Кулинарный сайт - Sushivenev

Д нейсмит и его изобретения. Нейсмит Джеймс - создатель баскетбола: биография

Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада … Джеймс Нейсмит (англ. James Naismith); (6 ноября 1861 - 28 ноября 1939) - является автором баскетбола. Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США. В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновение которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобразительной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным. Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по баскетболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы в закрытом помещении в относительно малом пространстве. И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение. Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил в баскетбол.

  • А) Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
  • Б) По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но не в коем случае кулаком.
  • В) Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.
  • В) В любом случае не допускаются удары, захваты, удерживание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра) ; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
  • Г) удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • Д) Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
  • Е) Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
  • Ж) Если мяч уходит в атаку (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Выбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • З) Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
  • И) Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять положение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые действия которые обычно выполняются рефери.
  • К) Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
  • Л) Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) - олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков.

История возникновения и развития баскетбола

В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей.

Через год Нейсмит разработал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения.

Постепенно баскетбол из США проник сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а потом в Европу и Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под её эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто между командами Toronto Huskies и New York Knickerbockers. В 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). В 1967 году, была создана Американская баскетбольная ассоциация, которая долгое время пыталась составить конкуренцию NBA, но спустя 9 лет объединилась с ней. На сегодняшний день NBA является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире.

В 1932 году основана Международная федерация любительского баскетбола. В состав федерации вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. Исходя из названия, предполагалось, что организация будет возглавлять только любительский баскетбол, однако, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования.

Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр.

Правила баскетбола (кратко)

Правила игры в баскетбол неоднократно менялись вплоть до 2004 года, когда оформился окончательный вариант правил, который считается актуальным до сегодняшнего дня.

  1. В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену.
  2. Ведение мяча в баскетболе . Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком.
  3. Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов, но время каждого тайма (время игры) разнится в зависимости от баскетбольной ассоциации. Так, например, в NBA матч состоит из 4 таймов по 12 минут, а в FIBA каждый такой тайм длится 10 минут.
  4. Между периодами предусмотрены короткие перерывы, а между вторым и третьим периодом время перерыва увеличено.
  5. Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии.
  6. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель.
  7. Правило 3 секунд - правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд.
  8. Правило двух шагов в баскетболе . Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас.

Баскетбольное поле

Игровое поле для баскетбола имеет прямоугольную форму и твердое покрытие. Покрытие площадки не должно иметь никаких изгибов, трещин или любых других деформаций. Размер площадки для баскетбола должен составлять 28 метров в длину и 15 метров в ширину (стандарт). Высота потолка должна быть не меньше 7 метров, а на профессиональных площадках потолки поднимают на высоту 12 метров и выше. Свет на поле должен быть сделан так, чтобы не мешать передвижению игроков и должен равномерно охватывать всю площадку.

До конца 60-х годов турниры можно было организовывать под открытым небом. Однако сейчас баскетбольные матчи проводятся только на закрытых площадках.

Разметка площадки

  1. Ограничивающие линии. Проходят по всему периметру площадки (2 короткие лицевые линии и 2 длинные боковые).
  2. Центральная линия. Проводится от одной боковой линии к другой и при этом она параллельна к лицевым линиям.
  3. Центральная зона представляет собой круг (радиус 1,80 м) и расположена ровно в центре баскетбольного поля.
  4. Трехочковые линии представляют собой полукруги радиусом 6,75 м, проведённые до пересечения с параллельными (лицевыми) линиями.
  5. Линии штрафного броска. Линия штрафного броска наносится длиной 3,60 м параллельно каждой лицевой линии так, чтобы её дальний край располагался на расстоянии 5,80 метров от внутреннего края лицевой линии, а её середина находилась на воображаемой линии, соединяющей середины обеих лицевых линий.

Баскетбольный мяч

Баскетбольный мяч имеет сферическую форму, выкрашен в утвержденный оттенок оранжевого цвета и имеет рисунок в виде восьми вставок и черных швов.

Размеры баскетбольного кольца и щита

Высота баскетбольного кольца от уровня пола составляет 3,05 метра (стандарт). Диаметр кольца для баскетбола колеблется от 45 см до 45,7 см. Само кольцо должно быть выкрашено в ярко оранжевый цвет. К кольцу крепится специальная сетка диной 40-45 см. Баскетбольное кольцо расположено на расстоянии 15 см от щита.

  • Бибарисова Анастасия Максимовна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • БЫСТРОТА
  • ВЫНОСЛИВОСТЬ
  • ЗАРОЖДЕНИЕ БАСКЕТБОЛА
  • ОСНОВАТЕЛЬ БАСКЕТБОЛА
  • БАСКЕТБОЛ

В этой статье рассказывает о том,как зародился баскетбол,кто был его основателем и как он развивался за все эти годы.Также описаны все правила и техника игры. И конечно же в статье рассказывается о зарождении баскетбола в России.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Должна ли физическая культура быть включена в образовательную программу?

