Кулинарный сайт - Sushivenev

Сергей собянин увеличил размеры выплат финалистам всероссийской олимпиады школьников. Школьников и их родителей втягивают в платные олимпиады Собирает деньги на олимпиаду

По подсчетам экспертов Счетной палаты, прямые расходы на подготовку и проведение Олимпийских игр составили почти 325 млрд руб., в том числе 104 млрд руб. бюджетных средств. Доходы организаторов вдвое превысили плановые

Санно-бобслейная трасса «Санки» (Фото: ТАСС)

​На строительство в Сочи стадионов, ​спортивных и вспомогательных объектов и временной инфраструктуры, а также организацию и проведение в 2014 году зимней Олимпиады и Паралимпийских игр было потрачено в общей сложности 324,9 млрд руб., сообщает Счетная палата (СП). По данным ведомства, 221 млрд руб. из этой суммы составили частные инвестиции, еще 103,3 млрд руб. выделил федеральный бюджет, а 600 млн руб. — бюджеты Краснодарского края и Сочи.

В сентябре 2013 года президент России Владимир Путин заявил , что на подготовку к Олимпиаде будет потрачено 214 млрд руб., из которых 100 млрд руб. выделит государство. В начале января 2014 года, незадолго до начала Игр, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что расходы казны на строительство олимпийских объектов составили 99 млрд руб. и еще 114 млрд руб. выделили частные инвесторы. При этом Козак заверил, что фактов нецелевого использования денежных средств не выявлено.

В Счетной палате серьезных нарушений в финансировании Олимпиады также не нашли. «По результатам проверки Счетной палаты оргкомитетом «Сочи-2014» произведена корректировка (уменьшение) расходов, профинансированных за счет средств субсидии из федерального бюджета, на общую сумму 68,3 млн руб. Указанные средства возвращены в доход федерального бюджета в начале декабря 2014 года», — отмечается в сообщении СП.

В целом работу оргкомитета Олимпиады Счетная палата оценивала достаточно высоко, отметив, в частности, что согласно результатам проверки доходы от проведения составили 85,4 млрд руб., что вдвое больше изначального плана. «Оргкомитет «Сочи-2014» увеличил общую сумму полученных доходов по сравнению с суммой доходов, зафиксированных на стадии заявочного процесса в заявочной книге города-кандидата на проведение Игр, в 2,1 раза, или на 47,6 млрд руб. В основном увеличение произошло за счет привлечения большого количества национальных маркетинговых партнеров, сумма поступлений от которых в 3,2 раза, или на 33,6 млрд руб., превышает запланированные объемы. В 2014 году в доход федерального бюджета оргкомитетом «Сочи-2014» были возвращены средства неиспользованной федеральной субсидии в общей сумме 1,6 млрд руб.», — отмечается в отчете Счетной палаты.

В феврале 2015 года представитель Международного олимпийского комитета (МОК) Марк Адамс заявил, что МОК выделил на проведение Игр в Сочи $833 млн и получил прибыль в размере $53,15 млн, 20% из которых будет передано Российскому олимпийскому комитету.

Путин признавал, что в целом на модернизацию инфраструктуры Сочи в преддверии Олимпиады было потрачено больше 214 млрд руб. «Еще больше денег израсходовано на инфраструктуру. Мы построили сотни километров новых дорог, десятки мостов и тоннелей. Мы построили от берега моря в горный кластер железную дорогу. Мы проложили две дополнительные газовые трубы, чтобы обеспечить энергетику в регионе. Мы построили электростанцию и 17 подстанций. Мы создали новый медицинский центр, мы построили 43 гостиницы с десятками тысяч современных гостиничных мест. Вот все это, надеюсь, будет служить людям на десятки лет вперед. И на это денег не жалко, потому что это деньги для того, чтобы граждане Российской Федерации могли пользоваться тем, что сделано, на протяжении десятилетий», — говорил Путин в сентябре 2013 года.

В ФБК, однако, называют расходы на инфраструктуру экономически необоснованными. В отчете ФБК отмечается, в частности, что после завершения Игр железная дорога до Красной Поляны, стоимость которой оценивается в 285 млрд руб., окажется никому не нужной.

12:29 — REGNUM

Иван Шилов © ИА REGNUM

— Мама, можно я в олимпиаде поучаствую? Нужно твоё согласие.

— Можно.

— Распишись и дай 50 рублей.

