

Конкурсы ценны тем, что являются прекрасным средством пропаганды туризма. Кроме того, они помогают созданию ценных наглядных материалов по туризму, учат грамотно составлять и оформлять отчеты.

На слетах со школьниками можно проводить следующие конкурсы:

1. На лучшую организацию туристской работы в школе.

2. На лучшее туристское путешествие.

3. На лучший фотоснимок о походе.

4. На лучшую самодеятельность.

5. На лучший туристский кинофильм.

6. На лучшее оформление бивака.

7. На лучший обед.

Подготовка и проведение соревнований

На слетах проводятся соревнования по спортивному ориентированию и туристской технике. На слетах школьников проводят еще соревнования по глазомерной топографической съемке.

В последние годы в программу соревнований стали включать отдельным видом соревнований контрольно-комбинированный маршрут. Он проводится с целью проверки умения ориентироваться и двигаться на местности с помощью компаса и карты, самостоятельно выбирать путь движения, решать тактические задачи на маршруте, соблюдать правила безопасности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!