Введение

Одной из наиболее распространённых на сегодняшний день игр с мячом является баскетбол. Это подвижная, весёлая игра, развивающая ловкость и выносливость.

Как и любая другая спортивная игра, баскетбол помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость. В баскетбол играют и дети, и молодёжь, и люди старшего поколения. Этой игре и посвящена моя работа.

Актуальность

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. (. Матвеев Л.П, 1991).

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи (Портнов Ю.М., 1997).

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому моя работа актуальна.

Предисловие

Согласитесь, что Баскетбол - не только самый увлекательный, но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности и эмоциональности восприятия. Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936 г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA. Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации, пластике, и, как следствие, он более интеллектуален. Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.

Если хоккей с шайбой (как теперь любят говорить) это бой гладиаторов, то баскетбол скорее сродни театральному действу с неограниченным простором для тренерской режиссуры, исполнительского мастерства и декорационно-оформительских способностей организаторов матчей и турниров. Строго говоря, у баскетбола есть лишь одно неоднозначное свойство: «вертикальная координата» предоставляет изначальное (и незаслуженное) преимущество высокорослым игрокам. Баскетбол растет вверх, становятся все более элитарным. Со всеми вытекающими отсюда потерями. Прежде всего - в массовости. Нет никакого другого вида спорта, где антропометрические параметры спортсмена (рост, длина рук и т.д.) были бы столь важны. Последнее отчасти компенсируется совершенствованием тактических приемов, эволюцией правил игры, да и само население Земли в среднем подрастает. (Порой, впрочем, использовались и чисто организационные меры. Так, в 1969 г. ФИБА, озабоченная гигантоманией, организовала в Испании чемпионат Европы среди баскетболистов, чей рост не превышал 190 см. По воспоминаниям очевидцев, посещаемость турнира была низкой: зритель проголосовал ногами против такого «усекновения». В прочем, еще не вечер...) И хотя извечный дуализм между совершенной техникой «малышей» и относительной беспомощностью сверхгулливеров, гроздьями висящих на кольцах после каждого броска сверху, еще долго не будет изжит, явление таких универсалов, как Геннадий Вольнов, Александр Белов и Арвидас Сабонис, вселяет надежды.

Баскетбол сегодня - самый гармонично развивающийся вид спорта. Он не зажат в тисках одной только интенсификации по принципу «атлетизм плюс скорость», как другие спортивные игры. В нем заложены богатейшие внутренние возможности для развития игрового мышления и совершенствования технических приемов.

История зарождения баскетбола

Заставка к этому разделу, напоминающая скамейку запасных, конечно же, метафора: жрецы в Древнем Египте в баскетбол не играли. Вообще, искать истоки современного баскетбола в глубине веков - дело, видимо, безнадежное. Слишком уж он ни на что не похож, слишком далек от естественных, изначальных двигательных навыков человека. Подпрыгивающий мяч, эта детская забава, безусловно же, завораживает. Как, впрочем, и любой другой периодический процесс: колебания маятника, вращение скакалки или популярный сегодня настольный сувенир Mobil, имитирующий вечный двигатель. В этом смысле человек недалеко ушел от кошки.

Конечно, идей всевозможных игр с мячом в истории человечества было гораздо больше, чем те несколько игр, которые оформились как современные виды спорта...

В качестве возможной предтечи баскетбола спортивные историки называют игры: «пок-тапок» (VII в. н. э., Центральная Америка); «тлачтли», относящуюся к культуре племени «майя» в Южной Америке, и «олламалитцли» (Мексика, XVI в.). Во всех этих далеких краях произрастает каучуковое дерево, поэтому «прамяч» был из каучука.

Однако сегодня является общепризнанным тот факт, что баскетбол не имеет исторических корней даже в иллюстративном плане. Он целиком придуман, как это и полагается любому произведению искусства.

Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде (шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей -NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.

Открытие Джеймса Нейсмита

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.

Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

  1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
  2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
  3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.
  4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
  6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
  8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
  9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
  11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
  12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
  13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

С течением времени баскетбол изменялся…

Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?

Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

А, несколько дней спустя, один из студентов Нейсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в "преступлении”…

"Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.

"Я знал, что эта игра будет иметь большой успех, и я взял их как сувенир.

Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.

Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...

Зарождение баскетбола в России

Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает.

Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название "Маяк”. В отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены "Маяка”. В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда "лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым, названным впоследствии "дедушкой русского баскетбола”.

А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола, В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде "лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества "Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена - улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге "Мировой баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.

Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола. Но затем была обнаружена одна неточность: в воспоминаниях уже небезызвестного нам "дедушки русского баскетбола” упоминалась та первая игра 1906 года, проведенная в зале общества "Маяк” по Надежденской улице. Архивно установлено, что новый зал общества "Маяк” был введен в эксплуатацию несколько позже. Видимо, на этом основании некоторые горячие головы "решили” считать датой рождения баскетбола в России не 1906 год, а, скажем... 1909-й! И это после многократных юбилеев по случаю 50-летия - в 1956 году, 60-летия - в 66-м, 75-летия - в 81-м, наконец, 80-летия -в 86-м?

Вопрос этот не праздный. Его должны разрешить ученые-историки спорта, именно они могут внести необходимую ясность, чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку. Но вернемся в Санкт-Петербург.

Благодаря усилиям "маяковцев” баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу.

Большую работу проводили будущие федерации по организации всевозможных чемпионатов, турниров, а с 1923 года - чемпионатов страны сначала среди городов, а затем и среди спортивных обществ. Надо сказать, что ленинградские команды неоднократно становились чемпионами: в 23-м обе команды - и женская, и мужская, затем женская - в 35-м, а мужская - в 36-м. В 1955 году мужская команда Ленинграда стала чемпионом всесоюзных соревнований в закрытых помещениях среди сборных команд союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Затем звание чемпионов страны наши команды завоевывали еще четырежды: женская команда "Спартак” (гл. тренер С.Гельчинский) - в 1974 году и команда "Электросила” (гл. тренер Е.Кожевников) - в 1990 году; мужская команда "Спартак” в 1975 году стала чемпионом Советского Союза, а в 1992 году - чемпионом СНГ. Обе победы были одержаны под руководством тренера В.Кондрашина.

Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по физкультуре и спорту, а потом и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт- Петербурга). В предвоенные и первые послевоенные годы во главе этих организаций стояли С.Гольштейн, М.Крутиков. В последующие годы федерацию возглавляли заслуженный мастер спорта В.Разживин, секретарь райкома партии Г.Семибратов, ответственный работник ЛенгорисполкомаБ.Лешуков, ученый и журналист М.Чупров и, наконец, генерал налоговой полиции Г.Полтавченко. В составе общественной организации, каковой являлась федерация, активно работали люди различных специальностей. Их вклад в развитие баскетбола в городе на Неве огромен. Можно вспомнить лишь немногих из них: В.Желдин, Ю.Герасимов, Е,Ершова, Б.Иванов, А.Дмитриев, Г.Ульяшенко, Ю.Апполонов, В.Шамис, Ю.Кузнецов, С.Чесноков, Н.Познанская, Е.Иванова, В.Тржескал, Ю. Портных, О.Вдовин, Ю.Алексеев, С.Афанасьев, В.Углянкин, О.Мамонтов, Д.Фролов и многие, многие другие. Основными направлениями в работе федерации были: массовый баскетбол, подготовка резерва, выступления команд мастеров, вопросы судейства, в том числе и подготовка судей, и пропаганда баскетбола в средствах массовой информации и на телевидении.

С распадом СССР отечественный баскетбол, как и другие виды спорта, как, впрочем, и вся российская жизнь, впал в затяжную кому. Переход со всесоюзных на российские рельсы сопровождался многими разрушительными процессами: финансовым крахом клубов и команд, исходом большого спорта из столиц, оттоком игроков и т.д. Наплыв и засилье легионеров вывели на первый план интересы клубов. Интересы сборных России были низведены до некоего факультатива. Вовсю зазвучал сакраментальный вопрос: «А за что играем - за Родину или за деньги?» И внятного ответа пока нет.

И если женская сборная России, в конце концов, смогла преодолеть этот спад, завоевав «серебро» на чемпионате мира-2002, выиграв чемпионат Европы в 2003 г. и завоевав «бронзу» на Олимпиаде в Афинах (тренер - В.П.Капранов), то мужской баскетбол угодил в глубокий системный кризис. Восьмые на чемпионате Европы (дважды подряд); десятые на чемпионате мира - это все же не наши места. Вдобавок, мужская сборная не смогла «отобраться» ни на Афинскую олимпиаду, ни на чемпионат мира-2006. Очевидно, нужен какой-то принципиально новый концептуальный подход, чтобы вывести мужской российский баскетбол из теперешнего кризиса, вернуть ему его прежнюю славу...

Подводя итоги первого века развития баскетбола в Советском Союзе и в России, хочется верить, что накопленные славные традиции не будут преданы забвению и российский мужской баскетбол вернет-таки утраченные ведущие позиции в Европе и мире, а женская сборная России окончательно закрепится на верхних строках европейских, мировых и олимпийских турниров, как, собственно, и было уже в 50-80-х годах прошлого века...

