Кулинарный сайт - Sushivenev

Открытый урок по биологии «Мышцы, их строение, свойства и функции. Урок биологии "мышцы, их строение и функции" Конспект урока мышцы их строение и функции

Тема « Основные группы мышц».
Цель: Изучить основные группы мышц. Значение мышц в организме человека. Сформировать интерес, закрепить уточнить коррекционные знания по данной теме. Поднять мышечный тонус в ходе физических упражнений. Развивать гармоничную личность способную участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание сосредотачивать умственные силы, способную систематизировать и обобщать полученные знания.
Задачи:
-Познакомить обучающихся с основными группами мышц в организме человека;
- развивать познавательный интерес в процессе урока к особенностям строения тела человека;
-коррегировать речь, память, внимание;
-воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Предварительная работа:
Предшествующие уроки по теме «Опорно-двигатеьная система»
Оборудование:
Мультимедийная презентация, листы альбомные, маркеры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть. Мотивация.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение мышц тела человека. Мы рассмотрим не только основные группы мышц, но и почувствуем их, сделав несколько необходимых физических упражнений.
3. Основная часть.
Проверка домашнего задания. Проводится проверка в группах. Учащиеся объединяются в 3 группы. Каждая группа рассказывает об одном виде мышечной ткани.(гладкая, поперечнополосатая, сердечная). На столах лежат листы бумаги, где обучающиеся в каждой группе должны записать органы, в состав которых входит тот или иной вид ткани.(Эта своеобразная подсказка, которую они сделали сами, для более слабых учеников в группе).
Объяснение нового материала.
Учитель: В организме человека различают три основных группы мышц.
Мышцы головы, туловища и конечностей.
Мышцы головы: Жевательные и мимические.
Метод «Узнай свои мышцы»
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание:
1.Дети сидят. Давайте широко улыбнемся. Затем покривляемся. Скажем четко слово «Звук».
2.Давайте представим, что мы жуем кусок мяса и хорошо его прожевываем.
Какие мышцы у вас работают когда вы жуете?(Жевательные)
Правильно. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть, тем самым обеспечивают пережевывание пищи.
А какие мышцы у вас работают когда вы кривляетесь, улыбаетесь. Правильно мимические. С помощью них вы можете выражать свои эмоции, открывать и закрывать глаза, формировать звуки при помощи мышц рта.
Мы с вами рассмотрели мышцы лица, теперь поговорим о мышцах туловища.
Различают три группы: мышцы груди, спины и живота.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 5 мин.
Подготовка и описание.
1.Реябята давайте выйдем из-за парт. Дети распределяются по всему классу как им удобно.
Выполняют упражнения на грудные мышцы. Уместны дыхательные упражнения. Так как участвуют межреберные мышцы. Все упражнения комментируются учителем. Вопрос детям:
-Какие мышцы вы чувствуете? Покажите? Это мышцы груди.
Следующие упражнение на широчайшую мышцу спины. Покажите какие мышцы у вас работают. Это мышцы спины.
Давайте подышим не грудью, а животом, какие мышцы работают, правильно мышцы живота. Так же, когда делаются упражнения на пресс работают мышцы живота. Учитель подробно комментирует каждое упражнение и показывает, где какие мышцы работают.
После упражнений, обучающиеся слушают объяснения учителя и делают записи в тетради.
Функция мышц туловища: 1. Принимают участие в дыхании.
2.Движение позвоночника.
3. Вертикальное положение тела и др.
Учитель: У нас с вами осталась последняя третья группа мышц- это мышцы конечностей.
Мышцы конечностей приводят в движение руки и ноги. Позволяют человеку выполнять сложные и четкие движения.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание.
Выйдя из-за парт, дети выполняют упражнения на сгибатели и разгибатели конечностей.
4. Заключение.
Закрепление изученного материала происходит так же в группах.
1 группа. На листах пишет мышцы головы. И рассказывают о них.(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
2. группа. На листах пишет мышцы туловища и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
3. группа. На листах пишет мышцы конечностей и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).

