Кулинарный сайт - Sushivenev

Пальчиковые гимнастики и физминутки. Ателье, конспект занятия, проектная деятельность по ознакомлению детей с трудом Физминутка грибы старшая группа

Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода

Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.

СЕНТЯБРЬ

Тема: "Детский сад"

Физминутка "Детский сад"

Сначала буду маленьким, Присесть.

К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.

Потом я вырасту большим, Встать.

До лампы дотянусь. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика "Наша группа"

В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика

Это Саша,

Это Даша.

Тема: "Мои друзья"

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Тема: "Моя семья"

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

[b]Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка, Руку сжать в кулак,

Этот пальчик - бабушка, поочередно разжимать пальцы,

Этот пальчик - папочка, начиная с большого.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Тема: "Я человек"

Физминутка «Большой-маленький»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам

И в конце пути упал.

Хлопок обеими ладонями по коленям

ОКТЯБРЬ

Тема: "Здоровье"

Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш - физкультминутка. Шагают на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.

Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.

Тема: "Сад-огород"

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. потягивания-руки в стороны

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. приседания

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. потягивания - руки в стороны

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. потягивания - руки вперёд

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Загибаем поочерёдно пальцы

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Тема: "Хлеб"

Физминутка «Растим хлеб»

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

Рад, Серёжа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

[b]Тема: "Золотая осень"

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,

Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимай повыше ноги. колени.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,

Красный листик, желтый начиная с указательного к большому .

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять! Поднимают вверх одну руку,

С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

НОЯБРЬ

Тема: "Мебель"

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: "Материалы и их свойства" (по 3 варианта)

Физминутка «Точим нож!»

Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.

Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед

Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.

Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки

Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.

Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.

Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! Шагаем на месте.

А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. Ходьба.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. Наклоны.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. Дети садятся.

[b]Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик

Пальцу колко. на левой руке.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик Надевают наперсток.

Говорит иголке: «шьют».

а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»

Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.

Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит

Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев

Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)

Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.

Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Rizzolatti_Fadiga_Gallese_Fogassi-Premotor_cortex_and_the_recogn , 1389731053_cvetnie_palochki_kyuizenera.docx , Дерево йоги. Йога Врикша..doc , SoPurkkh_translit_i_postrochny_perevod.pdf , the_mind_for_your_newborn_baby.doc , kartoteka_fizminutok.docx , pourochnoe_planirov._ya.a.nevmerzh.docx , Zerkala_v_mozge_O_mekhanizmakh_sovmestnogo_deystvia_i_soperezhiv .
Показать все связанные файлы
КАРТОТЕКА

ФИЗМИНУТОК

для детей 4 – 7 лет

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Составила: воспитатель

Плотникова Н.П.

Наш детский сад.

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

(хлопки на каждое слово )

Буду в садике играть

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться )

И конструктор собирать,

(пальцы кистей соприкасаются )

И игрушки за собой убирать.

(руки движутся вправо-влево )

Буду бойко танцевать

(приседание )

И лепить, и рисовать,

(имитировать лепку, рисование )

Буду песни каждый день напевать.

(руки сложить "замком" перед собой )

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

(после слов выполняют прыжки под музыку),

Ручками хлопают

(хлопки три раза),

Ножками топают

(топают три раза),

Глазками моргают

(ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают

(приседают, руки свободные).

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши )

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте )

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте )

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши )

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево )

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево )

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши )

Фрукты.

«Фрукты»

Будем мы варить компот. (маршировать на месте )

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много" )

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок )

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя )

Угостим честной народ. (хлопать в ладоши )

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Овощи.

В огород пойдем,

(шаги на месте )

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(«таскают» )

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(шаги на месте)

Ах, какой же урожай,

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай.

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки,

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей,

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей.

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли,

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко.

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай,

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай.

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Сад - огород.

«На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания )

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания - руки в стороны )

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного.

(потягивания - руки вперёд )

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся )

Овощи и фрукты –

(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)

выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))

вкусные продукты.

в огороде

(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)

(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)

для еды я их найду

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

Ягоды.

«За малиной».

Очень бесшумно на воду садятся.

«Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Черный грач по полю ходит,

Важно ноги поднимая,

(идут, высоко поднимая колени)

По проталинкам шагает,

(и помахивая руками (крыльями).

Червячков в земле находит.

«Гусь»

Гусь гуляет по дорожке,

(ходьба вперевалку)

Гусь играет на гармошке

(имитация игры на гармошке)

И гордится гармонист:

(руки за спину, выпятить грудь)

«Га - Га - Га! Я - гармонист!»

(стучит ладошкой в грудь)

Зоопарк (Животные Севера. Животные жарких стран).

Мама-слониха топает тихо (шагают тихо ), а слоненок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени ). Топает, пляшет (пляшут вприсядку ), хоботочком машет (машут рукой ).

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

«Мартышки»

(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

«Слон»

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он.

(наклоны головы в стороны)

Головой своей кивает,

(наклоны головы вперед)

Будто в гости приглашает.

(голову прямо)

Раз, два, три - вперёд наклон,

Раз, два, три - теперь назад.

(наклоны вперёд, назад )

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад.

(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад )

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(дети садятся )

Космос. Части суток.

«Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

(Стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре –

(Основная стойка )

Вот летит ракета ввысь!

Выбираем, на чем летим? – На ракете!

Одеваем костюм космонавта – скафандр, проверяем его герметичность. Готовим ракету. Крылья у ракеты: руки назад, соединяем лопатки. Считаем 1-2-3-4-5.

Полетели. Считаем звёзды: кисти рук в виде бинокля прижимаем к глазам и поворачиваем голову налево, направо.

Стало холодно – надо согреться: растираем ладони и пальцы рук, хлопаем в ладоши 5-10 раз. Полетели обратно. Для расслабления выполняем диафрагмальное дыхание 3-4 раза. Прилетели на Землю, снимаем с головы скафандр, костюм.

«Луна»

В небе плавает луна.

(плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять -

(хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(дети тихо садятся)

Профессии.

Я – шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля )

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор. (подметание )

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам )

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска )

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту. (руки в стороны, наклоны корпуса )

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс. (имитация шитья )

Я - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз )

Мы в профессии играем,

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

Наша Родина – Россия.

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Насекомые.

« Кузнечики »

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами )

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели, Травушку покушали,

Тишину послушали,

(приседания )

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко,

(прыжки на месте )

Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж

(вращательные движения руками перед собой )

К облакам поднялись, И шасси убрались,

(поочередное поднимание колен )

Вот лес - мы тут Приготовим парашют,

(покачивания руками, разведенными в разные стороны )

Толчок, прыжок, Летим, дружок,

(прыжок вверх, руки в стороны )

Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились,

(приседание, руки в стороны)

«Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри!

Чок – чок, каблучок!

(потопать ногами)

В танце кружится сверчок.

(покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –

(движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.

(покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки!

(похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Лето. Цветы.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе )

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх )

Взвился вверх и полетел.

(бег )

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(ходьба на месте )

Тысяча цветов вокруг!

(потягивания - руки в стороны )

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой )

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(потягивания - руки вверх )

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

(дети садятся )

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(потягивания - руки в стороны )

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(потягивания - руки вверх )

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(дети машут руками, изображая ветер )

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(наклоны )

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Школьные принадлежности.

Я шагаю в первый класс –

(ходьба на месте)

Это раз.

Зелена вокруг трава –

(руки согнуты в локтях, поочерёдно разводить руки от себя в стороны)

Это два.

Ты на форму посмотри –

(провести тыльной стороны ладони от плеча вниз)

Это три.

А четыре – всё в порядке.

(движение правой рукой вперёд, подняв большой палец вверх)

Пять – не забыл ничего взять.

(постучать по бокам руками)

Шесть – ручки и тетради есть.

(сгибать правой рукой пальцы левой руки)

Семь – я школьник совсем.

(правой рукой прикасаемся к груди ладонью)

Восемь – лень отбросим.

(руки движутся от себя)

Девять - в лучшее верить.

(руки поднять вверх, глаза поднять вверх)

Десять – сентябрь отличный

(руки развести в стороны)

месяц.

Физминутки и пальчиковы е гимнастики.

