Кулинарный сайт - Sushivenev

Основы обучения в легкой атлетике. Методики тренировок по легкой атлетике Легкая атлетика методика преподавания

Легкая атлетика: обучение

  • Классификация и общая характеристика упражнений по легкой атлетике
  • Этапы развития легкой атлетики
  • Техника упражнений по легкой атлетике
  • Прыжки (легкая атлетика)
  • Метания (легкая атлетика)
  • Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики
  • Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений

Статьи написаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 03400.62 «Физическая культура». Дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта» входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.

Говоря о том, что новые стандарты образования являются компетентностно-ориентированными, следует отметить, что в ФГОС ВПО требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности при решении профессиональных задач. Таким образом, именно заявленные компетенции являются целеполагающим фактором при разработке содержания дисциплины (модуля), подборе образовательных технологий и видов контроля.

Изучение легкой атлетики как базового вида спорта направлено на овладение студентами компетенциями в области педагогической и рекреационной деятельности, а именно способностями: самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств и в оздоровительных целях в соответствии с состоянием занимающихся и их потребностями; организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства; осознанно использовать легкоатлетические упражнения как средство восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из всего многообразия легкоатлетических дисциплин, с учетом поставленных задач авторы данного учебника остановились на тех видах спорта, которые рекомендованы для освоения на ступенях общего образования. Это - составляющие естественные способы передвижений человека - бег и прыжки, а также броски и метания, поскольку они доступны для изучения и могут быть использованы для самостоятельных занятий различной направленности: тренировочной, оздоровительной, рекреационной, коррекционной.

Учебный курс в целом состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают освоение техники выполнения легкоатлетических упражнений; овладение методикой обучения и составления комплексов представлены легкоатлетические упражнения для развития скоростно-силовых качеств и выносливости, методикой использования оздоровительного бега.

В учебнике представлена классификация легкоатлетических упражнений, объяснены особенности техники и методика обучения выполнению отдельных их видов. В нем показаны методы развития кондиционных способностей, предложены варианты проведения занятий оздоровительным бегом. Особое внимание авторы уделяют биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний. По каждому виду спорта приведены правила проведения и судейства соревнований. Полезным для студентов будет материал о возможностях использования легкоатлетических упражнений в программах общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта как в рамках предмета «Физическая культура», так и при организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в целях развития личности обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»).

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Типовая схема методики обучения. При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:

1 Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

2 Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

3 Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег , которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту , который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами рациональной спортивной техники. При этом у занимающихся создается общее представление о. технике изучаемого вида, формируется умение выполнять двигательное действие в элементарной форме. На этапе совершенствования спортивная техника доводится до относительно высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространствен-ным; временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.

Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно развитию физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.

Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении данной задачи, не забегая далеко вперед. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.

Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.

Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.

Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов), Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.

При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.

Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен уметь сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное - это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, возможно раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления

Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть: а) повышенная возбудимость занимающихся; б) состояние утомления; в) плохая подвижность в суставах; г) недостаточное развитие двигательных качеств; д) неясное представление о выполняемом упражнении; е) неправильное выполнение предыдущих действий; ж) сознательное вмешательство "в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др. При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентиро ванного упражнения. Основнаячерта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-констру-ктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, котор ая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.

Необходимо помнить, что на изучение того или иного элемента надо тратить определенное количество времени и повторений, ни в коем случае нельзя уделять слишком много времени на каком-либо элементе, что может привести к новым ошибкам. На пример, уделяя особое внимание отталкиванию и сведению бедер в спортивной ходьбе, можно сформировать полетную фазу, что запрещено.

В процессе обучения существуют как положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т.е. одни движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе отрицательный перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы полностью устранить отрицательный перенос и как можно эффективнее использовать положительный перенос упражнений.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.

В беговых видах наблюдается следующая последовательность обучения:

1) бег на средние и длинные дистанции;

2) спринтерский бег;

3) эстафетный бег;

4) барьерный бег;

5) бег на 3000 м с препятствиями.