Это не анекдот, не диалог из параллельной вселенной, это реалии современного образования, с которыми пришлось столкнуться начиная со второго класса обучения дочери. Данное явление — платные олимпиады по различным предметам, преподаваемым в школе, есть во всех регионах России. Впервые довелось столкнуться с ним во Владивостоке, далее оно же обнаружилось в Екатеринбурге, Барнауле, Казани. Значатся они чуть ли не всероссийскими, но какого-либо веса, кроме как потешить самолюбие родителей, не имеют. ИА REGNUM попыталось выяснить, кто и что стоит за платными олимпиадами.

Наверное, каждый современный родитель школьника в последние лет пять слышал такие названия, как «Русский медвежонок», «Олимпусик», «КИТ», «Кенгуру» и другие. Это всё олимпиады, участие в которых обходится в 50−100 рублей. Начался новый учебный год, и в сообществах соцсетей вспыхнули обсуждения и споры об этих «знаниях на вынос », как шутят сами родители.

Участие в этих внешкольных мероприятиях необязательно и не несёт в себе ничего, кроме красивого диплома, бланк которого можно купить в любом канцтоварном магазине. Учитывать при поступлении в вуз эти «достижения» никто не будет. Проще говоря, это бизнес на самолюбии и расчёт на поведение «все побежали, и я побежал». Со второго класса у родителей просят дать согласие на участие ребёнка в олимпиадах, образовательных конкурсах на платной основе. У кого-то это вызывает раздражение, а кто-то соглашается — и таковых большинство.

Немного цифр. Если взять за основу расчётов половину класса на 26 человек, как согласившихся, и параллель из четырёх классов, учесть, что олимпиады проходят со второго по 11-й классы, то лишь одна такая «оценка знаний» приносит около 36 400 рублей. В год их бывает по одной школе не менее пяти, то есть с одной школы можно получить 182 тыс. рублей (при цене 70 рублей за одну). Школ, например, в одной только Казани 167. Итого с одной только столицы Татарии получаем ежегодную выручку — порядка 30,394 млн рублей. Подсчёт, конечно, примерный, грубый, но и он позволяет оценить масштабы этого бизнеса.

Чей бизнес?

Возникает вопрос, кто получает эти средства? Попробуем разобрать на примере одной из таких олимпиад. К слову, некоторые организаторы масштабами российских не ограничиваются, замахиваются сразу на международный уровень.

Например, из положения о проведении мероприятия «V Международная олимпиада по русскому языку для 7−11 классов «Рыжий кот» следует, что её цель — «предоставить участникам интересную возможность в состязательной форме развить и продемонстрировать свои интеллектуальные способности ». Уточняется, что организационный сбор — 100 рублей, и только после его оплаты можно поучаствовать. В обмен на это — диплом. К слову, готовый бланк диплома в розничной продаже — 15 рублей, а напечатать на цветном принтере — цена расходных материалов. Ремарка: дипломы и сертификаты в электронном виде доступны после подведения итогов, то есть даже на почтовые расходы тратиться не будут.

Организатором данной олимпиады является ОО «Центр дополнительного образования имени Я. А. Коменского», зарегистрированный в Самаре. По данным ЕГРЮЛ, ООО с минимальным уставным капиталом в 10 тыс. рублей учреждено в апреле 2015 года. Директор ООО — Александра Жданова , а его единственный владелец — Владимир Максимов . Последний в разные годы был учредителем ещё пяти самарских юрлиц, четыре их которых уже ликвидированы. В их числе — ООО «Вот задачка», ООО «Септима», ООО «Рыжий кот» и АНО дополнительного образования «Центр развития мышления и интеллекта». Из действующих у него также есть ООО «Ступени развития». Директором в двух ликвидированных была всё та же Жданова. У ООО, конечно же, есть и лицензия на образовательные услуги.

Из всего этого можно сделать вполне закономерный вывод, что платные олимпиады — это просто ещё один бизнес в сфере образования. Как, например, репетиторство. Но в век развития интернета ребёнок может проходить тестирование, познавать новое и получать дополнительную информацию и без родительских вкладов в 50−100 рублей, или, как говорила сова в небезызвестном мультфильме, — безвозмездно или даром. И если бы не внедрение этого явления (платных олимпиад) через школы, где на местах есть и перегибы, давление на родителей, то условий рынка этот бизнес мог бы и не выдержать, на мой взгляд.

Почему же учителя настроены на сотрудничество с различными организаторами олимпиад? Ответ скрывается в разделе сотрудничество, к которому приглашают активных педагогов. Конкретных цифр благодарности учителю-куратору на официальных сайтах олимпиад найти не удалось. В родительском сообществе «Поборов нет» между тем отмечают, что предусмотрено «денежное вознаграждение для учителей, если они «привели» на конкурс 10 и более учеников »:

"Учитель получает компенсацию от организатора олимпиады — она составляет от 5 и до 30% от денег, собранных с учеников».