Баскетбол (англ. basket - корзина, ball - мяч) - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина (кольцо с сеткой) находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трехочковой линии) - 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире.

Основные правила баскетбола

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила.

Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах . С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов)

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.

Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко - бросок со штрафной линии

2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)

3 очка - бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в )

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации ) с перерывами по две минуты.

Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 28х15 м. Щит размером 180х105 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,31 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча - 74,9-78 см, масса - 567-650 г (для женских соответственно 72,4-73,7 см и 510-567 г).

Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

  1. владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;
  2. уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;
  3. владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом;
  4. постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения (Портнов Ю.М., 1988).

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок.

До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

  1. двумя руками снизу;
  2. одной рукой снизу;
  3. двумя руками с места;
  4. одной рукой с места;
  5. бросок в прыжке;
  6. крюком.

Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).

Классификация бросков корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:

  1. броски двумя руками; броски одной рукой;
  2. броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
  3. броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
  4. по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
  5. по расстоянию: дальние, средние, ближние
  6. по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Техника игры

Наибольшее удовольствие от игры вы сможете получить, если научитесь правильно выполнять основные приёмы техники игры – передачи, ведение,броски в корзину, защиту, подбор и добивание отскочившего от щита мяча.Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как уопытного спортсмена. Но опыт – дело времени.Самое главное - запомнить первое правило, – владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи – самый простой и эффективный способ продвижения мяча к корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками от груди, двумяруками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта.

Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и,как только он коснётся пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замахаи «выстреливающего» движения рукой с мячом в направлении партнёра.

Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна бытьгрудь или специально вытянутая рука партнёра.

Ведение мяча

Игрок может передвигаться с мячом на площадке лишь последовательно ударяя его об пол одной или другой рукой. Ведя мяч нужнособлюдать несколько простых правил:

  • Толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти.
  • Удар по мячу ладонью будет ошибкой.
  • Не следует смотреть вниз на мяч – голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом. Мяч нужно контролировать боковым,периферическим зрением.
  • При ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди – справа, алевой сбоку, спереди – слева.
  • Игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником.
  • Ноги егосогнуты, а тело наклонено вперёд. Такое положение укрывает мяч отзащитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок приведении.
Броски мяча в корзину

Существуют следующие способы забросить мяч в корзину:

  • Бросок из -под корзины одной рукой сверху
  • Бросок одной рукой с места
  • Бросок в прыжке
  • Бросок с использованием щита
Индивидуальные защитные действия

Успех индивидуальных защитных действий определяют две характеристики. Первая – психологическая. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Вторая характеристика – физическая. Здесь важны стойка, положение тела игрока, его выносливость, позиция на площадке.

Нарушения, фолы

Нарушения:

  • аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;
  • пробежка - игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
  • нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
  • три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
  • пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
  • восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
  • секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
  • плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
  • нарушения возвращения мяча в зону защиты - команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.
Фолы

Судьяфиксируетфол

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Видыфолов:

  • персональный;
  • технический;
  • неспортивный;
  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов (6 фолов в НБА) в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Тренердисквалифицируется, если:

  • он совершит 2 технических фола;
  • официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
  • тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
  • запрещенанецензурнаябрань и оскорбления

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

  • если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;
  • в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

  • если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;
  • если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

Наказание:

Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации изСпрингфилда , штат Массачусетс , вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждёт его детище?

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock». Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» (англ. basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины.

С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Характеристика баскетбола, как средство физического воспитания школьников

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997)

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).

Вывод

Баскетболист должен быть всесторонне физически развитым спортсменом. Для этого надо воспитывать в себе такие важные физические качества, как быстрота движений (передачи, броски, перехваты мяча и др.), скорость передвижения (бег, уход в отрыв, возвращение в защиту и др.), прыгучесть (броски в кольцо, борьба за отскочивший мяч), ловкость (финты, борьба за мяч), глазомер (передачи, броски) и, конечно, выносливость, без которой 40 мин игрового времени станут невероятно трудными. Особенно когда против команды применяется прессинг.

Самостоятельные занятия учащихся по воспитанию физических качеств, по совершенствованию элементов баскетбольной техники могут быть организованы в трех формах: выполнение эпизодических домашних заданий; утренняя специализированная гимнастика; самотренировка баскетболиста (индивидуальная или групповая). Вместе с учебными занятиями по физическому воспитанию, тренировками в спортивной секции такие самостоятельные занятия помогут повысить уровень ОФП, научиться игре и стать полезным для команды игроком, хорошим баскетболистом.

