Кулинарный сайт - Sushivenev

Картотека игр с мячом картотека по физкультуре (средняя группа) на тему. Игры на улице с мячом для детей Игра с мячом в доу

Волкова Ольга
Картотека игр с мячом для детей 4–5 лет в средней группе

Средняя группа 4-5 лет

В средней группе необходимо продолжать развивать активность детей в играх с мячами. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

«Акула»

Цель игры: учить детей катать мяч в заданном направлении и ловко от него увертываться.

Ход игры: дети-рыбки «плавают» по «морю». Один ребенок – «акула». По сигналу «акула!» дети убегают, а ребенок-акула быстро катает мячи, стараясь попасть в рыбешек.

«Автомобили»

Цель игры: учить детей выполнять различные движения с мячом: подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками.

Ход игры: на площадке размечается дорога шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все дети - автомобили. Они выполняют движения с мячом по заданию ведущего - «светофора» (дети могут вести мяч одной или двумя руками, ловить и подбрасывать, при этом передвигаясь по площадке). Если «светофор» показывает желтый свет, автомобили подбрасывают и ловят мяч, стоя на месте (ударяют мячом о землю). Когда загорается зеленый, все автомобили передвигаются по площадке, выполняя упражнения с мячом (ведут, подбрасывают и ловят мяч). На красный свет автомобили останавливаются, движение с мячом заканчивается. Игра повторяется 2-3 раза.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать навык попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1,5-2м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч, с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

Правила игры: следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона, и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

«Передача мяча в колонне над головой»

Цель игры: обучение техники передачи мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.

Ход игры: участники игры выстраиваются в колонну по одному на расстоянии вытянутых вперед рук. По сигналу один игрок, стоящий впереди, передают мяч над головой стоящим сзади них, те передают дальше, пока мяч не получит последний игрок команды. Получив мяч, он бежит в начало своей команды, становится первым и передает мяч над головой и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.

Правила игры: во время игры нельзя бросать мяч назад, его надо передавать в руки стоящему сзади игроку. Если участник уронит мяч, он должен сам взять его, встать на свое место и продолжить игру.

«Ты катись, катись, наш мячик»

Цель игры: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход игры: дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу со словами

Ты катись, катись, наш мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался мячик,

Тот сейчас станцует нам! (споет, присядет, попрыгает и т. п.)

Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет движения. Игра повторяется.

Правила игры: движения легкие, на месте.

«Лови-бросай»

Цель игры:

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый - в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила игры: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

«Закати мяч в обруч»

Цель игры: учить детей катать мяч в заданном направлении, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладётся дощечка (картонка, которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого малый мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется.

«Мяч по кочкам»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход игры: дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок.

«Играй, играй, мячик не теряй»

Цель игры:

Ход игры: дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: на земле рисуют 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии приблизительно 0,5м. Между 2-й 3-й от каждого края линиями поставить детей в две шеренги, друг против друга. Каждая пара играющих получает по одному мячу. Воспитатель произносит «раз, два, три!» - это сигнал, что пора начать переброску мячей друг другу. Каждая пара играющих должна три раза подряд перебросить друг другу мяч (туда и обратно). Если при этом мячик ни разу не упал, один из партнеров переходит на следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между детьми увеличивается. Если кто-нибудь из пары уронил мячик, подсчет перебросок надо начать сначала. После каждой из трех удачных перебросок мяча то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у последней линии. Затем игра начинается сначала, причем дети могут поменяться парами.

Правила игры: если мячик упал, надо начинать счет сначала. Сдвигаться с нарисованной границы нельзя. Первым переходит на следующую границу тот, кто начал игру, т. е. тот, кто первым бросает мячик.

«Собачка»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» - перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

«Веселые мячи»

Цель игры: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними .

Вот распрыгались мячи, разыгрались Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила игры: действовать согласно тексту стихотворения.

Игры с мячом способны снять напряжение, развить у ребёнка координацию движений, скорость реакции, меткость и выносливость. Предлагаем самые интересные и весёлые.

Подвижные, спортивные игры особенно полезны для школьников начальных классов. Их организм испытывает нехватку двигательной активности, в непрерывном процессе которой они пребывали до того, как начали половину дня «сидеть» на уроках.

1. Салочки с мячом

Это те же «догонялки», только играющие спасаясь от погони, одновременно передают друг другу мячик. Главное - передать мяч тому, кого водящий вот-вот догонит, так как человека с мячом салить нельзя. Воде приходится переключаться на другого игрока. Разрешается перехватывать мяч. Если он оказался в руках у водящего, то догонять всех теперь будет тот участник, по вине которого произошла потеря мяча. Кстати, а вы знаете ?

2. Скороходы султана

В центре площадки выбирают почётное место. Из участников формируются две команды, это скороходы. «Султан» отделяется от остальных играющих и забрасывает мяч как можно дальше. В это время все скороходы, закрыв глаза, тихо стоят и слушают, куда упадёт мяч. Услышав стук мяча о землю, они бегут его искать. Нашедший старается незаметно передать мячик игроку своей команды. Долго держать мяч в руках нельзя. Двигаясь к цели, его одновременно нужно перекидывать друг другу, не давая в руки соперников. Побеждает группа, представитель которой первым принесёт «султану» мячик и положит его на почётное место.

Примечания: Скороходам нельзя подсматривать, поэтому стоит их поставить спиной к тому месту, куда «султан» кидает мяч. Разбегаться и искать снаряд можно только после его отскока.

3. Вышибалы

Два человека (вышибалы) встают лицом друг к другу на расстоянии не менее 5 метров. Остальные участники размещаются между ними. Вышибалы, перекидывая мяч один другому, должны попадать в тех, кто играет. Не сумевшие увернуться от снаряда, покидают игровое поле. Попадание не засчитывается, если мяч сначала ударился о землю, а лишь затем прилетел в человека. Задача последнего оставшегося игрока - увернуться от броска столько раз, сколько ему лет, тогда игра считается выигранной. Если последний не справляется со своей задачей, то первые выбывшие идут на место вышибал, игра продолжается.