Так ли это на самом деле и всегда ли педагог ратует за олимпиаду на возмездной основе, утверждать не берусь.

С некоторых пор моя электронная почта оказалась буквально завалена коммерческими приглашениями на школьные олимпиады. «Отличник», «Синий Бегемот», «Матолимп», «Новая школа» и многие другие приглашают «принять участие в конкурсе с ускоренными сроками подведения итогов». Участие может быть индивидуальным или совместным. Для того чтобы получить заветную грамоту очередного «всероссийского конкурса», надо совсем немного: перевести устроителю некую сумму. В общем-то небольшую – от 100 до 150 рублей.

Тесты и задания, которые включают в себя все эти «всероссийские олимпиады», как правило, можно найти в обычных учебниках и сборниках. Результат: 1500 первых мест, 3500 вторых мест, остальные участники на треть­ем месте. Не многовато ли для «общероссийской олимпиады»? Зато если умножить всё это на миллионы участников, то нельзя не удивиться размаху бизнеса.

Оплатив «организационный взнос», участник «олимпиады» может заявить о своих талантах как угодно. Впечатляют конкурсы «Новой школы». Там дети заочно могут проявить себя в следующих направлениях: «Актёрское мастерство», «Безопасная среда», «Вокальное и музыкальное творчество», «Время года», «Декоративно-прикладное творчество», «Детские исследовательские и научные работы», проекты «Детский сад», «Животный мир», «Журналистика» «Игры, игрушки», «Кем быть, каким быть», «Космос», «Костюм. Головной убор», «Кулинария», «Мир во всём мире», «Моё рукоделие», «Мой стиль», «Путешествия, поездки», «Религия», «Стенгазета», «Хореография» и т. д. Требования к конкурсным работам при этом не уточняются.

Зато участникам всех платных конкурсов и их учителям организаторы сулят «бесплатные наградные документы. Не скрою, в школе, где учится моя дочь, предлагали принять участие в некоторых таких дистанционных платных олимпиадах. Многие согласились. Через неделю дипломы первой степени принесли даже самые отстающие ученики. Естественно, задания решали нередко всей семьёй.

Любопытно, но к концу учебного года цены на участие в этих интернет-олимпиадах начали снижаться, а число их предложений – увеличиваться. За день мне, точнее моему ребёнку, приходило до пяти приглашений. Возник вопрос: а откуда их устроители вообще узнали, что у меня есть ребёнок, который учится в начальной школе?

Оплатив «организационный взнос», участник «олимпиады» может заявить о своих талантах как угодно. Особенно впечатляют конкурсы «Новой школы», где дети могут проявить себя заочно

Позвонив своему знакомому, специалисту в области интернет-исследований, исполнительному директору компании Free WiFi Rus Михаилу Климареву, я получила интересный комментарий: «Если у вас есть почтовый ящик на одном из известных почтовых сервисов и вы зарегистрированы в социальных сетях этого сервиса, вы автоматически включаетесь в очень сложную схему, которая анализирует буквально каждое ваше передвижение по Интернету, каждый ваш пост в соцсети. Очевидно, вы часто посещаете образовательные сайты для начальной школы или просто сайты, связанные с образованием. Да мало ли сколько следов мы оставляем в Интернете! Иногда бывает достаточно заказать в каком-то интернет-магазине детскую одежду, чтобы попасть «на карандаш» интернет-бизнесменам. Точнее, в определённую базу данных, которая решила на вас немного подзаработать».

Бизнес или афера?

Почитав отзывы на сайтах для родителей, я узнала ещё одну новость: некоторые родители пишут, что учителя, включаясь в «олимпиадный бизнес», имеют от устроителей определённый процент за «массовость» участия детей. «Мой брат рассказал, как в Калининграде раскрыли одну аферу. Однажды по роду своей деятельности он обратил внимание на то, что одна компания постоянно осуществляет пересылку каких-то то ли бумаг, то ли документов и эти пересылки составляют чуть ли не большую часть поступлений в бюджет целого российского почтового отделения. У брата был доступ к административному ресурсу. Он выяснил, что это юридическое лицо занимается не чем иным, как рассылкой бланков с тестами так называемых всероссийских олимпиад, пишет один из авторов. «Я сейчас не помню, но называли даже суммы поступлений на счёт этой конторы, и она зашкаливала за несколько миллионов рублей в день… Короче, всё это – развод чистой воды. Эти конторы подписывают с нашими учителями договоры комиссии. С каждого такого договора учитель имеет процент. Никого отношения к общероссийской системе образования это не имеет, нигде эти данные не фиксируются, никуда не передаются. Наши дети несут деньги учителю, он переводит сумму юридическому лицу и по договору получает законную комиссию. Себестоимость бизнеса – копейки! Отдача – миллионы. За туфту и обман и иллюзию успеха».

