Кулинарный сайт - Sushivenev

Комплексы общеразвивающих упражнений на месте. Общеразвивающие упражнения без предметов Комплекс развивающих упражнений по физкультуре

  • Шангин Владислав Андреевич , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • УКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья посвящена проблеме необходимости занятий физической культурой, показывается роль и необходимость общеразвивающих физических упражнений в системе физической культуры. Также рассмотрен комплекс, состоящий из различных общеразвивающих упражнений, в целях развития и укрепления организма человека.

  • Основные сетевые решения при организации и проведении занятий по робототехнике
  • Учебная программа «Общественное здоровье и здравоохранение»
  • Формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР
  • Разработка учебного плана по профилям «Физическая культура» и «Начальное образование» в аспекте непрерывного образования

В настоящее время, когда для человека стал наиболее привычным сидячий образ жизни, необходимость занятий спортом и физической культурой во многом возросла. Физическая культура - сложное явление, которое представляет собой совокупность знаний и ценностей, необходимых для интеллектуального и физического развития человека, позволяет ему вести здоровый образ жизни. Важной составной частью физической культуры, как процесса физического развития и подготовки, является комплекс общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения - упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, а также в целом способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием туловища, рук, ног, а также других различных частей тела. Существует множество комплексов таких упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, данные упражнения являются относительно несложными, именно поэтому их могут использовать люди без особой физической подготовки, в том числе старики и дети. При систематическом использовании комплекса общеразвивающих упражнений укрепляются и растут не только мышечные волокна, но также укрепляется сердечно-сосудистая система организма, развиваются зоны мозга ответственные за моторику.

На начальном этапе использования общеразвивающих упражнений существует необходимость в их правильной подборке, это связано в основном с различиями физического и умственного развития, а также возрастными особенностями индивида и другими немаловажными факторами. Рекомендуется начинать с относительно несложных упражнений, затем по мере возможностей, увеличивая их сложность, а также количество повторений. Немаловажным является также момент подготовки к проведению упражнений и непосредственно сам процесс активности. Во–первых, важным атрибутом послужит спортивная одежда, которая гарантированно не будет стеснять движения, в отличие от повседневной одежды, а музыка позволит отвлечься от повседневных забот, стать более сосредоточенным и ощутить эмоциональный подъем. Также необходимо правильно подобрать место для выполнения упражнений, лучше если это будет достаточно просторное помещение, в котором будет комфортно и ничто не будет мешать сосредоточиться. Во-вторых, выполняя упражнения, нужно следить за правильностью техники, за дыханием и частотой сердцебиения. В процессе выполнения возможно использование специальных предметов: мяча, гимнастической палки, флажков, обруча и многих других.

Рассмотрим комплекс базовых общеразвивающих упражнений, который способны выполнить люди без особой физической подготовки. Для удобства комплекс был разбит на блоки, каждый из которых позволяет постепенно и систематично задействовать различные группы мышц.

1. Упражнения для разогрева.

Выполнение этих упражнений является важной составляющей комплекса, позволяет улучшить эластичность мышц, расширяет кровеносные сосуды, а также снижает риск травм и растяжений. Время выполнения от 1 до 5 минут, в начале занятия. Ниже представлены упражнения для данного блока:

  • Бег в медленном темпе с высоким подниманием бедер;
  • Бег с захлестом голени назад;
  • Олений бег;
  • Бег в медленном или среднем темпе.

2. Упражнения для шеи. Данные упражнения стоит выполнять с особой осторожностью, т.к. велика вероятность травмы при неправильном исполнении, делать без рывков и резких движений головой.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

  • Наклоны головы в стороны;
  • Вращательные движения головой;
  • Повороты головы вправо и влево.

3. Упражнения для рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч.

  • Вращение руками в плечевых суставах;
  • Вращение кистями рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с поднятыми локтями перед собой.

  • Симметричные движения руками в разные стороны, с разведением и сведением лопаток;

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед собой.

  • Рывки руками вниз и вверх поочередно.

4 .Упражнения для туловища.

Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища в стороны;
  • Наклоны туловища назад и вперед, с касанием кистями ступней;
  • Вращательные движения туловищем;

Исходное положение: руки в стороны, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища, с поочередным касанием правой и левой ступни руками.

5. Упражнения для ног. Также следует выполнять осторожно, без рывков и резких движений.

Исходное положение: руки на коленях, ноги на ширине плеч.

  • Вращения коленными суставами в разные стороны;

Исходное положение: стоя на одной ноге.

  • Поднести колено не опорной ноги к плечу, задержаться на несколько секунд, затем сменить опорную ногу.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.

  • Приседания с нагрузкой на всю стопу.

Исходное положение: стоя на одной ноге, рука на опоре.

  • Поочередные махи ногами со сменой опорной руки и ноги.

Исходное положение: руки на поясе.

  • Выпады ногами поочередно вперед с пружинистыми покачиваниями;
  • Прыжки на двух ногах.

При овладении всеми блоками данного комплекса целесообразно включения еще одного, в котором содержатся упражнения, которые задействуют сразу несколько групп мышц, а также развивают координацию и внимательность человека. Ниже представлены упражнения данного блока:

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

  • Присед, затем подъем, далее резкое принятие положения упора лежа на руках, затем выход из него с прыжком и хлопком руками в высшей точке.
  • Прыжок с одновременным поднятием рук вверх, затем принятие исходного положения;

Исходное положение: положение упор лежа, стоя на руках:

  • Отжимания от пола.

Исходное положение: лежа на спине, поясница плотно прижата к полу, ноги согнуты в коленях.