Используемая литература:
В.И Сивоголазов Естествознание «Человек»
1.Н.И Гончарова. Л.С. Дыбаль «Внеклассные мероприятия в коррекционных школах» Волгоград 2007г.
2.Н.В. Лободана «Экологическое воспитание» Волгоград 2007г.
3.Л.Н.Яровая, О.Е. Жиренко «Внеклассные мероприятия» Москва 2005г.
4.Л.И. Грехова. А.Н. Хохлов « В союзе с природой» Москва 2003г.

Тема урока

Мышцы, их строение и функции

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

учебник, обучающие тесты, тетрадь,

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Повторение домашнего задания

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

7. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Опрос домашнего задания «Кости скелета человека»

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функции». (запись)

Целеполагание

    Что вы уже знаете по этой теме?

    Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

    А зачем нужно изучать этот материал?

План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц.

Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете? (656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функции:

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) осуществляют дыхательные и глотательные движения;

4) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

5) вырабатывают тепло;

6) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие функции выполняют мышцы. Давайте их разомнем.

    Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

    Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

    Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

Строение мышцы: стр. 116 учебника (составить схему строения на доске и записать в тетрадь)

Мышечные волокна- видоизмененные мышечные клетки. Виды волокон. (составить схему и записать)

Закрепление материала – выполнение теста совместно с ребятами

Домашнее задание: стр. 116- 118 , сделать практическую работу «Измерение массы и роста своего тела»

Урок 11. Строение и функции скелетных мышц

Задачи урока:

сформировать у учащихся представления о мышцах как части опорно-двигательной системы;

выявить особенности строения скелетных мышц и их основных групп в зависимости от расположе­ния в организме и выполняемых функций;

продолжить формирование умений практического применения теоретических знаний в ходе работы с учебными иллюстрациями.

Ход урока

Организационный момент, мотивирование уч-ся на работу.

I . Актуализация и проверка знаний

Проверка знаний о строении позвоночника; о фор­мировании естественных изгибов позвоночника у челове­ка; о строении скелета конечностей и их поясов; о зна­чении строения отдельных структурных элементов скеле­та человека для жизнедеятельности его организма.

Выявление и актуализация представлений учащих­ся о строении мышечных тканей организма человека и значении мышц для животных, обитающих в наземно-воздушной среде.

II. Изучение нового материала

Мышцы как часть опорно-двигательной системы (беседа с учащимися).

Строение скелетных мышц (объяснение учителя с демонстрацией таблицы, иллюстрирующей строение скелетной мышцы). Работа с понятиями: брюшко мышцы, фасция, сухожилие.

Группы скелетных мышц (объяснение учителя с де­монстрацией наглядных пособий, иллюстрирующих рас­положение скелетных мышц в организме человека и их функции): мышцы шеи и головы, жевательные мышцы, мимические мышцы, мышцы спины, мышцы груди, межреберные мышцы, мышцы живота, в том числе, брюшной пресс, диафрагма, мышцы плечевого пояса и руки, мышцы тазового пояса и ноги.

III. Проверка понимания изученного

Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

Как устроена скелетная мышца?

Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.

IV. Закрепление знаний

      Практическая работа №1 «Распознавание на наглядных пособиях органов – опорно- двигательной системы». Учебно- методические средства обучения- рисунок «Скелет человека», «Основные мышцы человека».

      Решение биологических задач

В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)

Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)

Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (

V . Подведение итогов урока

Мышцы (активная часть опорно-двигательной систе­мы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их: структурной основой является поперечно- полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускула­туру.

    Рефлексия деятельности уч-ся. Выводы.

    Домашнее задание

Изучить § 11. Ответить на вопросы и выполнить за­дание в конце параграфа (устно).

Литература

Пасечник В.В. 8 класс. Биология: учебник для общеобразовательных учреждений

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: рабочая тетрадь.

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

  1. Что вы уже знаете по этой теме?
  2. Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
  3. А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.
  2. Функции мышц.
  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.
  4. Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво дят их в движение. Поэтому их на зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ ции :

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

В) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  1. Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
  2. Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
  3. Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  1. Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
  2. Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
  3. Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
  4. Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение? План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3. Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4. Классификации мышц.