По теме

Правда, некоторые учителя опровергают факт заработка на «платных олимпиадах», уверяя, что ничего с этого не имеют. «Я учитель и оплачиваю всё сама, чтоб вот такие мамочки нервы не трепали. Хорошо, что у меня не так много участников, но по 1,5 тыс. в год своих отдаю, так как детям интересно, а мне польза. Чем больше грамот – тем легче аттестацию проходить», – пишет TatianaNev. Ей, впрочем, возражают родители. Вот пост одной мамы: «Сегодня после родительского собрания ко мне подсела учительница английского пошушукаться и познакомиться… Обещает вывести моего ребёнка на общероссийский уровень куда-то там, ему туда прямая дорога, лентяю моему (кстати, я сама учитель английского по образованию). Престиж и уровень... ага... посмотрела я адрес этой конторы: Калининград...»

Я тоже решила изучить адреса некоторых организаторов подобных интернет-состязаний. Выяснилось много интересного. Похоже, что руководителем как мне кажется, наиболее массовых олимпиадных дистанционных платных проектов – «Новая школа» и «Синий бегемот» – является некая Л.А. Набиуллина, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Татарстане.

Мне могут возразить: конечно, просто писать эти строчки из Москвы, где проходят престижные и, кстати, абсолютно бесплатные предметные олимпиады. А как проявить себя ребёнку из отдалённой деревни? По-видимому, остаётся один путь: пригласить в гости такого вот «Синего бегемота», слегка заинтересовав его. Однако лично меня во всех этих дистанционно-платных интернет-олимпиадах настораживает несколько вещей: практически все они построены по принципу «угадайки»: из нескольких предложенных ответов надо выбрать один. Причём варианты ответов не всегда однозначны, то есть могут быть оценены в зависимости от мнения проверяющего. А проверяющий может выбрать любой ответ и снизить балл. Если ребёнок амбициозен, он обязательно будет настаивать на повторном прохождении заданий олимпиады: «Подумаешь, всего-то 100 рублей».

Но главная беда в том, что эти дистанционные платные «игры разума» отучают детей от способности мыслить и рассуждать. Мой ребёнок нередко посещает очные бесплатные олимпиады. Так вот, к примеру, на «Весеннем Олимпе» – олимпиаде по математике – своё решение необходимо доказать преподавателю.

Возникает, однако, один простой вопрос: куда и почему исчезли нормальные олимпиады в средней школе? Почему мы платим каким-то странным организациям? Почему своё превосходство надо доказывать, платя взнос? И почему организаторы олимпиад для школьников – частные конторы? Знает ли об этом Минобр? А если знает, то почему разрешает непонятным ИП зарабатывать на родительском тщеславии, стыдливо не замечая происходящего?

«Ребята заработали эти деньги своим умом и, уверен, с умом же ими распорядятся», - написал в «Твиттере» мэр Москвы Сергей Собянин . Золотым медалистам (их 9) вручили по 1 миллиону, а серебряным (их 4) - по 500 тыс. рублей.

Перфек-ционисты

В международных олимпиадах школьников принимает участие более 100 стран, а в каждой команде по 6 человек. В прошлом году на такую математическую олимпиаду в Таиланде из Москвы поехали два десятиклассника - Иван Фролов и Руслан Салимов . Но самое удивительное, что два юных таланта не только дружили, но и учились в одном классе, в одной школе - № 1329. Невероятное «точечное попадание»!

«В Таиланде Ваня и Руслан, как они считают, выступили неудачно: у них были серебряные медали, - рассказывает мама Ивана Фролова, Ирина (кстати, и она, и папа Вани закончили МФТИ). - Но в этом году они снова прошли отбор и поехали на олимпиаду в Гонконг. Там им удалось завоевать «золото». И опять говорили: могли бы получить ещё больше баллов...»

«Ребят никто никогда ничего не заставлял делать, всё сами, - продолжает мама чемпиона. - Руслан так вообще может заниматься самостоятельно (без кружков и преподавателей): скачивает литературу, разбирается. Сейчас его знания на уровне 2-3-го курса института, хотя ребята только что поступили в Высшую школу экономики на факультет математики».

