Кулинарный сайт - Sushivenev

Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади

Урок-размышление по повести Ф. Абрамова

«О чем плачут лошади»

    Пояснительная записка ………………………………………………… 3

    Конспект урока-размышления по повести Ф. Абрамова

«О чем плачут лошади»………………………………………………… 5

    Список литературы……………………………………………………... 16

Приложение 1…………………………………………………………………... 17

Приложение 2………………………………………………………………….. 18

Приложение 3…………………………………………………………………... 19

Пояснительная записка

Данный урок разработан в рамках программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009г. (для учащихся 7 класса) Курс литературы 7 класса объединен центральной темой «Человек и его поступок». Помимо тематического и хронологического принципа организации программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее строение и поступательное освоение материала, важным является также принцип его проблемной организации. Тема «Человек и его поступок» - проблемный стержень курса.

Очень плодотворными для развития эмоциональной сферы ребёнка является сюжетные и деловые уроки-размышления с элементами игры.

Мои ученики очень любят читать рассказы о животных. На мой взгляд, их авторы хотят обратить внимание читателей на проблему равнодушия и бездуховности, напомнить, что человек - далеко не единственный обитатель планеты Земля, возбудить интерес к братьям нашим меньшим, которые так часто нуждаются в нашем внимании и защите. Рассказ Ф. Абрамова - о человеке, чье крестьянское детство прошло рядом с лошадьми. Это было время, когда у людей не было сокровища ценнее, чем конь - «главная опора и надежда всей крестьянской жизни». Однако времена меняются, и сегодняшний день совсем не похож на день вчерашний. Сегодня многие люди видели настоящую живую лошадь лишь издали - пасущейся на лугу или бегущей по кругу в цирке. Техника, автомобили заменили человеку лошадиный труд, однако не смогли заменить то тепло и добро, которые животное приносило в человеческие сердца.Важно, чтобы дети поняли, что главный герой рассказа совершил двойное предательство: он предал не только Рыжуху, но и свое детство, которое было живо в его душе. Несколькими глупыми словами перечеркнул дружбу и доверие своего четвероногого друга. Рассказ Ф. Абрамова призывает быть чуткими и внимательными к чужой боли и беде и показывает, как это важно - быть честным не только с другими, но и с самой собой.

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым. Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

Урок-размышление по повести

Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Цель урока:

    Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию.

    Вызвать у учащихся интерес к изучению жизни и творчества Ф.А. Абрамова.

Задачи:

    Развивать творческие способности, логическое мышление, сенсорную сферу и речь учащихся.

    Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

На доске портрет Федора Абрамова

Эпиграфы:

И какая-то общая звериная тоска вылилась из меня и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Ф. Абрамов.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

В.Маяковский.

Оборудование:

1) Выставка книг Ф. Абрамова.

2) Эпиграфы на доске.

3) Рисунки обучающихся.

4)Песня “Рыжий конь”.

Класс разделен на три группы (в каждой группе свой «капитан»)

    Вступительное слово учителя. Определение цели урока самими обучающимися.

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим над рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”.

Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится утверждение.

    Беседа о биографии писателя. (Учащиеся заранее самостоятельно делали подборку материала по биографии писателя.)

- “Я родился в красивейшем месте России. Для меня, конечно, красивейшем. В архангельской области, в селе Веркола, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок... “

Как стал писателем?

- “Хотя я родился в таежной, в лесной глуши, … но имя писателя для меня всегда, с малых лет было окружено ореолом почитания и особой славы. Для меня никогда не было более высокой должности на земле, чем писательская,“ – так вспоминал писатель в одном из последних выступлений в студии “Останкино”.

    Заслушиваются сообщения обучающихся о писателе (через проектор показывают портрет писателя, листается презентация)

Какова главная тема творчества Ф.Абрамова? О чем были его произведения? (о деревне). Аннотация книг (ученик рассказывает и показывает книги писателя).