Первое обучение бега на средние и длинные дистанции говорит само за себя, здесь и амплитуда движений, степень усилий, координационная и психическая сложности техники относительно низ кие, не сложная и структура движений.

В спринтерском беге происходит максимальная реализация всех параметров - амплитуды, усилий и т.п., которые должны исполняться за короткое время. Координационная и психическая сложности движений в спринтерском беге возрастают.

Изучив технику спринтерского бега, приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники заключается в передаче эстафетной палочки на коротком отрезке при большой скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и принимающего повышает координационную и психическую сложности этого вида.

После изучения техники гладкого бега приступают к изучению барьерного бега. По своей структуре барьерный бег относится к смешанной, т. е. здесь присутствуют и циклическая структура (бег), и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением препятствий делает технику барьерного бега до вольно сложной, повышаются и координационная, и психическая сложности упражнения.

Бег на 3000 м с препятствиями по своей структуре похож на барьерный бег, но увеличивается психическая напряженность (тяжелые барьеры, яма с водой) плюс длительная деятельность, принуждающая выполнять движения на фоне развивающегося утомления, ставят этот вид на первое место по сложности обучения и выполнения соревновательного упражнения.

В легкоатлетических прыжках четыре вида, но есть в прыжках в высоту и длину несколько разновидностей, поэтому мы приводим последовательность обучения, включая и эти способы прыжков:

1) высота - «перешагивание»;

2) длина - «согнув ноги»;

3) длина - «прогнувшись»;

4) длина - «ножницы»;

5) высота - «перекидной»;

6) высота - «фосбери-флоп»;

7) длина - тройной прыжок;

8) прыжок с шестом.

Так как прыжки предъявляют почти одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая напряженность вида.

Метания по своей структуре - упражнения ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и психической напряженности вида.

Последовательность обучения следующая:

1) метание малого мяча;

2) метание гранаты;

3) метание копья;

4) толкание ядра со скачка;

5) метание диска;

6) толкание ядра с поворота;

7) метание молота.

Естественно, что последовательность обучения видам легкой атлетики зависит не только от техники вида, его психической напряженности, но и от способности индивидуума к обучению, его антропометрических данных, уровня физической подготовленности

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании

Однажды перед родителями встаёт выбор: отдавать ли ребёнка в спорт, а если ответ положительный – то в какой вид спорта. Предположим, или хоккей – они обеспечат вашему сыну стабильный (иногда огромный) заработок – но счастливчиков будут единицы, а тех, кто не осядет в клубе второй лиги, кто получит травму и навсегда завяжет с профессиональным спортом – большинство. Если же вы думаете о том, чтобы ваш ребёнок вырос здоровым и всесторонне развитым и притом мог бы со временем зарабатывать неплохие деньги (и разъезжать по международным соревнованиям), то его путь – путь в лёгкую атлетику. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что лёгкой атлетикой можно заниматься для себя, развивая и совершенствуя тело (при этом можно не меньше времени уделять образованию), можно заниматься профессионально (это опять же не отразится на учёбе – и при возможных «эксцессах» в будущем вы будете иметь план Б). Словом, плюсы явно перевешивают в пользу именно этого вида спорта.