Примечания: Мяч нужен не очень тяжелый (например, волейбольный), а если игроки совсем маленькие, лучше взять детский резиновый мяч. Интереснее игру делают специальные названия для бросков: «Пуля», «Свечка», «Картошка», «Бомба» и др. У каждого из них своя особенность, требующая определенного поведения участников. Недавно мы писали о ! И среди этих игр есть такие - закачаешься!

4. Апорт!

Для игры понадобятся два мячика разных цветов, но одного размера. Взяв их в руки, игроки становятся к заранее нарисованной линии старта. По команде «Апорт!» каждый должен бросить свой мяч как можно дальше и сразу же побежать за снарядом соперника. Выигрывает тот, кто первым принесёт чужой мячик.


5. Десяточки

Играющие по очереди выполняют упражнения с мячом.

10 раз - просто кидают мяч в стену; 9 раз - кидают, и пока летит мяч, успевают один раз хлопнуть в ладоши; 8 раз - нужно успеть хлопнуть два раза; 7 раз - три хлопка; 6 раз - мяч кидается из-под правой ноги; 5 раз - из-под левой; 4 раза - нужно принять мяч, перепрыгнув через него, так чтобы он проскочил между ног; 3 раза - бьём о стену одной рукой; 2 раза - другой; 1 раз - успев обернуться вокруг себя.

Если заданный элемент не удался, ход передаётся следующему участнику. Побеждает тот, кто выполнит все задания раньше остальных.

6. Ракета

Играющие, взяв в руки маленькие (например, теннисные) мячики, становятся вдоль внешней границы начерченного на земле круга диаметром около 10 метров. Ведущий с большим (баскетбольным или волейбольным) мячом располагается в центре. Со словами: «Три, два, один… пуск!» он подбрасывает свой мяч вверх (запускает ракету), остальные кидают в эту летящую цель маленькие мячики, пытаясь попасть. За каждый точный бросок игроку начисляется балл. Победителем становится тот, кто за определенное число попыток набрал большее количество баллов.

Примечание: Для данной спортивной игры с мячом необходим судья, который наблюдает со стороны. Он следит за тем, чтобы никто не заступал за черту, и считает попадания.

Все эти подвижные игры с мячом для детей объединяет одно – они проводятся в кругу, а мяч надо передавать или перебрасывать. Такие игры требуют большого количества игроков – не менее 7-10 человек, а лучше больше. Возраст ребят– от 5 лет. Но и подростки с удовольствием играют, например, в «Картошку». Понятно, что необходимым оборудованием будет мяч. Лучше всего подходят легкие детские мячи. Но не надувные! С ними играть очень сложно! Для детей с 10 лет можно взять волейбольный мячик. Игры в кругу идеально подходят для пикника или пляжного отдыха. Принять участие могут и дети и родители.

«Картошка» – подвижная игра с мячом для детей от 7-8 лет

У этой подвижной игры есть и другие названия: «Собачка», «Мяч по кругу». Все дети встают в круг и бросают мяч друг другу. Если кто-то из ребят ошибается и упускает мяч, то он отправляется в центр круга и садиться на корточки он – «картошка» или «собачка». Постепенно в центре круга таких «картошек» может набраться целый «огород».
Правила подвижной игры «Картошка»:
Ловить мяч можно только «на лету», а если мяч ударился о землю, то тот, кто поймает такой мяч или просто дотронется до него, становится «картошкой».
Если никто такой «сгоревший», ударившийся о землю мяч, не поймал и не дотронулся до него, то в круг отправляется игрок, который его бросил.
Если кто-то из игроков попадет по сидящей в кругу «картошке», то они меняются местами.
Игроки-«картошки», находящиеся в кругу, могут пытаться ловить мяч. Но мяч обязательно должен быть пойман «на лету», до его удара о землю. Если кому-то это удалось, то он «выручает» всех. Все «картошки» возвращаются в круг.
Игроки-«картошки» могут выпрыгивать вверх, стараясь достать мяч, но вставать и стоять в полный рост они не имеют права.

«Одиннадцать» – подвижная игра с мячом для детей от 6-7 лет

Все игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг другу. Первый ребенок, бросая мяч, громко говорит: «Один!». Дальше броски считают про себя. Тот, кому надо было бы бросать мяч одиннадцатый раз, мяч не ловит, а отбивает, «гасит» его о землю. При этом говорит: «Одиннадцать!». Если все получилось, то он подбирает мяч и начинает игру заново. Если же ребенок зазевался и поймал одиннадцатый мяч, то он садится на корточки в центр круга, а первый бросок делает его сосед справа. Следующий одиннадцатый должен не просто отбить мяч, а попасть мячом в того, кто сидит в кругу. Если это получается, то сидевший в кругу ребенок возвращается в игру, если нет, то неудачливый «стрелок» присоединяется к «сидельцу».
Можно играть в эту подвижную игру и с детьми помладше. Но тогда стоит все время считать вслух. Заодно и навыки счета закрепить. Вариант игры – счет не в прямом, а в обратном порядке – от одиннадцати до одного.

«Горячая картошка» – подвижная игра с мячом для детей от 5-6 лет

Игру проводят в кругу. Мяч – это «горячая картошка». Поэтому, чтобы не «обжечься», от него нужно как можно скорее избавиться – перебросить другому игроку. Тот, кто замешкается или уронит мяч, выходит из игры. Постепенно расстояние между игроками увеличивается, и перебрасывать мяч становиться все труднее. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в кругу.

«Горячий мяч» – подвижная игра с мячом для детей от 5-6 лет

Выбирают водящего. Он встает в центр круга, который образуют остальные игроки. Начинают перебрасывать друг другу мяч, а водящий старается осалить того, у кого сейчас в руках мячик. Если водящему это удалось, то он занимает место в кругу, а водить идет нерасторопный игрок.