Список литературы

  1. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент: 2 Ибн. Син.1881.-90с.
  2. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 1986. – 111с.
  3. Баскетбол. Справочник. М., 1993.
  4. Вуден Джон Р. Современный баскетбол. М., 1997.
  5. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997.-58с.
  6. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984.-35с.
  7. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие для учителей школ. Л., Учпедлит, 1960.-154с.
  8. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 1971.-278с.
  9. Обучение технике игры в баскетбол/ Метод. Рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. – Тула 1992.-25с.
  10. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата, 1985-92с.

Баскетбол — спортивная командная игра с мячом, которая входит в программу Олимпийских игр. Этимология игры произошла от сложения двух английских слов basket «корзина» и ball «мяч».

Цель каждой команды — за отведённое время забросить максимальное количество раз мяч в корзину соперника. Корзиной называется подвешенное на 3,05 м кольцо с сеткой внизу. Попадания оцениваются в зависимости от позиции, которую занимает игрок на поле во время броска.

Краткая история происхождения баскетбола

Существует мнение, что баскетбол зародился множество веков назад.

Изобретение: кто придумал современный спорт, где он впервые зародился

Прародительницей современного баскетбола является ритуальная игра индейцев племени майя — «питц», в настоящее время известная под названием «улама».

На территории Мексики археологи обнаружили первые каучуковые мячи, весом в несколько килограммов, которые были изобретены в 2500 г. до н. э. Только на территории современной Гватемалы обнаружено 500 мест для игры в питц .

Игра не только отображала ритуальное сражение между богами на небе, но и служила для урегулирования споров между общинами.

Суть состязаний заключалась в том, что нужно было забросить мяч в кольцо, располагавшееся на трибуне высотой 10 метров , не используя при этом руки, толкая его головой, бёдрами, локтями и ногами. Количество игроков в команде варьировалось от 2 до 5. Кольцо располагалось вертикально по бокам поля. Выигрывала та команда, которая первая попадала в кольцо . Можно сказать, что питц представлял собой смесь футбола и баскетбола.

Внимание! Считается, что в ряде случаев капитан, а иногда вся проигравшая команда в то время, лишались головы.

Изобретателем современного баскетбола называют Джеймса Нейсмита (1861—1939) , который преподавал физкультуру студентам Спрингфилдской школы Христианских Рабочих в штате Массачусетс.

Фото 1. Создатель современного баскетбола Джеймс Нейсмит. В руках изобретатель держит один из первых баскетбольных мячей.

Игра была придумана из-за необходимости разнообразить зимнее времяпрепровождение своих подопечных . Студенты разбивались на две группы и преследовали цель закинуть мяч во фруктовую корзину с дном, прикреплённую к стене.

Справка. Ряд исследователей полагает, что Нейсмит был вдохновлён детской игрой «утка на скале» , в которой надо попасть маленьким камешком по вершине более крупного камня.

Первый баскетбольный матч

В 1892 году был сыгран первый матч команд, состоявших из 9 игроков , окончившийся со счётом 1:0. Популярность новой динамичной игры быстро набирала обороты. Из-за стремительного развития и участившихся случаев нечестной игры Нейсмит был вынужден разработать первые правила.

Первые 13 правил баскетбола Джеймса Нейсмита:

  1. Мяч можно бросать в любом направлении одной рукой.
  2. По мячу нельзя бить кулаком.
  3. По мячу можно бить одной или двумя руками.

  1. Мяч нужно держать кистями , запрещено использование тела и предплечий.
  2. Игрок может бежать с мячом только на скорости , в ином случае он должен передать пас или бросить мяч в корзину.
  3. Нельзя толкать, захватывать, удерживать и бить противника. Нарушение фиксируется как фол, при втором фоле игрок дисквалифицируется.
  4. Три фола противника засчитываются как гол для другой стороны.
  5. Если мяч застревает в корзине, его засчитывают как гол , при этом защищающимся игрокам запрещается выбивать мяч или касаться корзины.
  6. При «офсайде» мяч вводится в игру первым коснувшимся игроком, на вброс даётся 5 секунд , если игрок удерживает его дольше, мяч переходит к противнику.
  7. Судья следит за действиями игроков и фолами; он наделен властью удалять игроков.
  8. Рефери определяет позицию мяча (в игре, аут) и какая из сторон должна владеть мячом.
  9. Игра состоит из двух таймов по 15 минут с перерывом в 5 минут.
  10. Команда, забросившая больше мячей, считается победившей .

Современные правила претерпели ряд изменений, например:

  • 4 тайма по 10 минут , с перерывами — 2 минуты после первого и перед последним раундом и 15 минут между вторым и третьим раундом.
  • С мячом можно бегать, кидать двумя руками и помогать ему в полете.
  • Допускается 5 фолов и замена игрока.