Общие сведения о подходах к легкоатлетическим тренировкам

Официально лёгкая атлетика включает в себя 5 видов спорта: в повседневности мы говорим о лёгкой атлетике как о совокупности бега и прыжков в длину, исключая многоборье и толкательные виды. Кроме того, в последнее десятилетие в отдельных регионах России пик популярности переживает спортивная ходьба.
Для детей школьного возраста лёгкая атлетика – это, прежде всего, . По-разному готовят для соревнований на открытых стадионах и в манежах. МирСоветов рекомендует начинать с вывоза ребёнка на некоммерческие соревнования плюс соревнования со статусом «несоревновательных» вроде «Кросса наций», «Всероссийского дня бега»… Причём закладывать с детства нужно как физический, так и тактический фундамент. Ваш ребёнок должен чётко понять, что ему ближе – убегать или догонять, отсиживаться за спинами соперников всю дистанцию и выкладываться только на финише или весь забег вести борьбу за место в лидирующей группе и вести пелотон за собой. Впрочем, это уже обязанность тренера – научить ребёнка грамотно раскладывать силы по дистанции, разглядеть в нём финишёра или тактика, уверенно распределяющего силы по дистанции. Уже с 5-6-ти лет ваше чадо должно понять, что такое бег и выбрать специализацию – короткие или длинные дистанции. Спринт требует совершенно иного подхода к тренировочному процессу, чем, например, бег на 400 метров или отработка длинных дистанций. Кроме того, очень важно подобрать тренера, именно «вашего» тренера, идеально подходящего вашему чаду, частая смена тренеров – очень болезненное явление для юного спортсмена, когда ему за короткие промежутки времени приходится менять подход к тренировкам. Последствия: травмы, перекос в сторону тактики или физики, потеря уверенности и психологические провалы на соревнованиях, потеря мышечной массы, продолжительная растренированность, полная утрата формы…
Необходимо различать интервальный подход к тренировке и неинтервальный. При интервальном подходе можно одинаково тренировать как спринтерские (короткие), так и стайерские (длинные) дистанции. Суть интервальной тренировки в том, чтобы от длинных отрезков постепенно перейти к коротким (всё это за одну тренировку): например, полчаса выкладываться на 4 км, двадцать минут бежать ещё 2 км, десять минут уделить неспешному бегу на 1 км, потом разложить эти десять минут на два отрезка по 500 м, далее освоить подобным образом 200 и 100 м. Тренировка идеальна как физически, так и тактически, неинтервальный подход развивает у спортсмена только выносливость. Тот физический фундамент, который вы закладываете за одну тренировку методом интервалов, вы сможете наработать за 4-5 тренировок на «выносливость». Следуя методу интервальной тренировки, делайте скидку на одну вещь: ни в коем случае не надо выкладываться на каком-то из участков дистанции, метод интервалов – для бега «вашим» ровным темпом, тут ритм бега и дистанция работают на вас, а не вы на них, как это происходит в случае с тренировками на износ. В промежутках между интервалами никто, естественно, не даст пройтись вам пешком или отдохнуть в тени: вы продолжаете бег, только в замедленном темпе.
Некоторые тренеры слишком большое внимание уделяют частоте пульса. Вам только следует запомнить, что при подобных интервальных тренировках частота ударов не должна превышать три в секунду. Работая в манеже, вы можете с успехом тренировать интервальную дистанцию 200 м (учитывая, что длина трека в манеже именно такая), можно делать до 40 повторений за тренировку, перемежая активные участки с пассивным бегом. Учтите то, что зимой в крытом стадионе можно успешно тренировать именно спринтерские дистанции: интервальные тренировки пойдут на 100 и 200 м. Те, кто только начинает заниматься подобными отработками или достаточно юные спортсмены могут делать пассивные перерывы вплоть до одной минуты (для хорошо тренированного спортсмена пассивный отрезок – полминуты и менее). Если отрабатываете дистанцию вдвое короче, т.е. 100 м, добавляйте к указанным результатам порядка четверти минуты.
Некоторые тренеры придерживаются метода контрастной тренировки, когда ещё совсем юного спортсмена начинают готовить в изначально контрастных условиях. Если вы начинаете формировать физический фундамент зимой – будьте уверены, что вы легко расправитесь с соперниками на соревнованиях летом. Т.е. в течение весны и лета физическую форму спортсмену не придётся набирать, а только поддерживать и корректировать этапы тренировок. Контрастные условия – это кроссы зимой, добавление лыжных тренировок, а с приходом весны – и катание на лыжероллерах. Но не стоит переусердствовать – иначе переутомлённый спортсмен будет всё активное время года сбиваться на провалы формы. Идеальное количество зимних тренировочных дней в неделю – 4, летних – 5, при подходе к соревнованиям спортсменам даётся лишь день отдыха в неделю. При этом в день может проводиться до 4-х тренировок – с учётом 1-2-х в щадящем режиме. Стоит учесть и тот факт, что спринтер может, конечно, делать небольшой акцент на кроссах, но только не в зимний период.
Остановимся и на вопросе о времени незадолго до тренировки. , безусловно, очень важна, но только в том случае, ели вы предварительно разогрели тело ненавязчивым бегом в течение 15-20 минут. Обратим внимание и на тот факт, что любые статические упражнения до легкоатлетической тренировки – риск травмы, делайте как можно больше упражнений в динамике, разгоняйте кровь, подходите к занятию с горящими щеками.
МирСоветов настоятельно советует родителям, которые видят своё чадо в большом спорте, сразу отдавать его на попечение тренера, лучше всего – личного. Впрочем, до личного он дорастёт, став профессионалом, но иметь наставника в юном возрасте необходимо – составлять тренировочный план и умело сглаживать периоды спада формы может только человек со специальным образованием.