Дополнение учителя:

Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…”

Как вы понимаете последнее выражение писателя?

ПЕРЕХОД К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади”, который вы прочитали заранее.

БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

1. О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади)

2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?

(Сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный)

(в это время звучит песня “Рыжий конь”)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки – некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый – темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички – Карьки, Карюхи; гнедой красно-коричневый окрас с черной гривой и хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи; вороной – черный окрас лошади, клички Воронки, Воронухи; чалый – светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади).

РАБОТА В ГРУППАХ (учитель раздает вопросники) через 5 минут группы начинают отвечать (регулирует работу группы капитан)

Вопросы:

1. Вспомните содержание рассказа (один ученик делает пересказ содержания)

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст.

3. Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит лошадь, небрежно относится к ним)

4. Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”?

5. Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Вопросы:

1. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? (Примеры из текста).

2. Сейчас люди по-разному относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. Как сейчас люди относятся к лошадям?

3. Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем читается 2 эпиграф), (здесь заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком).

4. Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек, украшающий крышу дома? (Конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает символическую подкову в знак удачи).

Вопросы:

1. Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что означают слова сострадание и милосердие ? (готовность помочь, простить, милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

2. Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

3. Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

4. О чем плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность). (зачитывается отрывок из рассказа).

5. К чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо относиться и к другим людям).

А сейчас у нас как относятся к лошадям? (рассказы учащихся по жизненным наблюдениям).

В деревнях нашей области люди, конечно же, пользуются помощью лошади. При уборке сена, подвоза дров…

Летом мне посчастливилось побывать у друзей в замечательной деревне Виноградовского района - Пянде. Основной помощницей и кормилицей в семье является красавица лошадь Майя…

Мой дедушка рассказывал о том, что лошадь дороже любого транспорта, что она как человек понимает все. Раньше у многих были лошади…

Мои бабушка и дедушка живут в Шенкурском районе, в деревне Красная Горка. Каждое лето мы с сестрой гостим у них на каникулах, а осенью вместе с родителями ездим копать картошку и собирать клюкву. У деда Василия живет замечательный конь Костёр. Он очень красивый и статный, хотя ему уже много лет. Он помогает дедушке на сенокосе, возит огромные кучи сена, а весной и осенью дед с помощью Костра пашет свои угодья. Я очень люблю ухаживать за Костром, угощаю его сахаром и морковью. А ещё дедушка иногда катает нас на нашем красавце. Костер - гордость нашей деревни! Я очень горжусь, что у нас такой замечательный конь!

Каждое лето я отдыхаю в Каргополе у своих родственников, и у наших соседей есть кобыла Стрелка. Она очень красивая и добрая. Часто у неё бывают грустные глаза, хотя хозяева её очень любят и хорошо ухаживают. Иногда я тоже кормлю Стрелку хлебом. Когда я её глажу, то мне хочется улыбаться и сердце радостно бьется в груди. Я бы очень хотел свою лошадь!

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Дома вы должны были написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади” (заслушиваются три работы с каждой группы; рассматриваются рисунки).

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, считала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей, и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. У нас с братом тоже есть лошадь на попечении, мой брат любит ее, ухаживает, дает сено, воду. Я тоже помогаю ему.

4. Мне очень понравился рассказ

Показ и защита рисунков (приложение № 1, № 2).

ВЫВОД: Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока учитель читает стихотворение Б.Слуцкого “Лошади в океане”. (Приложение №3)

В процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ»?

Рассказ Ф. А. Абрамова учит нас не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.

Домашнее задание : Написать эссе на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(Запланирован выезд учащихся к лошадям на экскурсию в конно-спортивный клуб «Тамерлан» или конный клуб «Лансада» г. Архангельск).

Перед учителем стоят четкие цели и задачи урока: познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора. Продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес. Содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

Оборудование:

1)Выставка книг Ф. Абрамова.

2)Эпиграфы на доске.