Вам также будет интересно:

Развитие и становление

Первые матчи выявили недочёты новой игры и вызвали практические изменения: у корзины вырезается дно, появляются щиты для защиты корзины, через несколько лет сами корзины заменяются железным кольцом с сеткой.

Параллельно мужскому развивался и женский баскетбол, первые правила которого изобрела Сенда Беренсон в 1892 г . Несмотря на длительную практику различных соревнований, женский баскетбол вошёл в олимпийскую программу лишь в 1976 г.

В каком году появились профессиональные лиги

На ранних этапах баскетбол стихийно распространяется в учебных заведениях США и Канады.

В 1898 в США создали первую профессиональную Национальную баскетбольную лигу, которая просуществовала 5 лет , и затем распалась на несколько самостоятельных лиг.

Из Америки происходит распространение баскетбола на Восток (Японию, Китай) , а затем в Европу и страны Южной Америки.

После Первой мировой войны организацией и руководством игр в Америке занялись Любительский спортивный союз и Национальная ассоциация студенческого спорта. В 20-е годы начинают активно создаваться национальные федерации.

Важно! Контракты с игроками заключались не на сезон, как в настоящее время, а на игру. Ставка игрока составляла 1 доллар в минуту , что считалось весьма внушительной суммой.

В 1925 г. создана Американская Баскетбольная Лига , объединившая все команды северо-востока Америки. В конце 20-х — начале 30-х в США из-за Великой Депрессии были отменены практически все соревнования по баскетболу.

Вехой в развитии спорта становится создание Международной федерации баскетбола в 1932 г. (ФИБА). В 1936 г. по решению Олимпийского комитета под эгидой ФИБА проводятся первые Олимпийские игры в Берлине.

В 40-е годы в связи с началом Второй мировой войны баскетбол, как и другие виды спорта, отходит на второй план. Неистощимый интерес к спорту в тяжёлые для США годы поддерживался за счёт бурного развития студенческой лиги.

Справка. Почётный гость первых игр — их создатель Джеймс Нейсмит, в честь которого в 1959 г . назовут Зал славы баскетбола, увековечивающий самых ярких игроков, лучшие матчи и запоминающиеся моменты игры.

Возникновение НБА

Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) образуется в 1946 г., путём слияния двух организаций: Национальной баскетбольной лиги и Баскетбольной ассоциации Америки.

Она является одной из ведущих и наиболее влиятельных по сию пору мужских профессиональных лиг Северной Америки, в которую входит 30 команд.

Наиболее титулованный клуб лиги — «Бостон Селтикс» , на счету которого 17 побед . За ним идут «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Чикаго Буллз».

Объединение с АБА

Параллельно с первыми турнирами НБА развивается Американская баскетбольная ассоциация (АБА) , объединившая под своим крылом 11 команд. Не выдержав конкуренции с НБА, ассоциация распадается через 3 года , а команды примыкают к победителю.

Важно! В историю АБА вошла, поскольку на её чемпионатах впервые был засчитан трехочковый бросок — точный бросок, сделанный из-за дуги (на расстоянии 724 см от кольца ).

История создания отечественного баскетбола

Баскетбол также активно развивался и на просторах нашей страны.

Появление

Первое упоминание баскетбола в России приходится на 1901 г. и принадлежит основателю Российского футбола Георгию Дюперрону . Первые игры по новому виду спорта начинают проводиться в петербургском обществе физического и нравственного воспитания молодёжи «Маяк», основанном на пожертвования американца Джеймса Стокса.

В 1906 г. на базе «Маяка» основана первая команда. В 1909 г . проводится первый «международный» матч, с участием американской команды, наспех сколоченной, из прибывших на корабле христианских миссионеров.

Лучшей из 6 команд признана команда «Лиловых», возглавляемая первопроходцем русского баскетбола Степаном Васильевичем Васильевым.

К 1910 году баскетбол начинает прививаться в крупнейшем обществе физического воспитания того времени «Богатырь», благодаря чему начинает распространяться по другим городам империи.

В 1913 г. изданы первые правила игры, тогда имевшей название «мяч в корзину».

Распространение игры

После Октябрьской революции новый вид спорта получает всесоюзное признание. В 1920 г. баскетбол вводится как отдельная дисциплина в учебных заведениях и начинает формироваться советская школа баскетбола. В 1923 г. в Москве состоялся первый чемпионат страны Методические разработки и правила советской школы во многом совпали с международными.

Справка. К 1941 г . в СССР насчитывалось около 82 тысяч баскетболистов.

В 1947 г. советская секция вступает в Международную федерацию баскетбола и начинает участвовать в международных соревнованиях. Как мужская, так и женская сборная на протяжении многих лет показывают высокие результаты, занимая призовые места на Олимпийских играх и Чемпионатах мира и Европы.