Профессиональный и любительский подход к легкоатлетическим тренировкам

Вы должны с самого начала знать – отдавать ребёнка в профессиональный или сугубо любительский спорт. Деньги и медали или просто медали плюс отличное физическое состояние до самой старости в обоих случаях. Родители должны сделать чёткий выбор: профессиональный подход требует гораздо больше времени, уделённого спорту. Кроме того, в профессионального спортсмена придётся вложить куда больше денег, учитывая затраты на форму, правильное питание, поездки на большее количество соревнований.
Обратите внимание и на тот факт, что профессионал тратит намного больше времени на подводящие к соревнованиям тренировки. К особо ответственным стартам следует подходить, имея полуторамесячный багаж непрерывных тренировок. Причём если вы тренируете определённую, «свою» дистанцию, в подводящий период акцент делается только на ней (тогда тренировка включает разминочный бег: 1-1,5 часа, плюс бег на свою дистанцию с учётом своего максимального времени, плюс бег с максимальной скоростью на предельную дистанцию, т.е. сколько сможете, плюс разминочный бег после тренировки – 20-30 минут).
У профессионалов существует и особая сбалансированная тренировка: бег на пределе сил (максимальные отрезки ускорения в интервальном беге), темповый восстанавливающий бег плюс упражнения на развитие мышц, накачивание пресса, т.е. комплекс силовых упражнений.
Для профессионала большое значение имеют контрастные тренировки: сюда может входить отказ на время тренировок от специальной формы, намеренное утяжеление обуви, частое использование шиповок на коротких дистанциях, бег по неподготовленной местности – добиваясь результата в таких условиях, спортсмен резко прибавит в идеальных условиях соревнований.
Делая упор на то, что профессионал должен иметь личного тренера, МирСоветов предупреждает, что спортсмен сам по себе в редких случаях может контролировать интервальную нагрузку: рост числа повторений на пределе сил и уменьшение продолжительности пауз – прерогатива тренера и его плана, а не юного спортсмена. Правильно распланировать тренировочный процесс, повторимся, может только квалифицированный специалист.
Для оттачивания легкоатлетических навыков и постоянного поддержания формы спортсменам в юном возрасте часто советуют делать упор на полиатлоне. Силовые упражнения (пресс + ), упражнения на координацию (стрельба из винтовки) плюс бег/лыжи – идеальное наполнение тренировочной и соревновательной жизни легкоатлета в течение всего года. В сельской местности, зачастую обделённой манежами и специальными условиями для тренировок, прибегают к полиатлону как к панацее. К тому же разнообразие в жизни спортсмена-легкоатлета – довольно редкая вещь, а тут оно налицо.
У профессионального спортсмена, учитывая 4-6 часов тренировок в день, должна присутствовать и особая силовая тренировка.
В качестве разминочных и интервальных кусков во время основной тренировки группы легкоатлетов используются как разгрузочные эстафетные занятия. Хотя легкоатлету совсем необязательно уметь работать в команде – всё-таки вид спорта-то не командный.