«Два мяча» – подвижная игра с мячом для детей от 5-6 лет

Игра проходит в кругу. Двоим детям, стоящим друг напротив друга, дают по мячу. По команде взрослого ведущего мячи начинают передавать по кругу в одном направлении. Один мяч «догоняет» другой. Тот, у кого одновременно окажется два мяча – проиграл. Он выбывает из игры. Выбывание можно заменить веселым заданием. Например, похрюкать, полаять, спеть песенку и т.д.

Ахбуханова Резида Фагимовна.

Воспитатель МДОУ детский сад «Рябинушка»,

с.Сабакаево, Ульяновская область

«Подвижные игры с мячом»

«Катай мяч» Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча. Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.

«Ловишки с мячом» Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием. Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.

«Эстафета с мячами» Цель: развивать у детей координацию движений, умение действовать по сигналу. Упражнять в ловкости. Описание игры: играющие делятся на две колонны. Первым в колонне дается по мячу. На сигнал воспитателя: «Вверх!» - дети поднимают руки и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади и т. д. Выиграет та колонна, которая первой принесет мяч. Продолжительность игры 6 – 8 минут.

«Передай мяч» Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами, а также по сигналу. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель. Описание игры: играющие стоят по кругу. Воспитатель дает одному из играющих мяч (D=6-8см). По слову «начинай» дети передают мяч друг другу в одном направлении. Все играющие говорят: Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Брось его кто умеет? Я!

Тот, у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три – беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Игра повторяется 6-8 раз.

«Бросить и поймать» . Цель: развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в метании и ловле, быстром беге.

Описание игры: на двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем пробегают следом и ловят его Продолжительность 5-7 минут.

«Свечки» (русская народная игра). Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим.

1. Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2. Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

«Повелитель лунки» (кабардинская народная игра). Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2-4 м от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры). «Повелитель лунки» громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

1. Засчитывается только прямое попадание мяча.

2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры.

«В узелок» (татарская народная игра)

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5-2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.

1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.

3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

«Белый мяч» (калмыцкая народная игра)

Эта игра когда-то имела обрядовый характер. В начале лета, когда начинает линять крупный рогатый скот, собирали белую шерсть, из которой изготавливали небольшой белый мяч. Сейчас для этой игры можно использовать любой мяч. Игру можно проводить на большом поле, на игровой площадке. Перед началом игры все игроки разделяются на две команды. Один игрок отбегает от всех остальных на значительное расстояние и забрасывает мяч как можно дальше. Как только игрок возвращается, все дети бросаются в ту сторону, куда упал мяч, и каждый стремится первым схватить мяч. Тот, кто первым нашел мяч, издает победный возглас и бросается назад, к исходному рубежу. Игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч, а игроки из своей команды помогают ему. Игрок может перекинуть мяч любому игроку из своей команды, если сам не в силах защитить мяч или убежать от своих преследователей. Выигравшей считается та команда, которая сумела доставить мяч к рубежу и вручить его тому игроку, кто бросал мяч в начале игры.

1. Допускаются силовые приемы при отнимании мяча, но без подножек и толчков.

2. Если игра проводится несколько раз, то выигравшей команде засчитывается одно очко, и победитель­ницей становится команда, игроки которой сумели завоевать больше очков.

«Заяц» (русская народная игра). Дети становятся кругом, в центре круга - «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.

«Вышибалы» (русская народная игра). Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

«Мяч об узкую стенку» (мордовская народная игра). Название этой игре дала вкопанная вертикально в землю узкая доска (шириной около 30 см) длиной 2 м. Если играют дети, то высота доски может быть меньше, необходимо укрепить ее сзади другой деревянной доской или колом, чтобы придать устойчивость.

В начале игры такая доска - «узкая стенка» - устанавливается на первой линии, параллельно которой на расстоянии 10-15 м чертится на земле вторая линия. На первой линии, примерно в 1 м от «узкой стенки», становится выбранный по жребию водящий, остальные игроки располагаются позади второй линии.

В руках у водящего небольшой резиновый мяч и «бита» - деревянная палочка или узкая дощечка (раз­меры 10x60 см), обтесанная с одного конца б виде рукоятки. Водящий подбрасывает мяч невысоко в воздухе и ударом «биты» выбивает за линию второго кона. Другие игроки пытаются поймать его на лету. Если какому-нибудь игроку это удалось, он становится на вторую линию и пытается попасть мячом в «узкую стенку». Если ему это удалось, он сменяет водящего, если нет, то игра продолжается со старым «метальщиком мяча».

1. Перед началом игры надо договориться, сколько попыток имеет водящий, в случае если он не смог с первого раза попасть «битой» по мячу или перебросить его за линию второго кона. После этого он должен будет передать «биту» другому игроку (он тоже определяется по жребию).

2. Кидать мяч в «узкую стенку» можно только из-за второй линии, не заступая за нее.

3. Расстояние между линиями можно изменять в зависимости от возраста игроков (чем младше дети, тем меньше расстояние).

4. Можно разыгрывать очки: одно очко присуждается игроку, попавшему в «узкую стенку», или водящему, если ни один игрок не смог попасть в нее. В конце игры победитель определяется по количеству набранных очков.

«Лапта» (русская народная игра). Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым. Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10-20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произ­вольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

1. Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2. Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если

все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона,

все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город,

во время перебежки игрока «города» запятнали.

«Уральский мяч» (башкирская народная игра). Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти. На игровой площадке чертят три параллельные линии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия - это линия бросания мяча, вторая - это средняя линия, третья - это линия обхода. Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «метальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью линию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту линию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бросавший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбору бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае промаха игра повторяется снова.

1. «Метальщики» бросают мяч по очереди, не переступая ногой через линию бросания.

2. «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.

«Лунки» (русская народная игра)

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой линии несколько неглубоких ямок - лунок. Параллельно на расстоянии 2-3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой ре­зиновый мяч поочередно в каждую лунку - это определяется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считается игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

1. Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2. Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

«Шар-мазло» («Котел») (русская народная игра)

Это очень популярная старинная русская игра, которая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20-50 см, которую назы­вают «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиусом 1,5-2 м все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 см и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Остальные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунками. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

1. Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюшками, стараясь не пропустить его в «котел».

2. Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший зто правило, становится водящим.

3. Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытать­ся добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4. Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой­мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебро­сить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллек­тивное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу - это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

«Стой!» (удмуртская народная игра)

Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не ус­пел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.

1.Мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его можно и передвигаясь.

2. Если после крика: «Стой!» игрок, в которого кинули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.

«Мяч водящему» (метание). Играющие строятся в колонны. Перед каждой колонной встает водящий с мячом. По сигналу водящий бросает мяч первому в колонне, а тот возвращает мяч обратно и убегает в конец своей колонн. Как только впереди колонны снова окажется первый, он поднимает мяч над головой.

«Прокати мяч ногой в свой дом». Прокатывание мяча внутренней стороной стопы в нарисованные круги.

Охотники и зайцы (метание) На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Попади в мяч! Дети сидят с одной стороны площадки. На другой стороне на скамейке большие мячи. Дети выходят на линию (на расстоянии 1-2 м от скамейки), где лежат маленькие мячи напротив больших. На сигнал воспитателя: "Приготовились!" дети поднимают мячики, на сигнал "раз!" бросают их в большие мячи, стараясь их сбить Выигрывает тот ребенок, который попадет в мяч правой и левой рукой.

Сбей кеглю. (метание) Играющие становятся за линию в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены кегли. В руках у детей мячи. По сигналу играющие прокатывают мячи по направлении к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие кегли. Игра повторяется. Каждый играющий запоминает, сколько раз кегля была им сбита.
Указания . Надо разнообразить игровое задание: прокатить мячи правой, левой и двумя руками, ногой.

«Найди свой дом». Несколько детей с палками в обручах. По сигналу выбегают из обручей и гоняют мячи по площадке. По команде домой каждый ведет мяч в свой дом.

Передал - садись (метание) Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом - от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.
Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

«Кто дальше бросит?» (метание) На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от нее параллельно проводятся 3–4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока – по мешочку с горохом. Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом как можно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ
(ВОЗРАСТ 4-7 ЛЕТ)

Мяч об пол
Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.
Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим в шеренге напротив.
Методические приемы. Взрослый находится в таком месте, чтобы он мог сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает, как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола), намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось-поймай»).

Попади в окошко
Цель игры. Попадать мячом в вертикальную цель с близкого расстояния.
Описание игры. Дети распределяются на 2 команды. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Дети одной команды бросают мяч правой рукой, другой команды - левой. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко». Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После этого их место занимает другая пара команд.
Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.

Вариант. «Мяч в сетку».
На площадке на высоте 110-120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив - ловит.

Мяч о стену
Цель игры. Бросать мяч в стену, совершенствовать кавык ловли мяча, отскочившего от стены.
Описание игры. Дети строятся в 2 звена и встают напротив стены на расстоянии 80-100 см. Каждый ребенок по очереди бросает мяч в стену и ловит его сначала двумя руками, а затем одной рукой. После этого встает сзади своей колонны. Выигрывает звено, допустившее наименьшее число падений мяча.
Методические приемы. Воспитатель, стоя сбоку от звеньев, подсказывает, как правильно бросать и ловить мяч (ноги должны быть слегка согнуты в коленях, чтобы можно было быстро отойти назад, в сторону - успеть поймать мяч); контролирует построение детей (оно должно быть таким, чтобы дети не мешали друг другу).
После неоднократного проведения игра усложняется: один ребенок бросает, а другой в колонне ловит и т. д.; ловить можно сачком, который дается второму игроку, после этого он передает сачок следующему и т. д.

Попади в круг
Цель игры. Бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном направлении; ловить отскочивший от пола мяч.
Описание игры. Дети стоят в 2 звена на расстоянии 50-80 см от стены. На полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по очереди бросает мяч о стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает звено, получившее большее число очков (попаданий мяча в круг).
Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит за правильностью бросков - мяч надо держать легко - тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабый бросок) или перелетел обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай!», «Бросай несильно», «Бросай снизу!». Показывает сам, отмечает лучшие звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч, третий ловит отскочивший мяч.

Мяч в кружок
Цель игры. Совершенствовать умение попадать мячом в неподвижную горизонтальную цель.
Описание игры. Дети распределяются на команды, в каждой из которых по 5-6 человек. На полу раскладываются в любом порядке цветные обручи по 3-4 штуки против каждой команды. Дети встают перед обручами на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу воспитателя первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок (обруч). Каждый ребенок делает по два броска в любой круг, или воспитатель предлагает определенную последовательность: попасть в красный, синий, желтый и т. д. Побеждает та команда, которая поразила все цветные круги.
Методические приемы. Дети могут бросать любым способом, но воспитатель должен объяснить, что бросок снизу более результативный, при этом мяч надо держать свободно.
Игра может проводиться перьевым мячом (воланом) и малым резиновым мячом.


Вариант. «Через веревочку в обруч».
Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 1 20-130 см натягивают веревку. На одной стороне площадки за веревкой чертят круг диаметром 1 м, на расстоянии 50-70 см перед веревкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч (волан) через веревку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд. Побеждает та команда, у которой большее число попаданий мяча в круг.

Попади и поймай
Цель игры. Бросать мяч в горизонтальную цель и ловить его.
Описание игры. Группа детей распределяется на команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу воспитателя первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. Движение напоминает забивку кольев. После этого мяч передается следующему игроку. Можно ударять мяч левой рукой, ловить правой или наоборот. Либо ударять и ловить одной и той же рукой.