Иван Фролов с детства на «ты» с математикой. Фото: Из семейного архива

Школа, где учились Руслан и Иван, новая - она открылась в 2004 году и напоминает школу из «Приключений Электроника». «Руслан и Иван учились в ней с 7-го класса, и там у них были обязательные занятия в бассейне. Это замечательно: спина выпрямляется, голова отдыхает. А на всех переменах ребята играли в пинг-понг», - делится Ирина. А как тренируются, чтобы блестяще выступить на математической олимпиаде? «Очень серьёзно, - считает мама Ивана. - Класса с 8-го они стали целенаправленно готовиться к международной олимпиаде: в первую очередь это сборы, которые проходят летом и зимой, где с ребятами в небольших группах занимаются лучшие преподаватели, там же они решают задачи олимпиад. Последнее время сборы проходили в Сочи, в образовательном центре «Сириус». С 7-го класса Иван посещал кружок в Центре педагогического мастерства в Хамовниках. Там с ребятами занимаются преподаватели и студенты, сами ставшие призёрами международных олимпиад. В школе их класс был от «Творческой Лаборатории 2х2», иногда из знаменитой школы № 239 Санкт-Петербурга приезжали педагоги, читали лекции по теории чисел, графов».

«Стобалльники»

Ирина говорит, ей повезло: когда пришлось возить сына в школу на юго-западе из Тушина, они стали делать это по очереди с подругой, чей сын тоже учился там. Несмотря на то что дорога в один конец занимала час-полтора, это было оправданно: по словам мамы, в столице созданы все условия для обучения ребят, увлечённых математикой, причём всё бесплатно. Кстати, до «большой математики» Иван играл в шахматы - с 4 лет, спасибо дедушке. В 10 лет у него уже был 1-й разряд, а лучший результат - 8-е место на первенстве Москвы. Потом - кружок Елены Юрьевны Ивановой, основательницы «ТЛ 2х2» , на Малом Мехмате МГУ - там Ваня занимался 3 года, с 4-го по 6-й класс. Летом - поездки в математические лагеря от «ТЛ 2х2», там и познакомился с Русланом. Как всякая мама, Ирина переживает за сына. «Он говорит только о математике. Даже мне он всё время пытается объяснить какую-нибудь задачу, - сетует она, - а в жизненных ситуациях он совсем ребёнок и к тому же большой консерватор. Пользуется телефоном, который ему купили ещё во 2-м классе, 10-летним ноутбуком, и его всё устраивает. Когда сын ездил на олимпиады в Румынию, Болгарию, Китай, им давали небольшие командировочные, и он всё привозил назад. Свой миллион он не тратит - деньги просто лежат на счету. Я переживала за ЕГЭ по русскому языку, но Ваня его сдал на 91 балл, а Руслан - на 100 баллов! ЕГЭ по математике победители олимпиады в Гонконге Гриша Юргин , Руслан и Ваня сдали на 100 баллов».

С 6-го класса - только «золото»

Московские школьники Владислав Макеев (СУНЦ МГУ) и Григорий Резников (школа № 315) завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по информатике в Казани, которая прошла в августе. О Владе рассказала мама Ольга : «Во всероссийских олимпиадах он участвует с 6-го класса, когда стал там призёром, а затем у него было только «золото». Вчерашний 11-классник ежедневно решал задачи прошлых лет, а специальная подготовка к состязаниям - тренировочные тесты дважды в неделю - занимала по 5 часов в день. «А ещё он много играет в компьютерные игры, - вздыхает Ольга. - Хотелось бы, чтобы он больше времени проводил в реальном мире, чтобы у него были интересы, связанные с искусством, литературой...»

Но, конечно, многие мамы были бы счастливы иметь такого сына: Влад с 1-го класса занимался в кружке математики на Малом Мехмате МГУ, а с 3-го класса - индивидуально с Еленой Андреевой , подготовившей не одного олимпийца-победителя. Об уровне сложности того, чем занимается сын, Ольга, сама закончившая факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (там же сегодня учится и Владислав), говорит так: «Если в 3-м классе я могла помочь ему решить задачу по информатике, то скоро если Влад не мог сделать этого, то и я не могла. Но понимала, когда он показывал мне своё решение. Вскоре я перестала понимать и решения, а ещё спустя некоторое время условия его задач».

Кстати, миллион Влад положил на депозит, а скоро будет заниматься в автошколе - возможно, потом купит свой первый автомобиль. Победы в олимпиадах уже приносили дивиденды сегодняшнему первокурснику: «Призами - айпадами и телефонами - сын обеспечил всю семью, включая бабушек с дедушками», - признаётся мама.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!