Рекомендации юным спортсменам и родителям, отдающим ребенка в легкую атлетику

Родители должны определиться, в какой из видов лёгкой атлетики отдать ребёнка, когда ему будет лет 5-6. В том случае, если начнётся брожение из вида в вид, всегда существует запасной вариант – легкоатлетическое многоборье. Имея достаточно навыков и солидный багаж тренировок, юный спортсмен точно не затеряется в этом виде. Если вы изначально делаете упор на спринт как самый популярный и зрелищный вид лёгкой атлетики, то тут МирСоветов предостерегает вас: если ваше чадо перестанет прогрессировать в этом виде годам к 11-ти и роста результатов не будет видно, пожалуй, стоит сменить дистанцию на стайерскую. Обращайте внимание на физические данные ребёнка: допустим, в 7-8 лет он неплохо бегает короткие дистанции, а к 12-ти у него усилился рост – комплекция уже явно не спринтерская – спешите переквалифицировать его в прыгуна, результатов он, скорее, добьётся там, чем в спринте.
Если ребёнок избирает путь стайера, то стоит предупредить: придётся выполнять громадный объём черновой работы. Чтобы адекватно себя чувствовать на дистанции 5000 м на международном уровне, нужно будет каждый день в течение 3-4 тренировок отрабатывать 30-40-километровый объём бега (это на подходе к 16-20 годам, в детском возрасте показатели в два и три раза меньше). Довольно распространёнными станут для вас даже в выходные дни пробежки по лесу или по парку на 12-15 км, во время которых вы имеете право опустошить полуторалитровую бутылку подсахаренной воды.
Неправильный подход состоит в том, чтобы как можно больше времени уделять разъездам по соревнованиям и как можно больше сил оставлять на коммерческих стартах. Юному спортсмену это совсем ни к чему: перепады формы в юном возрасте настолько часты, что даже избыток впечатлений от новых мест делу не поможет. Ваш ребёнок быстро превратится в пассивного «участника», а не призёра соревнований и его физический рост будет подорван. Поэтому лет до 16-ти важно делать акцент именно на тренировочной части, на наборе формы и отработке навыков. Став профессионалом, ваш ребёнок уже может посвятить себя коммерческим стартам, а до этого возраста стремиться надо к прогрессу, а не к пожиму плодов.
Обратите внимание и на тот момент, что стайеру не следует отрабатывать на тренировках только стайерские дистанции, ему будет полезно побегать и со спринтерами – большие объёмы неторопливого бега, больше похожего на ходьбу, растренировывают спортсмена и ведут к угасанию формы, после чего ни о каких пиках и результатах уже думать не придётся.
Спринтера определяет умение отлично стартовать, стайера – умение выдать впечатляющий финишный отрезок. Отдельные тренеры готовят своих спортсменов финишировать даже чуть дальше финишной отсечки.