После развала СССР происходит перестройка российского баскетбола. В 1991 году создана Российская Федерация Баскетбола (РФБ) .

Фото 2. Современный логотип Российской Федерации Баскетбола. Организация была создана в 1991 году.

С 1992 года проводится Чемпионат России по баскетболу среди женщин и мужчин. К 1995 году создана суперлига, в которую входят шесть ведущих мужских команд.

В 2015 году из-за скандалов, связанных с Федерацией, все российские команды были отстранены от участия в международных соревнованиях. Интерес и уровень баскетбольных команд в последнее десятилетие сильно упал. В настоящий момент российской сборной не удаётся пройти барьер отборочного тура соревнований.

История баскетбола среди ветеранов

Движение максибаскетбола — соревнований, в которых играют спортсмены старше 30 лет — уходит корнями в Буэнос-Айрес, где в 1969 году были проведены первые игры ветеранов. Там же в 1991 году состоялся первый Чемпионат мира по баскетболу среди ветеранов. В 1992 году в Аргентине была сформирована Международная федерация максибаскетбола (ФИМБА). Сейчас в федерацию входит 40 стран , в том числе Россия.

Соревнования проводятся в разных возрастных категориях для мужчин и женщин от 30 лет, с шагом каждой категории по 5 лет . Для спортсменов-мужчин предусмотрены дополнительные категории: 65+,70+ и 75+.

Фото 3. Игра в баскетбол среди мужчин ветеранов. Играют спортсмены, которым больше пятидесяти лет.

В докомпьютерную эру дети играли в подвижные игры на воздухе. У американцев была популярна игра под названием «Утка на камне». На пень или другое возвышение ставился камень, называемый уткой. Возле него становился «охранник», который должен был предотвращать попытки остальных играющих сбить «утку» на землю.

Говорят, что именно в этой забаве преподаватель физкультуры из колледжа американского города Спрингфилд увидел концепцию игры, названной им баскетбол. Фамилия этого человека была Нейсмит. Джеймс не мог и предположить, сколь популярной станет эта игра во всем мире.

Спортсмен, учитель, изобретатель

Отец баскетбола родился в 1861 году, в провинции Онтарио, в Канаде. Теперь в городке Миссисипи-Миллс существует дом-музей изобретателя баскетбола. С детства он увлекался спортом, особенно игровыми видами. Если бы хоккей в то время был так же популярен, как сейчас, в одной из канадских команд наверняка бы появился центрфорвард, на майке которого была бы фамилия Нейсмит. Джеймс во время учебы в университете Монреаля играл в другие игры, в основном в разновидности футбола - в европейский (называемый в Северной Америке соккер) и канадский.

Юноша имел новаторский и изобретательскую жилку. Канадский, как и американский, футбол имеет в прародителях английское регби и является суперконтактной игрой с повышенной травмоопасностью. Жесткие столкновения приводили к постоянным повреждениям. Джеймс Нейсмит считается первым игроком, ставшим применять защитный шлем. Правила не запрещали это, и его примеру последовали другие студенты, опасавшиеся за сохранность своей способности успешно усваивать учебный материал.

Бакалавр по физическому воспитанию

Закончив университет и став дипломированным преподавателем физвоспитания, Джеймс Нейсмит перебрался в соседнюю страну. С 1891 года он стал работать в одном из колледжей, организованных ИМКА (YMKA - Young Men’s Christian Association)— Юношеской христианской организацией, в городе Спрингфилд, в Кроме гимнастики, он преподавал анатомию.

Как преподаватель Джеймс Нейсмит считался настоящим профессионалом. Он стремился приобщить студентов к спорту, стараясь, чтобы занятия вызывали интерес, не превращаясь в нудные и монотонные упражнения. В летнее время было проще организовать соревнования на открытом воздухе, где студенты играли в бейсбол и футбол, в зимний период поддерживать интерес к гимнастике в спортзале было сложнее. Директор колледжа доктор Лютер Гулик попросил Джеймса что-нибудь придумать. И лучше не столь агрессивное, как регби или американский футбол. Творческая натура талантливого физрука однажды помогла Нейсмиту найти блестящее решение.

Футбольный мяч и две корзины из-под персиков

Джеймс Нейсмит придумал игру с мячом в закрытом помещении, чтобы развеять скуку от занятий на или монотонного бега вокруг них. Говорят, что правила новой игры, актуальные в общих чертах и сегодня, были сформулированы в течение часа. Однажды он заметил, как часть студентов из сборной команды колледжа по регби пытается играть в зале, используя вместо ворот большой ящик.