Се нтябрь

1 неделя Детский сад”

Физминутка “Детский сад”

Сначала буду маленьким , (Присесть)

К коленочкам прижмусь. (Обнять коленки )

Потом я вырасту большим, (Встать)

До лампы дотянусь. (Руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа». .

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о

друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика )

Это Саша,

Это Даша.

2 неделя Игрушки

Физминутка «Буратиио»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино – потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы…»

3 неделя “Огород. Овощи”

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором )

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук )

Физминутка «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили : (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

4 неделя ” Сад. Фрукты. Ягоды”

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами».

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Физминутка “Яблочко”

Н а носочки я встаю, Поднятся на носки Яблочко я достаю, Руки вверх С яблочком бегу домой, Бег на месте Мамочке подарок мой! Хлопки в ладоши

Октябрь

1 неделя ” Ранняя осень”

Физминутка «Осенью»

Поднимай повыше ноги.

Пальчиковая гимнастика “Дождик”

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно Целый деньБарабанит в стекла.Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки Вся земляОт воды размокла…

2 неделя “Осенняя одежда, обувь, головные уборы”

Физминутка «Сапожки».

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

3 неделя “Лес (деревья, грибы, ягоды)”

Физмннутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише – (постепенное приседание )

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

4 неделя “Семья. Части тела”

Пальчиковая гимнастика “ Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Физминутка «Части тела »

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают )

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх )

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом. (покружиться на месте)

Ноябрь

1 неделя “Домашние птицы и их птенцы”

Физминутка “Как у наших у ворот”

К ак у наших у ворот Ходьба на месте Петух зернышки клюет, Прыжки на месте Петух зернышки клюет,К себе курочек зовет. Хлопки в ладоши

Пальчиковая гимнастика “Как-то летним вечерком”

Как-то летним вечерком Сжимаем и разжимаем кулачки Утята стаей шли гуськом. Шли они на пруд купаться, Хлопки в ладоши Порезвиться, поплескаться. Первый среди них - вожак. Загибаем пальчики Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»У трех других утят Спинки желтые блестят. А последний поотстал.Очевидно, он устал.Из травы высокой вдруг,Вызвав у утят испуг, Еще двое выбегают, Место в стае занимают. Ну-ка быстро сосчитаем: Сжимаем и разжимаем кулачки Сколько было утят в стае?

2 неделя “Домашние животные и их детеныши”

Физминутка “Конь”

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу, (подскоки на месте)

Цок – цок – цок,

Цок – цок – цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте )

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику

Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на

каждое

Масла, простоквашки, название молочного продукта .

Молока для кашки. Снова «доят».

Всем дает здоровье

Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.

Тема №1 «Игрушки»
Общая моторика

1)Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».

Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый

2)«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки - четыре удара мяча.|

Можно выставить на доске картинки.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.

3) «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

Пальчиковая моторика

1)Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Тема №2 «Осень»

Общая моторика

1)Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла...
Я. Аким

2) Образные перевоплощения

Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.
Солнце на работе -
Белочка в заботе.
На сучок - Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается-
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров

3)Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.

В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
С осинок ветер
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.

В. Степанов
Мимическая и артикуляционная моторика

1)Изобразить Раннюю Осень.
У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

2)Упражнения для языка

Язычок в чащобе.

Показать, как Язычок пролезает между густы ми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом.
Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы
скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника.

Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Пальчиковая моторика

1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
2) Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

Тема №4 «Овощи»

Общая моторика

1) Произвольные движения и имитация
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.

Мимические упражнения

1)Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»-движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
3)Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки-худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
4) Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я - не я».

Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

Пальчиковые упражнения

1)Выполнять действия

Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.

2)Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
Е. Карельская

Тема №3 «Фрукты»

Общая моторика

1) На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!

Мимические упражнения

1) Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

2)Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад.
«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые - вот такие.
Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.
Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Мелкая моторика

1) Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть -
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
И. Лопухина
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!

Тема №5 «Одежда и обувь»

Общая моторика

1) «Идем на прогулку». Импровизация движений.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки -
Готовы для прогулки!

Мимические упражнения

1)Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.
2) упражнения для языка

Иголочка.

Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру.

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка.

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Мелкая моторика

1) Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.

Ляпы-тяпы
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы - это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать:
Тяп-тяп-тяп!
В. Кудрявцева

Три Катюшки
В деревушке
Три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет.
А девчонкам и мальчишкам -
Всем Андрюшкам и Наташкам -
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.
А. Строило

Тема №6 «Посуда»

Общая моторика

Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.

Мимические упражнения



Чудесные превращения.

2) Упражнения для языка.

Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Мелкая моторика

1) Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали -
Так мы маме помогали.
Н. Нищева

Тема №7 «Продукты питания»


Общая моторика

1) Импровизация движений в такт песенки.
«Ручки, спляшите разок» (французская песенка).
Ручки, спляшите разок -
Будет вам завтра пирог!
Ах вы, мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок!

Мимические упражнения

1)Выразить мимикой свое огорчение - разбили чашку, радость - купили новую посуду, неудовольствие - много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Чудесные превращения.

Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

2) Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

Мелкая моторика

1)Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.
К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
- Здравствуй, Жора!
- Здравствуй, Жанна!
- Рад, Сережа!
- Рад, Снежана!
- Не хотите ль пирожок?
- Может коржика кусок? Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Е. Карельская

Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку - с капустой,
Мышонку - с картошкой,
Мышонку - с морковкой,
Мышонку - с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
И. Лопухина

Тема №8 «Части тела»

Общая моторика

1)«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения - четыре прыжка.
Левой ножкой - прыг, прыг.
Правой ножкой - прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!

Мимические упражнения

1)Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен -недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив - несчастлив; озабочен; спокоен - рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова - приятно, ругают - неприятно. Мама не пустила гулять - расстроены, пришел друг в гости - радостны.
Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его - у вас доброе выражение лица.
Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.
Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.

Закрывать по очереди глаза:

«Спи, глазок, спи, другой.
Засыпай, правый глаз.
Засыпай, левый глаз.
Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

2) Упражнения для языка

Толстячки - худышки.
Попеременно надувать и втягивать щеки.
Надуваем шар или мыльный пузырь.
Вытягивать губы узкой воронкой.
Веселый, Буратино.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.
Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.
Пробуем вкусное варенье.
Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка) облизать губы, делая движение по кругу.

Чистим зубы.

Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть ют, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.

Мелкая моторика

1)Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.
- Братец, принеси дрова!
- Заболела голова!
- Средний, ты наколешь дров?
- Я сегодня не здоров!
- Ну, а ты натопишь печку?
- Ох, болит мое сердечко!
- Ты, меньшой, свари обед!
- У меня силенок нет!
- Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
- Мы уже здоровы!
И. Лопухина

Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.

Тема №9 « Зима »

Общая моторика

1) «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-
тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова

Мимические упражнения

1)Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: - Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

2)Упражнения для языка

Сосулька.

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Мелкая моторика

1) Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Н. Нищева

Тема №10 « Домашние животные »

Общая моторика

1) У коровы есть ребенок:
Брык-брык, скок-скок,
А зовут его теленок,
А зовут его бычок.

Мимические упражнения

1)Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Б. Заходер

2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Корова и теленок жуют жвачку.
Имитировать жевание.
Котенок зевает.
Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью - подбородком рисовать букву «о».

Мелкая моторика

1)Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.
Пять поросят гуляли на просторе,
(Быстро двигать пальчиками по столу.)
Пять поросят пошли купаться к морю.
(Медленно переставлять пальчики по столу.)
Один из них устал.
(Загнуть большой пальчик.)
- Пойду домой,- сказал.
И вот вам результат:
Четыре поросенка гуляли на просторе,
Четыре поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть указательный пальчик.)
- Пойду домой,- сказал.
И вот вам результат:
Три поросенка гуляли на просторе,
Три поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
- Пойду домой,- сказал.
(Загнуть средний пальчик.)
И вот вам результат:
Два поросенка гуляли на просторе,
Два поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть безымянный пальчик.)
- Пойду домой,- сказал.
И вот вам результат:
Один поросенок резвился на просторе,
Один поросенок пошел купаться к морю,
Потом устал. (Загнуть мизинчик.)
- Пойду домой,- сказал. И вот вам результат:
Ноль поросят гуляют на просторе.