Подробное описание подходов к тренировкам

Американская школа лёгкой атлетики считается ведущей в мире. Тренировочный процесс в Штатах обычно разделяется на три этапа (речь идёт о профессиональном подходе): во время внесоревновательного периода с сентября по начало зимы идёт отработка техники и закладка основных навыков для новичков. Тренирующиеся группы юных спортсменов с 5-6-ти лет начинают тренировать физические навыки, выкладываться на тренировке на сто процентов (тут следует только не переусердствовать и не отбить желание к тренировкам на всю жизнь), с 9-10 лет – тотальный упор на технику бега, которая должна была отрабатываться и нарабатываться с 5 до 9 лет, после 11-ти – совершенствование навыков, увеличение объёмов тренировок. Во время трех-четырехмесячного подготовительного периода спортсмен варьирует подход к тренировкам, но упор сделан жёсткий – выполнить громадный объём работы, чтобы к соревновательному периоду иметь солидную базу. Во время подготовительного периода можно прибегнуть к методике «лестничных» тренировок, подобно методу «лестницы» при подтягиваниях – от минимального значения к максимальному и назад к минимальному, включая разминочную и послетренировочную части.
После рождественских праздников обычно сокращается «лестничная» методика, которой проверяется спортсмен на прочность, наступает время отработки основной дистанции, для которой спортсмен и предназначен. У некоторых тренеров этот период касается только календарной зимы, у некоторых растягивается до середины весны. Причем соревновательность на тренировках допускать необязательно: спортсмен должен бороться исключительно с собой и со своим временем на дистанции. Заключительные месяцы тренировок и выход на пик формы происходят вплоть до середины лета. При интервальном подходе тут увеличивается время, затрачиваемое на отдых между отработанными отрезками. Нелишне будет заметить, что тренеру в этот период полезно вводить силовые упражнения: например, прыжки с положенным за плечи мячом, набитым песком. Вообще, следует загружать ноги и готовить их к скоростному драйву соревнований, к пределу износа. При этом положительными выглядят тренировки такого типа: в течение часа-двух группа легкоатлетов тренирует подъёмы и спуски в холмистой местности. Причём чем больше подъёмов – тем лучше для отработки техники спортсмена и выносливости, особенно если подъёмы проходят в скоростном темпе. На подобную часовую тренировку требуется выполнить не менее 12-ти парных подъёмов-спусков, всё это – в группе с постоянно меняющимся лидером.
Согласно ещё одному американскому подходу, закладывать фундамент нужно осенью при довольно плохих условиях тренировок, «лестничный» метод отработать зимой, а весной-летом взяться за основные дистанции. Причём подготовительный период может состоять из частых силовых тренировок плюс кроссов (независимо от спринтерской/стайерской направленности спортсмена).
Иногда легкоатлеты применяют принцип двухразовой тренировки: усиленное занятие утром, включающее многочасовой бег (с чередованием видов бега: гладкий, рысцой, с отрезками ускорений, постоянный на пределе сил, разминочный) плюс вечернее, включающее ходьбу с незначительными вставками ускорений плюс контрольный кросс. Если есть возможность, чередуйте дни, когда вы занимаетесь бегом на стадионе, с днями, когда вы это делаете в парковой местности или местности с большим количеством холмов, т.е. делайте акцент на отработку подъёмов. Интенсивные недельные тренировки с чётко расписанным графиком и под постоянным наблюдением личного тренера следует вести только с 16-18-ти лет, когда организм подходит к пику сбалансированности. До этого – частые тренировки в группе, накапливание мышечной массы, попытки выйти на предел результатов.
Даже если тренировки сменяют одна другую, идёт подготовка к важным стартам, используется недельный цикл занятости – даже при этом раз в 10-12 дней спортсменам требуется давать 1 день разгрузки и отдыха или в течение пары дней давать им облегченные задания.

Переход из юношеского спорта во взрослый

Ваш ребёнок, достигнув 15-18-ти лет, должен решить: будет ли он заниматься профессиональным спортом и дальше, свяжет ли с этим свою жизнь до 30-35-ти лет.
Для безболезненного перехода во взрослый спорт требуется каждый год успешно заниматься и соревноваться со спортсменами более возрастных категорий.
На соревнованиях следует делать акцент на своей основной дистанции, но не стоит уделять ей все внимание. Можно пробовать себя в как можно большем количестве стартов за одно соревнование. Только тогда спортсмен поймёт границы своих сил и возможностей, грамотно оценит свой потенциал.
Приступать к соревнованиям на взрослом уровне нужно в щадящем режиме: осторожно, чтобы исключить риск получения травмы, на которой может оборваться вся ваша последующая спортивная карьера.
МирСоветов обращает ваше внимание на то, что без квалифицированного личного тренера профессиональному спортсмену не обойтись. К тому же экипировка спортсмена должна быть лучшей – для участия в международных стартах, на которых легкоатлет может сделать себе имя.