3)Рисунки обучающихся.

4)Песня “Рыжий конь”.

5)Компьютер, проектор, экран, презентация по биографии автора, подготовленная учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности)

6) Б. Слуцкий "Лошади в океане»

7) текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”

Есть такие нравственные ценности, которые не зависят от национальности, религии, исторического момента, расы и т.п. Они надисторичны, наднациональны: доброта, милосердие, любовь … На них и базируются права человека в современном мире. Они предмет мысли писателей, философов … и урока литературы.

Все это можно воплощать на любом уроке литературы. Ведь о нравственности мы говорим часто. Но соединение этики и права, казалось бы, несовместимых понятий, - явление новое в литературе, хотя и не такое уж парадоксальное. “Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы” - писал Менандр. Эта древняя истина, действительно, - основа прав человека.

Анализируя поступки героев, ученик приобретает определенный опыт, который возможно, поможет ему не совершать ошибки в будущем. На уроке идет серьезный разговор о том, что человек должен строить свои взаимоотношения с другими людьми и животными по определенным правилам.

Главная цель урока: помочь ребенку увидеть МИР, в котором он живет сейчас и будет жить, когда повзрослеет, МИР, которому нужны его внимание, сострадание и защита.

Так, тему урока я пытаюсь сформулировать проблемно, ярко, интересно, чтобы сразу же привлечь внимание учеников к изучаемой теме. Часто даю возможность учащимся сформировать тему самим в конце урока (как в вышеизложенном конспекте урока). Самостоятельно выведенная, она запомнится надолго.

То же и с целью . Ребята заранее ознакомлены с текстом произведения, изучаемого на уроке. Поэтому они могут самостоятельно наметить круг проблем, задач для обсуждения. Эпиграф , смысловая и эмоциональная доминанта урока, помогает в постановке цели при затруднении. Хорошо, если он не один. В этом случае предлагаю выбрать из ряда высказываний то, которое соответствует сути поднимаемой проблемы.

Работу с эпиграфом можно организовать по- разному:

    объяснить, почему эпиграфы даны именно в такой последовательности,

    подтвердить высказывания собственными примерами из изучаемого текста или из жизни,

    один эпиграф использовать для придания анализу остроты и проблемности, а в ходе урока опровергнуть и ввести другой и т.п.

Вступительное слово учителя тоже стараюсь сделать ярким и выразительным. Оно может быть разным: чтение фрагмента произведения, интригующий рассказ о судьбе писателя, поэта, собственные философские рассуждения, выразительно прочитанное стихотворение, самостоятельно добытые факты самими учащимися.

Итак, цель поставлена, выбран эпиграф, прозвучало вступительное слово, дающее стимул эстетическому чувству, активизирующему мысль. Затем следует система учебных ситуаций, заданий , обращение к ярким и наиболее значительным фрагментам текста.

На этом этапе урока я предлагаю учащимся разные задания /традиционные и нетрадиционные. Учащиеся работают в группах, обмениваясь опытом, информацией.

Бесспорно, что эта часть урока является самой обширной и значимой. В процессе выполнения разных заданий анализируется художественное произведение. Использую разные приемы работы с текстом :

    словарная работа,

    аналитическая работа по тексту,

    исследовательская работа с текстом,

    разные виды чтения,

    пересказ,

    самостоятельная работа по анализу, тексту,

    постановка и решение исследовательских задач,

    создание творческой работы.

На заключительном этапе урока предлагаю обратиться к проблемному вопросу и сделать обобщающие выводы.