Богат Ермошка -
У него собака да кошка,
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.
А собака-пустолайка лепешки печет.
Кот в уголочке сухари толчет.
Курочка в сережках избушку метет.

Тема №11 «Дикие животные»

Общая моторика

1) Импровизация движений «Колыбельная для заиньки»..

Баю-баю-баиньки,
Засыпай, мой заинька,
Положу тебя в кровать,
Будешь крепко-крепко спать

2) Импровизация движений в такт стихотворения. «Мишка».

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,

Мимические упражнения

1) Обезьянки-кривляки.Сердитый тигр. Испуганная газель.

2)Упражнения для языка

Жираф жует листочки.
Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Сигнал опасности у обезьянок.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки - щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

Мелкая моторика

1) Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд - живое чудо.
Два горба есть у верблюда. . Маршак
Крокодил.
Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
С. Маршак

Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

Тема №12 « Домашние птицы »

Общая моторика

1) Импровизация движений в такт потешке. «Как у наших у ворот».
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.

Мимические упражнения

1)Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать.
Петух готовится петь.
Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.

2)Упражнения для языка.

Клювы домашних птиц.
Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать».
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.
Индюки «болбочут».
Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».

Мелкая моторика

1)Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения. Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.
Сколько было утят в стае?
Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
Первый среди них - вожак.
Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»
У трех других утят
Спинки желтые блестят.
А последний поотстал.
Очевидно, он устал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Еще двое выбегают,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?
Г. Утробин

Гусь (Кумыкская народная песенка)
Где ладошка? Тут? Тут.
На ладошке пруд? Пруд.
Палец большой -
Это гусь молодой.
Указательный - поймал,
Средний - гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда - в живот! Вот! Перевод Н. Гребнева
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал-бал! Балды-балды!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок Ранним утром поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Тема №13 «Дом»

Общая моторика

«Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения.
Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.

Мимические упражнения

1)Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»

2) Упражнение для языка.

Моем окна.
Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
Красим крыльцо.
Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
Красим потолок.
Кончиком языка проводить по нёбу - от мягкого неба до верхних зубов.
Ковш, экскаватора.
Укладываем полы.
Распластать язык на дне ротовой полости.

Мелкая моторика

1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

2)Пальчики-строители
Пальчики-мальчики, вы - строители,
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет,
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит, получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот штукатур. Он выровнял стенку.
Маляр постарался - покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ -
Прекрасный дом будет у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!

Тема №14 «Семья»

Общая моторика

1)Считалка под мяч.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он - Антон, она - Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!

Мимические упражнения

1)Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек

2)Упражнения для языка

Мама испекла блинчики.
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык - «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами- «пирожок с брусникой».

Дразнилки.

Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Игра «Я - не я».
Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».
Маятник настенных часов.
Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску.
Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

Мелкая моторика

1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.
Дружная семья
Кто-то делает вот так -
Рубит дерево вот так:
Тук-тики,
Тук-тики,
Так!
Кто-то делает вот так -
Молотком стучит вот так:
Дзинь-тики,
Дзинь-тики,
Так!
Кто-то делает вот так -
Тесто шлепает вот так:
Шлеп-тики,
Шлеп-тики,
Так!
Кто-то делает вот так:
Топ-тики,
Топ-тики.
Лбом о столик:
Тук-тики.
Чашку на пол:
Дзинь-тики.
Возле стенки:
Шлеп-тики. Так!
В. Орлов

2)Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.

Тема №15 « Весна »

Общая моторика

1)«Зима прошла». Дети прыгают в такт стихотворения, изображая воробья.
Воробей с березы
На дорогу - прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!..
М. Клокова

Мимические упражнения

1)Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге.
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

2)Упражнения для языка

Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

Мелкая моторика

1)Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Т. Ткаченко

Физминутка на тему «Одежда» предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

Физминутка головные уборы

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

Физкультминутка про одежду

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)

Физминутка «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

Одежда

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Физминутка про обувь

Нарядили ножки в новые сапожки, (Выставляем носочки поочерёдно)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. (Ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (Топот на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите. (Прыжки на месте)

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

(Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!