1 декабря 1891 года, разделив студентов на две команды, он предложил попадать мячом в деревянную коробку, расположенную на полу в центре спортзала. Дело кончилось кучей-малой, когда защитники вставали вокруг коробки и полностью блокировали её от соперников. По периметру зала располагалась галерея, и Джеймсу пришла идея прибить к её противоположным сторонам две пустые корзины, в которых в колледж доставляли фрукты. В них и должны были попадать кожаным мячом для европейского футбола первые баскетболисты, набирая очки.

Щит, кольцо и сетка

Высота, на которой были укреплены корзины, составила 305 сантиметров, что сохранилось и в современных правилах игры. Теперь блокировать броски соперника стало труднее, и игра пошла динамичнее. Ненужные паузы возникали, когда сторожу, носившему фамилию Стеббинс, приходилось доставать мячи, попавшие в цель. Возможно, это именно у него первого кончилось терпение, и он вырезал дно у корзин, чтобы мяч сам падал вниз. Вскоре были сделаны металлические кольца с сеткой, принципиально не изменившееся до нашего времени.

Игра оказалась настолько увлекательной, что вскоре соревнования стали привлекать болельщиков, заполнявших галерею. Стремясь помочь играющим, они часто ловили мяч, летевший мимо цели, и опускали его в корзину. Чтобы оградить кольцо от добровольных помощников, пришлось соорудить щит, к которому крепилась корзина. Впоследствии он стал играть другую роль, но до сих пор остался одним из важнейших атрибутов баскетбола.

Первые правила

Понять, какую спортивную игру придумал Джеймс Нейсмит, очень просто. Сегодня прочное металлическое кольцо, снабженное синтетической сеткой, должно выдерживать вес двухметровых атлетов, но по-прежнему называется корзиной - по-английски basket. Современный мяч из уникального полимера — это продукт сложных технологий и высокого дизайна. Он мало похож на тот футбольный кожаный, который показался Нейсмиту самым подходящим, но он по-прежнему называется по-английски ball - бол.

Правила баскетбола за сто с лишним лет изменились кардинально, сделав эту игру самой скоростной в мире. Но первые, оригинальные, были опубликованы 15 января 1892 года в школьной газете, которая называлась «Треугольник». Этот день считается официальной датой рождения баскетбола — игры, в которую сегодня играют около 300 миллионов.

Популярность без рекламы

Новая игра — быстрая и увлекательная, в которую можно было играть и на улице, и в закрытом помещении, с простыми и понятными правилами, сразу понравилась молодежи. К Нейсмиту стали обращаться из разных учебных заведений со всех концов Америки с просьбой прислать правила баскетбола. В 1892 году вышла книга, в которой они были сформулированы в 13 пунктах. Основные положения правил незыблемы и для нынешнего поколения.

Лист с напечатанными на машинке правилами, на котором рукой Нейсмита проставлен заголовок - «Basketball», был продан в 2010 году на аукционе за 4 с лишним миллиона долларов. Сам отец баскетбола не занимался специальной «раскруткой» новой игры и не использовал её для саморекламы. Игра, автором которой был Джеймс Нейсмит, — баскетбол, считается самой «американской», но гражданство США урожденный канадец получил лишь в 1925 году, спустя 34 года после переселения. Он занимался собственной педагогической карьерой, получив несколько ученых степеней в религии, философии и медицине. Но его детище быстро набирало популярность по всему миру.

Олимпийский вид спорта

В 1898 году в США появилась первая профессиональная лига. Игроки получали 2,5 $ за домашние игры и 1,25 $ за выездные. Прошло менее ста лет и один из звездных игроков команда НБА «Вашингтон Буллетс» Джуван Ховард подписал контракт, согласно которому он получил за семь сезонов 100 миллионов долларов.

На олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе был проведен показательный матч по баскетболу, а в 1936 году на Олимпиаде в Берлине был проведен первый официальный турнир, на котором сборная США победила в финале Канаду со счетом 18:9. Почетным гостем, сделавшим символическое вбрасывание в финальном матче, был сам изобретатель игры. Приглашенный на Олимпиаду высшим руководством МОК, он смог оценить размах популярности, которое обрело во всем мире его детище.

Слава прижизненная и посмертная

Нейсмит скончался 28 ноября 1939 года в окружении пятерых детей и множества внуков. Возможно, изобретение Джеймсом Нейсмитом парового молота, как это сделал его английский почти тезка Джеймс Несмит, или, например, швейной машинки, и принесло бы ему большее благосостояние и более обеспеченную жизнь. Но до сих пор миллионы людей благодарны ему за ту радость, которую приносит его изобретение.

Сегодня баскетбол - могучая индустрия, в которую вкладываются миллиардные средства и увлекательная игра для простых людей на площадках во многих регионах земли. Имя отца баскетбола носят Залы славы баскетбола в городах Северной Америки, многие по всей планете.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!