Строение мышц: Мышца↔пучки мышечных волокон ↔нити - миофибриллы ↔нити белков актина и миозина

ПО СТРОЕНИЮ МЫШЦ: одноперистые, двуперистые, многоперистые, круговые


Конспект урока по биологии.

На тему: «Мышцы, их строение и функции».

Выполнила Шиловская Юлия Сергеевна

Конспект урока биологии. 8 класс. /data/files/g1477864603.pptx (Презентация биология 8 класс «Мышцы, их строение и функции».)

Тема урока : изучение строения и функций скелетных мышц, а так же основных групп скелетных мышц и их предназначения.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Повторить понятие скелет (строение костей, типы соединения костей и различия скелета человека и млекопитающих животных).

2. Осуществить контроль знаний по теме: «Скелет».

3. Познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц; основными группами мышц и их функциями.

II . Воспитательные:

1. Продолжить формирование научной картины мира.

2. Способствовать развитию эстетического восприятия.

III. Развивающие:

1. Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

2. Продолжить формирование умения слушать и наблюдать.

Методы урока:

Словесные - беседа и рассказ.

Иллюстративные - презентация и иллюстрации в учебнике.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорами на знания предыдущих уроков).

Метод обучения: слово учителя, наглядные пособия (презентация), учебники.

Литература для учителя:

1. Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 20012.

2. Батуев А. С. Человек: Учеб. для 9 кл.- М.: Просвещение, 1994.

3. Козачек Т. В. поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М. Р. Сапина Биология человека. 8 кл. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Программа для общеобразовательных учреждений: Биология 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

Литература для учащихся:

Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 2012.

Используемые сокращения:

Учитель - У:

Ответы детей - О:

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос и контроль знаний…………………………………………………..25мин.

3. Изучение нового материала.

3.1.Скелетные мышцы, их строение……………………………………….6 мин.

3.2. Группы мышц, их функции……………………………………………6 мин.

3.Закрепление материала.……………………….……………………..3 мин.

4.Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Уч-ль: Приветствие. Проверка присутствующих.

Уч-к: Встают. Дежурный называет отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

У: Строение костей? (1 человек).

О: Снаружи все кости покрыты надкостницей (за исключением соединительных поверхностей). Надкостница - тонкая соединительнотканная оболочка, богатая нервами и кровеносными сосудами. Её толщина 0,1-0,8 мм.

Кости (по строению) делятся на два типа. Первый тип круглые трубчатые кости. Такие кости имеют вид трубки полой внутри. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром - жёлтый костный мозг (не участвует в процессе кроветворения). Концы трубчатых костей утолщены (головки трубчатых костей = эпифизы) и не имеют полости. Головки трубчатых костей (эпифизы) образованы губчатым веществом. Губчатое вещество состоит из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки. Промежутки между пластинками заполнены красным костным мозгом (является кроветворным органом). Примером такого типа костей могут послужить, кости конечностей.

Второй тип костей - плоские губчатые. Они состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу. Плоские губчатые кости представляют собой две пластинки, между которыми губчатое вещество. К этим костям относятся лопатки, тазовые кости, рёбра, кости черепной коробки, позвонки.

В состав костей скелета человека входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества (65-70%) - это соли кальция и фосфора; придают костям твёрдость. Органические вещества (30-35%) обеспечивают костям эластичность и упругость.

У: Типы соединения костей?(1 человек).

О: Первый тип - неподвижное (непрерывное) соединение костей. Между костями черепа (швы черепа); между костями таза; между берцовыми костями голени. Характеризуется образованием по краям костей выемок, которые плотно входят друг в друга.

Второй тип - полуподвижное = хрящевое соединение (полусустав). Кости соединены хрящевыми прокладками. Например, хрящевые прокладки между позвонками позвоночного столба.

Третий тип - подвижное = прерывное соединение (сустав). Части сустава: суставные поверхности костей, покрытые хрящом (головка одной кости и суставная впадина другой); суставная сумка - прикрепляется по краям суставных поверхностей и объединяет кости в сустав; суставная полость - щелевидное пространство, заполненное синовиальной жидкостью (уменьшает трение). Вспомогательные образования суставов: суставные связки - прикрепляются к костям, ограничивают движение в суставе, предохраняют сустав от вывиха; диски и мениски - хрящевые прокладки между поверхностями костей.