Не задень мяч
Цель игры. Развивать в детях ловкость и координацию движений, действуя с двумя предметами.
Описание игры. Дети распределяются на команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч об пол (или подбросить вверх так, чтобы он как можно дольше подскакивал на полу). Играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры.
Методические приемы. Воспитатель находится впереди играющи, лицом к ним, отмечает типичные ошибки: «Не размахивай сильно обручем!», варьирует задание: проделать несколько движений обручем - влево, вправо, от себя, к себе; выполнить определенное количество движений обручем; водить обручем так, чтобы как можно быстрей сбить мяч; поддеть с любой попытки подскакивающий мяч вверх и поймать свободной рукой; подбрасывать и подбивать мяч кругом (с обручем не выполняется) как можно большее число раз, не роняя его на пол; проделать то же самое левой рукой.


Мяч в горку
Цель игры. Прокатывать мяч на наклонную горку и ловить его руками.
Описание игры. Дети стоят по кругу (7-8 человек) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Таких кругов может быть 2-3. В центре круга горка (куб, на нем гимнастическая доска).
Ребенок, стоящий в двух шагах от основания горки, с достаточной силой катит мяч в горку так, чтобы играющий, находящийся по другую сторону круга, смог поймать его руками и передать в левую сторону по кругу. Затем все делают шаг влево, игру продолжают другие дети. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание с меньшим числом падения мяча на пол.
Методические приемы. Воспитатель контролирует действия играющих, вводит новые варианты игры: передавать мяч в правую сторону; играть, построившись в колонну; катить мяч левой рукой с близкого расстояния.

Мяч в горку
Цель игры. Прокатывать мяч на двух горках.
Описание игры. Дети распределяются на две команды, каждая - против своей горки на расстоянии 2-3м. Горки соединены вместе верхней частью. У первых четырех в команде по мячу. По сигналу «Начинай!» водящий первой команды встает перед горкой на расстояние 1м и вкатывает мяч так, чтобы он попал на противоположную горку и скатился с нее. Это приносит команде два очка. Если мяч не попал на вторую горку, то команда получает одно очко. Затем бросает мяч водящий второй команды и т. д. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.
Методические приемы. Воспитатель находится сбоку от играющих, следит за своевременной сменой играющих, вслух подсчитывает количество очков у каждой команды, предлагает варианты игры: прокатывать мяч с такой силой, чтобы он не коснулся второй горки, поймать его на лету, не давая упасть; прокатывать и ловить мяч левой рукой; каждый прокатывает одновременно по два мяча (правой и левой рукой).

Мяч в горку об стену с горки
Цель игры. Совершенствовать навык прокатывания мяча на наклонную горку с отскоком его от стены.
Описание игры. Команды детей выстраиваются перед двумя горками, стоящими на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. От стены до горок 20-30 см. Нужно прокатить мяч в горку с любого расстояния, но так, чтобы он, преодолев горку, ударился в стену. В этом случае команда получает очко. Ребенок берет мяч и передает следующему в команде. Если мяч, не долетев, упал между горкой и стеной или, стукнувшись о стену, не попал на горку, то он также передается другому играющему, но в этом случае команда не получает очка. Выигрывает команда, которая более четко выполнит задание, набрав максимальное количество очков.
Методические приемы. Воспитатель наблюдает за действиями детей, делает конкретные замечания и дает советы по наиболее типичным ошибкам. Так, если мяч не возвратился на горку, не долетел до стены, то педагог говорит: «Посильней прокатывай мяч. Подойти поближе для броска». Если же мяч стукнулся о стену и перелетел горку, воспитатель говорит: «Не сильно прокатывай мяч. Отойди для броска чуть-чуть назад».
При повторном проведении игры можно немного усложнить задание: прокатывает один, ловит другой; прокатывать сразу два мяча; прокатывать левой рукой.

В бильярд с мячом
Цель игры. Ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.
Описание игры. Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из кубиков или гимнастических палок выкладываются на полу стенки биллиарда размером 2x1м. По углам оставляются промежутки шириной 10 см - лузы.
Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол - лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.
Методические приемы. Воспитатель обращает внимание на правильность бросков (скатывать мяч с руки плавно, чтобы не скакал, пальцами как бы указывать направление к цели).

Закати мяч в обруч
Цель игры. Закатывать мяч в обруч с помощью дощечки (картонки, фанерки).
Описание игры. Дети распределяются на несколько подгрупп. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладется дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого теннисный мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется. Затем каждый ребенок прокатывает мяч в удобном для него ритме. (Мяч, попавший в обруч, остается там до конца игры, чтобы легче было вести подсчет очков.)
Методические приемы. Воспитатель наблюдает за игрой детей, дает советы, как точнее закатить мяч в обруч. Для детей, слабо владеющих навыком прокатывания, можно упростить задание: прокатывать с близкого расстояния. Тем, кто уверенно выполняет задание, увеличить расстояние, добавляя соответственно количество очков при попадании в обруч. При повторном проведении игры можно предложить детям каждой подгруппы одновременно прокатывать мяч, предварительно положив на обруч достаточное количество дощечек. Или прокатай, чтобы он перелетел обруч, не задев его. Или прокатывать мяч в обруч, поставленный вертикально (обруч держит ребенок).

Чей мяч улетит дальше
Цель игры. Совершенствовать навык владения мячом при прокатывании в горку.
Описание игры. Колонны детей выстраиваются перед 2-4 горками на расстоянии 1м. У каждого мяч. По сигналу воспитателя (взмах флажком) водящие с силой прокатывают мячи снизу вверх на горку так, чтобы он как можно дальше пролетел по воздуху. На месте приземления мяча ставится флажок (кубик). Ребенок берет свой мяч и становится рядом с горкой, не мешая другим прокатывать мяч. Если у следующего играющего место приземления мяча будет дальше, то флажок переставляется до этой отметки, если ближе, то флажок назад не отодвигается. Выигрывает та команда, у которой флажок будет находиться от горки дальше.
Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от детей, проверяет, как соблюдаются правила игры, дает конкретные советы: «Делай сильней замах» - когда мяч улетает недалеко; варьирует игру: прокатывать мяч с таким расчетом, чтобы он попал в обруч (ящик) на полу (команда в этом случае получает 3 очка, неприцельный бросок оценивается в одно очко).