2.Техника прыжковых видов легкой атлетики.

3.Техника метаний.

К бегу на средние и длинные дистанции относится бег на 800 м. и 1500 м. и бег от 3000 до 10000 м. Условно бег можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Старт и стартовый разгон. По команде «на старт»! бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога, ставится на 2-2,5 стопы сзади. Туловище наклонено перед на 40-45 градусов. Руки согнуты в локтевых суставах занимают противоположенное положение к ногам. По команде «марш»! спортсмен активно начинает бег. Стартовый разгон зависит от длины дистанции, и длится 15-20 м. Бег по дистанции. Техника бега на прямых отрезках дистанции несколько отличается от техники бега на . Руки в беге согнуты в локтевых суставах под 90 градусов. Движение рук вперед во внутрь, назад – к наружи. Стопа ставится с носка на наружный свод, опускаясь к моменту вертикали на всю стопу. В беге наклон туловища меняется в пределах 2-3 градусов. Длина шага в беге зависит от роста спортсмена, физической подготовленности, длины дистанции. В беге по повороту туловище слегка наклоняется влево, правая рука работает размашистей, длина шага левой ноги несколько меньше чем правой, стопа правой ноги ставится с разворотом внутрь. Финиширование. В беге на средние и длинные дистанции бегуны выполняют финишный бросок, длина которого достигает 150-200 м. Для анализа техники спринтерского беге выделяют условно старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование. Старт В беге на короткие дистанции старт - низкий, используется при этом стартовые колодки. Существуют 4 разновидности низкого старта (по расположению колодок): обычный, растянутый, сближенный, узкий. По команде «на старт»! спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки выпрямлены в локтевых суставах, располагаются чуть шири плеч. По команде «Внимание»! бегун отрывает колено сзади стоящей ноги, от опоры поднимая таз (7-15 см. выше уровня плеч). По команде «Марш»! бегун мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах. Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15-30 м. первые шаги бегун бежит в наклоне (6-7 шагов). Первый шаг надо выполнять максимально быстро и мощно, чтоб создать начальную скорость тела бегуна. Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции 10-15 градусов по отношения к вертикали. Нога ставится упруго начиная с передней части стопы, полного опускания на всю стопу не происходит. Длина шага в беге по дистанции составляет 125% от роста спортсмена. Руки согнуты в локтевых суставах под углом 90 градусов. Финиширование. Максимальную скорость не возможно сохранить до конца дистанции, примерно за 20-15 м. до финиша скорость обычно снижается 3-8%. Побеждает тот спортсмен, который быстрее все пересекает плоскость финиша туловищем, для этого используется два способа: бросок грудью и поворот плеча.

Эстафетный бег вид легкой атлетики. Особенностью является передача эстафетной палочки в коридоре 20 м. Эстафетный бег может осуществляться без перекладывания эстафетной палочки. С перекладыванием эстафетной палочки. Существуют 2 способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху - вниз. Бегун первого этапа стартует с низкого старта, делая захват палочки тремя пальцами (мизинцем, средним и безымянным). Бегуны последующих этапов стартуют с высокого старта или со старта с опоры на одну руку. Когда бегун передающий эстафету достигает контрольной отметки принимающий бегун начинает стартовый разгон. Передача эстафетной палочки контролируется передающим и выполняется по его команду «ХОП», палочка передается на расстоянии вытянутых рук обоих спортсменов, при передачи палочки принимающий эстафету не должен поворачиваться назад.