У: Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных? (1 человек).

Контроль знаний:

I. Вариант.

1. Строение костей?

О: (смотрите выше).

2. Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

О: (смотрите выше).

II. Вариант.

1. Типы соединения костей?

О: (смотрите выше).

2. Значение (функции) опорно-двигательного аппарата?

О: Опорная функция: скелет удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела.

Защитная функция: скелет и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы. Головной мозг расположен в полости черепа, спинной мозг - в позвоночном канале. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки защищены нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота).

Скелет и мышцы - органы движения человека. Скелет является пассивным органом движения, так как к нему прикрепляются мышцы. Мышцы - активный орган движения.

Кроветворная функция. Клетки крови (эритроциты и лейкоциты) и кроветворные пластинки - тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей в промежутках между костными пластинками.

Участие в обмене минеральных солей.

Костная ткань (разновидность соединительной ткани) является складом минеральных веществ организма. В костях находится весь Са и Р организма и около половины Mg и Na. При необходимости кости способны отдавать вещества данных химических элементов в кровь, поддерживая тем самым постоянство ее состава (гомеостаз).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся .

3.1.Скелетные мышцы, их строение.

У: Мышцы - активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать различные позы (демонстрация 1 и 2 слайдов). Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 20-35% массы тела.

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок и вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительной оболочкой.

Каждое мышечное волокно так же имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь состоят из тончайших нитей двух типов - тонких и толстых. Они образованы различными видами белка (актином и миозином). Они образуют на поперечном разрезе мышечного волокна чередующиеся тёмные и светлые полосы - это можно увидеть под микроскопом. Поэтому скелетную мышечную ткань и называют полосатой (демонстрация 3 слайда «Строение мышцы»).

Скелетные мышцы у человека и высших животных состоят из волокон двух типов: красных и белых. Они различаются составом и количеством миофибрилл, а главное особенностями сокращения. Белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго. Преобладание тех или иных типов волокон зависит от функции мышц.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами (снабжение О 2, питательными веществами, вынос продуктов обмена).

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно крепятся выше, а другим концом ниже сустава.

3.2. Группы мышц, их функции

У: По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей (демонстрация 4 и 5 слайдов «Основные группы мышц» рисунок + таблица).

Мышцы головы делятся (по функциям) в свою очередь на два типа. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть (благодаря креплению к черепу и нижней челюсти). Мимические мышцы крепятся к коже лица, формируя мимику человека (борозды и складки). Они расположены вокруг ротового, носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода (демонстрация 6 слайда «Мышцы головы»).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.

Мышцы туловища (мышцы грудных стенок, живота и спины). Межрёберные мышцы и диафрагма, изменяют объём грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы (защита). Сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. В области спины мышцы расположены в несколько слоёв. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная - отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая - разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном суставе (демонстрация 7 слайда «Мышцы туловища и конечностей»).

4. Первичное закрепление .

Фронтальная беседа:

У: Мышцы это...?

О: активная часть опорно-двигательного аппарата.

У: Из чего состоит скелетная мышца?

О: из поперечно-полосатых мышечных волокон.

У: Из чего состоит мышечное волокно?

О: из миофибрилл

У: На какие два типа делятся мышечные волокна?

О: на белые и красные мышечные волокна.

У: Чем они различаются?

О: белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго.

У: С помощью чего мышцы крепятся к костям?

О: с помощью нерастяжимых сухожилий

У: На какие три группы делятся мышцы человеческого тела?

О: мышцы головы, туловища и конечностей.

У: На какие группы делятся мышцы головы в зависимости от выполняемых функций?

О: на мимические и жевательные мышцы.

У: Какие функции выполняют мышцы туловища?

О: участвуют в дыхании, сгибании позвоночника, в движении головы и верхних конечностей, а так же выполняют защитную функцию.

У: Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локтевом суставе?

О: двухглавая - сгибает, трёхглавая - разгибает.

У: Назовите самую длинную мышцу нашего тела?

О: портняжная

У: Где она располагается?