Выстрел мячом
Цель игры. Закреплять навык катания мяча друг другу.
Описание игры. Дети распределяются на подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу - «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой «выстрелы» мячом достигали цели.
Методические приемы. Воспитатель переходит от круга к кругу, показывает, как правильно выполнять задание, вводит новые варианты игры: выполнять задание в ином построении - кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; «выстрелить» мяч вверх над собой, поймать двумя руками.


Мяч вдогонку
Цель игры. Быстро передавать и принимать целлулоидные мячи, не роняя их.
Описание игры. Дети встают в два круга (две команды). Воспитатель раздает 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, цветные целлулоидные мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4-кратного повторения игры ребенок играет со всеми вместе. Сначала игра проводится с двумя мячами. Выигрывает команда, которая четко соблюдала правила игры.
Методические приемы. Воспитатель наблюдает за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места). Воспитатель следит, чтобы дети не задерживали мячи у себя, отмечает ловких, внимательных, сообразительных, вводит новые варианты: играть сидя на корточках; в колоннах по одному; сидя на скамейках; на полу; на коленях; передавать только определенной рукой, а принимать другой.

Передай мяч
Цель игры. Передавать мяч из рук в руки в движении, совершенствовать координацию движений при убегании предметов.
Описание игры. Дети распределяются на звенья и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3-4 м ставится любой предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передает мяч следующему в своей колонне и встает сзади всех. При потере мяча ребенок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.
Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать предмет, не передавали мяч и переходили в колонны с одной стороны. Если дети часто допускают перечисленные ошибки, то воспитатель может остановить игру и еще раз уточнить правила.
Игра может проходить в другом варианте: обежать стул, положить на него мяч, а возвращаясь к своей колонне, дотронуться до руки следующего играющего, тот, обегая стул, берет мяч и передает его другому и т. д.; добежать до стула, положить на него мяч, обежать стул, сдуть его со стула и передать очередному игроку.

Упражнения с мячом
Упражнения с мячом или воланом:
И. п. (исходное положение). О. с. (основная стойка). Мяч в одной руке.
1. Руки вперед, показать мяч, отвести руки назад-вниз, спрятать мяч.
2. Вытянуть руки вперед, переложить мяч из правой руки в левую, из левой в правую.
3. Переложить мяч внизу перед собой из одной руки в другую и наоборот.
4. Руки в стороны на уровне плеч, свести их, вытянув вперед, переложить мяч попеременно из руки в руку.
5. Поднять руки через стороны вверх над головой, переложить мяч.
6. Вытянуть руки вперед на уровне плеч. Поднять их вперед-вверх над головой, переложить мяч.
7. Приподнимаясь на носках, руки развести в стороны вверх, взять мяч обеими руками, посмотреть вверх, опустить руки через стороны вниз, мяч остается в другой руке.
8. Поставить ногу на носок вперед (назад, в левую, правую сторону), поднять руки вперед-вверх, опустить, спрятать руки назад, переложить мяч в другую руку.
9. В парах, в шаге друг от друга, у одного мяч в правой руке, у другого - в левой. Вытянуть руки вперед, передать мяч партнеру правой рукой в правую (левой в левую).
10. Поднять руки в стороны, опустить через стороны вперед-вниз, переложить мяч, поднять в стороны, опустить назад-вниз, снова переложить в ту же руку.
11. Выполнить все упражнения, но только с двумя мячами.
12. Проделать упражнения в быстром темпе.
13. Несколько раз подряд переложить мяч из одной руки в другую.
14. Перекладывать два мяча из одной руки в другую в медленном и быстром темпе.
15. Перекладывать мяч, поднимая поочередно правую (левую) ногу, согнутую в колене или прямую.
16. Наклониться вперед, положить мяч на пол, выпрямиться, наклониться вперед, поднять мяч другой рукой.
17. Руки в стороны, в каждой по мячу. Присесть на корточки, положить мячи сбоку. Повернуться кругом, взять мячи, встать.
Эти упражнения способствуют развитию мышц плечевого пояса, развивают внимание, ловкость.

Упражнения с подбрасыванием
И. п.: о. с. Мяч в одной руке.
1. Подбросить мяч вверх, поймать двумя руками (выполняют одновременно 12-15 детей); поймать правой рукой; поймать левой рукой.
2. Бросить мяч на пол, хлопнуть в ладоши, поймать двумя руками.
3. Подбросить мяч высоко вверх, дать ему стукнуться о пол, поймать двумя руками; попеременно правой и левой; поймать после поворота кругом.
4. Ударить мяч о стену, поймать двумя руками; перед тем как поймать мяч, подпрыгнуть на одной или обеих ногах.
5. Бросить мяч о стену, после отскока от пола поймать двумя руками; одной рукой поочередно.
6. Стукнуть мяч о пол так, чтобы он коснулся стены, поймать.
7. Стукнуть мяч о пол, дать ему еще раз коснуться пола и поймать.
8. Вести мяч одной рукой, как баскетбольный мяч: на месте; сидя на корточках; стоя; с продвижением вперед; обходя предметы.
Эти упражнения воспитывают чувство мяча, координируют движения, развивают ловкость, служат первой ступенькой к дальнейшему освоению более сложных игр.

Подбрось и поймай
Цель игры. Подбрасывать мяч вверх и ловить его.
Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Расстояние между детьми 1м. У детей одной команды по мячу. Воспитатель дает сигнал, и дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч партнерам команды, стоящим напротив. Те, в свою очередь, повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча. Побеждает та команда, которая четко выполняла задание (меньше было падений мяча, точнее прокатывание).
Методические приемы. Показав упражнение, воспитатель встает между командами (у одного из краев), подает сигнал для бросков, помогает ловить мячи, исправляет наиболее распространенные ошибки в бросках (легко держать мяч, свободно держать руки, не выпячивая ладони во время ловли мяча); дает варианты игры: ловить мяч после хлопка в ладоши; ловить мяч после поворота кругом и т. д.