Техника прыжковых видов легкой атлетики

Прыжок в длину с разбега условно можно разделить на 4 части: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Разбег в прыжках в длину служит для создание оптимальной скорости прыгуна. Длина р

разбега от 10 до 24 беговых шагов. Сам разбег условно можно разделить на 3 части: начало разбега, набор скорости, подготовка к отталкиванию. При начале разбега с места спортсмен начинает с контрольной отметки поставив одну ногу вперед, другую сзади на носке. При честном количестве шагов разбега на контрольную отметку ставится толчковая нога и движение начинается с маховой ноги и наоборот. При наборе скорости прыгун выполняет беговые шаги сходные по техники с бегом на короткие дистанции. В подготовке к отталкиванию на последних 3-4 беговых шагах спортсмен должен развить максимальную для себя скорость. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, а последний самый короткий. Отталкивание. Нога на отталкивание ставится на всю стопу или с пятки. Угол постановки толчковой ноги около 70 градусов. В фазе амортизации с момента постановки ноги на опору до момента вертикали в первые доли секунды происходит резкое увеличение силы реакции опоры, затем происходит быстрое их снижение под действием этих сил происходи сгибание в коленном и тазобедренном суставе. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75 градусов, а оптимальный угол вылета в пределах 22 градусов.

Полет. Высота подъема ОЦМ равняется 50-70 см.. взлет во всех способах прыжков в о основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. Самая простая полетная фаза прыжка «согнув ноги». После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад, руки слегка согнутые в локтях поднимаются в верх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленном суставе. Приземление. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета: прыгун выпрямляет ноги в коленном суставе, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. После соприкосновения стоп, ног с поверхностью приземления, прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления. Прыжок в высоту способом «перешагивание». Условно этот прыжок можно разделить на 4 основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку, приземление. Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45 градусов. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх – вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, условиях зала, на стопку матов.

Техника легкоатлетических метаний

Техника метания копья.

Целостное действие метания копья можно разделить на:

    разбег; финальное усилие; торможение

Разбег – можно разделить на 3 части предварительный разбег, шаги отведения копья, заключительная часть разбега. Длина всего разбега колеблется от 20 м. до 35 м., у женщин – чуть меньше, и зависит от квалификации спортсмена. Скорость разбега для каждого спортсмена индивидуальна и не должна мешать выполнению подготовительных действий метателя к финальному усилию.

Отведение копья начинается с момента постановки левой ноги на контрольную отметку. Метатели применяют два способа отведения копья:прямо – назад дугой вперед – вниз – назад Первый вариант – более простой, второй – несколько сложней по технике исполнения.

Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов перед финальным условием: «скрестный» шаг постановка ноги в упор Техника «скрестного» шага – это вынужденная техника после отведения копья. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи. «Скрестный» шаг выполняется ногой, одноименной с метающей рукой, в данном случае правой. Делается активный мах бедром правой ноги вперед и вверх, голень согнута в коленном суставе под углом примерно 120 градусов, стопа немного развернута кнаружи. Одновременно с махом правой ноги выполняется мощное отталкивание левой ногой вслед движению ОЦМ, когда его проекция ушла как можно дальше от места отталкивания.

Финальное усилие – после постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед – вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляется в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед – вверх. Плечи и правая рука остаются и находятся за проекцией ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад, спортсмен проходит через положение «натянутого лука». Далее правая нога полностью выпрямляется, отрываясь от опоры, плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. Когда проекция ОЦМ приближается к стопе левой ноги, правая рука сгибается в локтевом суставе, локоть движется вперед – вверх. После прохождения кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе, направляя копье под определенным углом. Торможение – после выпуск снаряда спортсмен продолжает движение вперед, и ему необходимо остановится для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок с левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводя плечи назад, помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5-2 м. от линии броска.

Список литературы:

1.Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /, В. С.

Сидорчук. – 2 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005(Стр 50-168).

2.Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений / , . – М.: Издательский центр «Академия», 1999 (Стр 11-115)

3. Дзоз и методика обучения легкоатлетическим упражнениям Учеб.-метод. пособие. :Инновац. Евраз. ун-т,2010.116 с.(Стр 7-39)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!