Домашнее задание включает в себя написание эссе на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Список литературы

    Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка /сост. и вступит. статьи Крутиковой - Абрамовой А.В. СПб.: Правда Севера, 2002г.-213 стр.(4-16)

    Акимов В.А. О Федоре Абрамове, его земле, его рассказах. М.:Детская литература, 2002г.-221стр. (5-17)

    Галимов Ш.З. Уроки человечности. Архангельск.: Северо - западное книжное издательство, 1984г.-334стр. (82-101)

    Золотусский И.П. Федор Абрамов М.: Советская Россия,1986г.-158 стр. (5-30)

    Крутикова-Абрамова Л.В. Дом в Верколе: Документальная повесть. Л.: Советский писатель, 1988г.- 376 стр. (11-21)

    Крутикова-Абрамова Л.В. Литературный Север.-Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета имени М.В.Ломоносова, 1995г.-431 стр.(318-325)

Приложение 3

Б. Слуцкий "Лошади в океане»

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" по-русски значит "Слава", -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Сочинение

Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, как редеют прекрасные леса, исчезают или терпят бедствия животные. Он сознавал, что во многом в страданиях животных, в гибели природы виноват человек, и не мог равнодушно наблюдать за подобной несправедливостью. Горькие мысли и чувства писатель выражал в своих произведениях, одним из которых и является рассказ «О чем плачут лошади».
Уже первые строки окунают нас в мир далекого детства писателя, «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно лошади придавали лугу «с редкими кочками и кустиками ивняка» особенную и неповторимую красоту. Они оживляли природу своим похрустыванием, пофыркиванием или всхрапом и всем своим видом вызывали волнующие чувства в душе автора. Заворожено глядя на пасущихся лошадей, мы и сами испытываем подобные чувства.
Но дальше нам открывается совершенно иная, печальная и пугающая картина, наполняющая наши сердца невероятной жалостью к несчастным животным. Мы видим их, умирающих от голода и жажды, донимаемых гнусом в душной, запущенной конюшне, куда вечно пьяный конюх «иногда и день и ночь не заявлялся». Невозможно без боли смотреть на нелегкую жизнь этих бедолаг. А ведь были когда-то совсем другие, счастливые времена для лошадей. Из рассказа старой кобылы Забавы мы узнаем о том, что раньше их «жалели и берегли пуще всего на свете», называли кормилицами, холили, украшали лентами - о них заботились, как о самом дорогом сокровище. Вдохновленная этими рассказами, кобылка Рыжуха решила узнать у человека, правда ли все это, не обманула ли ее старая кобыла. Потому что остальные лошади не верили ей. Или просто не хотели еще больше растравливать свою растерзанную душу? В любом случае, теперь эти «огромные, все еще мокрые, печальные глаза» с надеждой и мольбой
смотрели на человека: ведь он все знает, он всю жизнь командует лошадьми. Он обязательно расскажет всю правду, Рыжуха верила в это, она доверяла человеку, с которым у нее издавна установились теплые дружеские отношения. И он действительно знал, что были счастливые времена у лошадей, когда их чистили, выхаживали, отдавали им лучший кусок, по нескольку раз на ночь поднимались проведать своих любимиц. Как же могли люди допустить, чтобы все так изменилось? Как могли сделать жизнь этих самых прекрасных и нужных животных такой несчастной? Неужели совсем очерствела душа человека?
А лошади все ждали ответа: «все лошадиное царство, живое и мертвое», в ожидании смотрело на человека. Но он не сказал им правды. С напускной удалью оделил их заранее приготовленным хлебом и ушел. Но в этот момент он совершил ужасную, непоправимую ошибку: он обманул их - любимую Рыжуху и всех лошадей, которые верили ему и жили надеждой. Умные животные, конечно же, разгадали обман и теперь не смогут простить. Уже не будет тех искренних, доверительных отношений, которые существовали до сих пор. Человек сам разрушил это доверие, оттолкнул от себя эти чуткие создания. И когда он понял это, «тяжелая лошадиная тоска» навалилась на него неимоверным грузом, «пригнула к земле». Он почувствовал всю свою нелепость и ничтожность, осознал свою ошибку, но уже ничего не мог исправить.
В своем произведении Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Потому что земля, животные, общение с ними - это то главное, на чем «строится человечность в человеке». Если исчезнут эти чувства - любовь, доброта, забота, - изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!