Успей поймать
Цель игры. Бросать мяч в определенном направлении и ловить летящий мяч.
Описание игры. Игра проводится в подгруппах, стоящих в кругах. В центре каждого круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину круга.
Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящий не может долго поймать мяч, назначается новый. Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.


Из обруча в обруч
Цель игры. Совершенствовать навык бросания мяча в неподвижную горизонтальную цель.
Описание игры. Дети стоят звеньями в колонну по одному. На расстоянии 1м от ведущего на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или чертятся три круга диаметром 80-100 см). Нужно правой рукой бросить мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго и, подскочив еще раз, попал в третий. Ребенок берет свой мяч и передает следующему, а сам становится на противоположную сторону, прокатывая затем мячи своей команде. Игра продолжается, пока все игроки не перейдут на противоположную сторону. Выигрывает звено, которое быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.
Методические приемы. Воспитатель стоит сбоку от играющих, и по мере необходимости дает указания: «Бросай мяч несильно», «Отойди для броска немного назад» (если мяч, не попал в один из обручей), «Сильней ударяй мяч об пол» (если мяч подскакивал в двух первых обручах, а в третьем просто покатился). Педагог может облегчить или усложнить игру: бросать мяч, когда обручи отстоят друг от друга на расстоянии 50см; бросать мяч с обеих сторон; бросать с двух сторон одновременно два мяча.

Мяч в кругу
Цель игры. Научить детей прокатывать мяч в определенном направлении.
Описание игры. Дети рассаживаются на полу на корточках в круг. Водящий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый», ребенок отвечает: «Второй» и т. д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщенное понятие (мебель, фрукты и т.п.).
Методические приемы. Воспитатель находится у круга, следит, чтобы дети катили мяч, а не подбрасывали его, намечает новые варианты игры: прокатывать через одного игрока, через двух, левой рукой.

Докати до стены
Цель игры. Совершенствовать навык отталкивания мяча при прокатывании.
Описание игры. Из 6-8 палок образуют два коридора шириной 30-50см так, чтобы коридор доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоят у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу воспитателя дети начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на место. Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает следующий в команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
Методические приемы. Воспитатель ходит между коридорами, подсказывает, как правильно бросать мяч, предлагает кому-либо из детей подать выкатившийся из коридора мяч, подсчитывает, сколько мячей не докатилось до стены у каждой команды, следит за очередностью смены игроков.

Догони мяч
Цель игры. Догнать катящийся мяч.
Описание игры. Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной до 30см и длиной 3-4 м. Дети распределяются на команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передает мяч следующему, сам становится сзади строя или садится на стул. Побеждает команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.
Методические приемы. Воспитатель стоит в другом конце коридора и следит за правильностью выполнения упражнения: «Не бросай мяч так сильно, если не успеваешь догнать его. Накрывай мяч рукой сверху лодочкой». Предлагает новые задания: ловить катящийся мяч после слов: «Раз-два-три! Лови»; ловить в конце коридора, в середине, у флажка.

Закати мяч
Цель игры. Обучать прокатыванию мяча в ворота.
Описание игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны, обращенной к играющим (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды. У каждого играющего мяч. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в ворота прямоугольника. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.
Методические приемы. Воспитатель следит за правильной подготовкой к прокатыванию мяча, подает мячи, не попавшие в прямоугольник, ведет подсчет попаданий мяча в ворота каждой командой.

Поймай отскочивший мяч
Цель игры. Научить ловить мяч после отскока от предмета.
Описание игры. Игра проводится в групповой комнате или зале. Два обычных стола сдвигаются узкой стороной перпендикулярно, вплотную к стене. Ребенок встает у края стола (слегка согнув ноги) напротив стены и катит мяч по столу так, чтобы он отскочил. После этого он должен быстро поймать мяч и передать товарищу.
Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети прокатывали мяч ближе к центру стола, рука при этом невысоко поднимается над столом. Толчок мяча при прокатывании должен быть достаточно сильным (рука при замахе отводится назад и резким движением посылается вперед, мяч покатится с достаточной скоростью). При отскоке направление движения мяча трудно угадать, поэтому воспитатель предупреждает детей, чтобы они готовились к ловле мяча, следили за его полетом. Педагог может предложить новые варианты игры: бросать одной - ловить другой рукой; один ребенок катит, другой ловит; катить левой рукой.

Мяч навстречу мячу
Цель игры. Совершенствовать навыки отталкивания и ловли мяча.
Описание игры. Дети распределяются на две команды. Каждая команда встаёт друг против друга на расстоянии 4-6м. У водящих - по мячу. На сигнал воспитателя: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передает его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Игра повторяется 2-3 раза.
Методические приемы. Эта игра проводится после того, как дети научатся прокатывать большой мяч двумя руками. Они играют самостоятельно в группе или на участке и не распределяются на команды. Воспитатель показывает способы прокатывания и объясняет: «Каждый должен катить немного вправо, тогда мячи не столкнутся», варьирует игру: прокатывать то правой, то левой рукой; дети одного звена прокатывают мяч правой рукой, а другого - левой; увеличить расстояние между звеньями.

Попади мячом
Цель игры. Попадать мячом в движущуюся цель.
Описание игры. Дети распределяются подгруппы и располагаются на площадке в шеренги спиной друг к другу. Играющие в подгруппах стоят на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий с обручем в руках встает в конце шеренги, у всех остальных играющих мяч. По сигналу воспитателя водящие движением руки направляют (катят) обруч перед строем. Обруч должен катиться на расстоянии 50-80 см от детей. Как только обруч приблизится к кому-либо из играющих, он должен точно бросить мяч в обруч. По сигналу воспитателя: «Собрать мячи!» - дети берут свои мячи и возвращаются на место. Первое время воспитатель сам назначает водящих из тех детей, кто хорошо прокатывает обруч. Побеждает та подгруппа, у которой больше попаданий мячом в катящийся обруч и меньше он падает.
Методические приемы. Перед проведением игры воспитатель упражняет всех детей в прокатывании обруча. Если обруч падает, не докатившись до самого края, педагог говорит: «Посильней толкай обруч!», «Ровней ставь на пол». После повторного проведения игры можно ввести усложнение - два водящих с обеих сторон катят обруч, нужно попасть в один из обручей.