О: на бедре.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

У: откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 106-111 (пересказ).

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: что мы сегодня изучали? Что нового вы узнали? Что было интересно, что не очень интересно? Что вызвало у вас затруднения и почему?

Дополнительная информация

У: а вы знаете кто такой Иван Максимович Поддубный

О: нет, расскажите нам.

У: Иван Максимович Поддубный — российский спортсмен (греко-римская борьба), профессиональный борец, атлет, артист цирка, заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта(1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939).

Имя знаменитого борца Ивана Максимовича Поддубного, не исчезавшее с афиш в течение почти полувека, хорошо знают во многих странах мира. Сын хлебороба, простой черноморский грузчик, он со временем стал "королем цирковой арены", боролся на крупнейших манежах Европы, Азии, Африки и Америки. Самые большие залы Лондона и Парижа, Рима и Берлина, Будапешта и Нью-Йорка аплодировали, восторженно приветствуя «Чемпиона чемпионов». Это звание ему присудила народная молва, так называли благодарные ценители его таланта. Много громких имен давали ему его поклонники: "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", “Русский богатырь”, “Иван Железный”. На протяжении десятков лет Поддубный одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира.

Иван Максимович Поддубный родился 8 октября 1871 года в бедной семье землепашцев, в бывшей Полтавской губернии, в селе Красенивке, неподалеку от Золотоноши, которая в то время была уездным городком (ныне это Чернобаевский район Черкасской области). Его отец, потомственный запорожский казак, Максим Иванович, имел небольшое хозяйство. С детства Ваня (старший сын) был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил, с ним росли три брата и три сестры. Рос он так же, как и все крестьянские дети. Вместе с отцом и братьями будущий чемпион с мальчишеских лет пахал землю, молотил рожь, метал стога. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которыми впоследствии прославился русский самородок.

Вес род Поддубных обладал крепким здоровьем и колоссальной физической силой, необычайной выносливостью. Отец Ивана был богатырского роста и обладал геркулесовой силой: один, без всякого напряжения, поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу. Да и Ваня уродился весь в отца: в 15 лет не боялся схватиться с ним в борьбе на кушаках, а в 16 лет он легко пригибал к земле корову за рога.

Мама Ивана Поддубного, Анна Даниловна, красиво пела, происходила из старинной казацкой семьи Науменко, их род славился своим долголетием. Говорят, дед Ивана по линии матери, бывший солдат, отслужив в армии 25 лет, дожил до 120. У Вани также был тонкий музыкальный слух. В детстве по воскресеньям и на праздники он пел в церковном хоре.

Когда Ивану исполнилось 22 года, он решил оставить родной дом и уехать на заработки в Крым. Кто-то посоветовал ему поехать на юг страны, где можно неплохо заработать грузчиком в Севастопольском порту. Так Поддубный и сделал: он устроился в грузовую фирму "Ливас". По шестнадцать часов в сутки он проводил на трапах, перетаскивая грузы. Работал легко, быстро, с шутками. Здесь даже самые бывалые из его коллег разевали рты от изумления, когда он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Через полгода работы слава о силе грузчика разнеслась во всех портах Крыма.

В 1895 году грузовая фирма переехала в Феодосию. Вскоре судьба свела Ивана Максимовича с двумя учениками мореходных классов Антоном Преображенским и Василием Васильевым - заядлыми спортсменами, страстными поклонниками тяжелой атлетики. Они стали убеждать его заняться спортом. Сначала Иван скептически относился к этим разговорам, но Преображенский подарил Ивану автобиографию знаменитого атлета Карла Абса. Поддубного в этой книге заинтересовало то, как автору постоянными тренировками удалось увеличить свою природную силу втрое. И в это время он начал увлекаться физическими упражнениями. Прочитав книги по тяжелой атлетике и борьбе, Иван составил для себя программу ежедневных тренировок. Занимался гимнастикой, прыжками, делал упражнения с гирями, гантелями, по утрам, после зарядки, бегал, обливался холодной водой, ставил дыхание. Он отказался от излишеств в еде, установил часы приема пищи и строго их соблюдал. Отказался от курения и спиртных напитков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!