Игра с мячом «Крокодил»

Играющие делятся на две команды. Пять или больше участников каждой команды становятся друг за другом в ряд. Между каждой парой зажимается мяч, держать который можно лишь спиной и грудью, но не руками. Задача команды состоит в том, что бы быстрее добежать до цели. Точнее доползти, как крокодильчик. Выигрывает команда, пришедшая к цели ни разу не уронив мячик.

Игра с мячом «Картошка»

Играющие становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Тот, кто не отбил мяч, садится в центр, а игра продолжается. Любой из игроков по желанию может выбить сидящих. Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по «провинившимся». Тот, до кого коснулся мяч, становится играть. Сидящие в кругу также стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

Игра с мячом «Мяч через голову»

Команды становятся в ряд, затылком друг другу, ноги на ширине плеч. Капитанам даются мячи. По сигналу ведущего капитаны передают мяч через голову игроку сзади, и таким образом до последнего игрока. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе и начать цепочку вновь, но в этот раз точно направив его между ног членов команды. Третий, приняв мяч, бежит вперед и снова передает мяч через голову. Здесь важно не только быстро сменить всех игроков, но и не запутаться в последовательности.

Игра с мячом «Лови – не зевай!»

Дети встают в круг спиной к центру. Водящий, который стоит по центру круга, с мячом в руках начинает отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч. Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч или на лету, или только после одного удара о землю. Кому не удалось словить мяч трижды – выбывает из игры.

Игра с мячом «Найди мяч»

Играющие встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга и держа руки за спиной. Одному из них дают небольшой мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящему, который стоит по центру круга, нужно угадать, у кого из игроков находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!». Играющий должен сразу же протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч в руках или кто его уронил, становится водящим.

Игра с мячом «Охота на гусей»

Игроки делятся на 2 команды: одна – гуси, другая – охотники. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «гуси» внутри.
По сигналу «охотники» стараются попасть мячом в «гусей», которые, бегая внутри круга, всячески уворачиваются от попадания мяча. «Гусь», которого коснулся мяч, считается осаленным и выбывает из игры. Когда все «гуси» будут выбиты, команды меняются местами.
Игру можно проводить на время. В таком случае выигрывает так команда, которая выбила больше «гусей» за одно и то же время.

Игра с мячом «Выбивала»

Двое «выбивал» становятся на противоположных краях площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд по середине площадки, лицом к «выбивале» с мячом в руках.
«Выбивала» бросает мяч с размаху, стараясь коснуться игрока на поле. Если ему это удалось, игрок считается проигравшим и выходит за границы площадки. Мяч должен поймать второй «выбивала», теперь его очередь бросать.
Любой игрок может поймать мяч на лету, за что получает дополнительное очко. Это дает право вернуть в игру любого выбывшего игрока, или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча. Если игрок хотел поймать мяч, но выронил его, он считается выбывшим. Последние два игрока становятся «выбивалами» и игра повторяется.
Мяч должен быть легким, а удары несильными, чтобы дети не испытывали неприятных ощущений.

Игра «Мяч»
Предложите детям образовать круг. Объясните, что они должны ловить мяч только тогда, когда вы будете произносить слова на определенную тему. Сначала произносите слово, а затем бросайте мяч.

Игра «Мяч»
Предложите детям образовать круг. Ведущий называет размер (big или small) и бросает мяч игроку. Тот, кто поймал мяч, должен назвать животное соответствующего размера.

Игра «Мяч»
Произнесите фразу I love... и бросьте мяч первому игроку. Он ловит мяч, заканчивает предложение...mу mother. Потом говорит начало фразы I love... и бросает мяч следующему игроку.

Игра «Выдумай слова»
Ученики становятся полукругом. Учитель бросает мяч и говорит букву. Ученик, который поймал мяч, называет английское слово, которое начинается с этой буквы, и бросает мяча учителю. Учитель называет другую букву, игра продолжается.

Игра «Кто быстрее считает?»
Группа делится на две команды. Команды садятся в круг и начинают считать от одного до десяти. Первый ученик бросает мяч и говорит: «One», второй бросает и говорит: «Two». Они пытаются сделать это как можно быстрее. Если мяч упал, счет начинается сначала. Учитель может остановить игру в любой момент. Команда, которая досчитала до большего числа, выигрывает.

Игра «Звери играют у мяча»
Дети становятся в круг. Каждый ребенок становится какой-то зверушкой или птицей: мышкой, львом, мишкой, голубем, вороной и тому подобное. Ведущий высоко подбрасывает мяч и выкрикивает название животного или птицы. Теперь нужно быстро отозваться и успеть подхватить мяч до того, как он коснется пола. Поймав мяч, ребенок называет себя и здоровается языком своего персонажа. Потом он возвращает мяч ведущему.

Игра «Кто внимателен»
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям просмотреть, в чем они одеты. Потом ведущий называет предмет одежды на английском языке и бросает мячик ребенку. Если на ребенке этот предмет одежды присутствует, то он ловит мячик, если нет - не ловит. Побеждает тот ребенок, который был внимательным и не сделал ни одной ошибки.

Игра «Лови мяч»
Учитель бросает детям мяч, здоровается с ними, они должны ответить на английском языке.

Игра «Волшебный мяч»
Ведущий бросает ребенку мяч, называет число на английском языке, а он должен назвать число, следующее за данным.

Игра «Передай мяч»
Дети передают друг другу мяч и называют последовательно все дни недели.

Игра «Ping-pong»
Дети становятся в круг, бросают друг другу мяч и называют слова из предложенной категории.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!