  • Скручивания туловища, с нагрузкой на мышцы брюшного пресса.

Исходное положение: в висе на перекладине, расстояние между руками равно ширине плеч.

  • Подтягивания к перекладине, с сведением и разведением лопаток.

При выполнении всех упражнений комплекса необходимо следить за правильностью дыхания и техникой выполнения упражнений. Это позволит правильно распределить нагрузку и не допустить возникновения травм, а также других негативных последствий. При систематичном и правильном выполнении всего комплекса упражнений гарантированно будет получен положительный эффект, заключающийся в повышении тонуса мышц, улучшения общего настроения, улучшения осанки и т.д.

Список литературы

  1. Гилазиева, С.Р. Терминология общеразвивающих упражнений: учебное пособие / С.Р. Гилазиева, Т.В. Нурматова, М.Р. Валетов; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 120 с.
  2. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка: Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.
  3. Иванков, Ч. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях: учебное пособие для студентов вузов / Ч. Иванков, С.А. Литвинов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 304 с.
  4. Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. - Л.: «Наука» 1976. - 375 с.
  5. Чертов, Н.В. Физическая культура: учебное пособие / Н.В. Чертов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет", Педагогический институт, Факультет физической культуры и спорта. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. - 118 с.

Общеразвивающими упражнениями называют определенные движения руками, ногами, туловищем и головой, которые характеризуются различным мышечным напряжением, скоростью и амплитудой. Они выполняются группами детей на занятиях по физкультуре с целью повышения уровня физического развития и дальнейшего перехода к более сложным двигательным действиям.

Общеразвивающие упражнения по физкультуре оказывают благотворное влияние на различные органы и системы ребенка. Укрепление опорно-двигательного аппарата происходит благодаря повышению мышечного тонуса, увеличению поясничного изгиба позвоночника и подвижности суставов.

Польза для сердечно-сосудистой системы обусловлена тем, что при активных физических нагрузках весь объем крови циркулирует в системе кровообращения, в то время как при продолжительном нахождении в малоподвижном состоянии 25-45% крови застаивается в селезенке и печени.


Общеразвивающие упражнения по физкультуре положительно воздействуют и на физическое, и на психоэмоциональное состояние ребенка

Больший объем крови доставляет большее количество кислорода в клетки всех органов, улучшая тем самым обмен веществ в организме. Повышение содержания кислорода в клетках мозга способствует лучшей успеваемости учащихся.

Применяя различные комплексы упражнений, можно добиться максимальной пользы для физического развития детей. Так, гимнастические тренировки развивают координацию, гибкость, силовые качества, а легкоатлетические (бег, прыжки, метание мяча) призваны повышать скорость и выносливость.

Показания к занятиям

Общеразвивающие упражнения по физкультуре в той или иной форме показаны практически всем детям и подросткам, в том числе и имеющим нарушения в состоянии здоровья. В зависимости от имеющихся заболеваний формируется режим занятий, отличный от обычных уроков физкультуры у здоровых детей.

Если имеются нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, занятия спортом призваны активизировать кровообращение и улучшить питание сердечных мышц.

В таком случае будут полезны:

  • ходьба;
  • упражнения для дыхания;
  • тренировка подлопаточных и ягодичных мышц.

У детей, больных бронхиальной астмой, общеукрепляющие упражнения воздействуют на дыхательную мускулатуру и грудную клетку, увеличивая их силу и подвижность. Это помогает уменьшить частоту дыхания с одновременным увеличением количества поступающего при вдохе кислорода.

В данном случае тренировки включают в себя ходьбу и бег в медленном темпе. При болезнях органов пищеварения физические занятия укрепляют мышцы верхнего и нижнего пресса, а также улучшают кровообращение в органах брюшной полости и малого таза.

Помимо специальной тренировки пресса, этому способствуют:

  • упражнения для правильного дыхания;
  • ходьба.

При искривлении позвоночника применяются:

  • силовые тренировки, направленные на укрепление мышц спины и шеи;
  • специфические упражнения для формирования осанки, улучшения двигательной функции суставов;
  • спортивная ходьба.

Противопоказания

Общеразвивающие упражнения по физкультуре имеют абсолютные и относительные противопоказания. Абсолютные противопоказания являются поводом для полного исключения физических нагрузок. В зависимости от характера заболевания этот запрет может длиться в течение определенного периода времени или действовать постоянно.

Абсолютные противопоказания обусловлены следующими заболеваниями:

  • острые инфекции, сопровождающиеся жаром, и определенный период после их острой фазы, в течение которого организм полностью восстанавливается до здорового состояния;
  • поражения нервной системы, при которых затруднено ее функционирование;
  • болезни органов дыхательной системы, вызывающие затруднение дыхания, потерю массы тела, сбой в системе кровообращения;
  • заболевания, которые обуславливают риск развития кровотечения;
  • наличие гнойных очагов (фурункулы, воспаление среднего уха);
  • заболевания системы мочевыделения (нефрит, нефроз, камни почек и мочевого пузыря);
  • период обострения хронических болезней;
  • злокачественные новообразования;
  • болезни опорно-двигательного аппарата, сопровождающиеся нарушением подвижности в суставах и болевыми ощущениями;
  • определенные заболевания сердечнососудистой системы (аневризмы, нарушения ритма сердца, стенокардия, инфаркт, частые гипертонические кризы).

Относительные противопоказания поможет выявить врач-педиатр. Если при первичном осмотре выявятся какие-либо проблемы со здоровьем, он направит ребенка к врачу-специалисту в данной области для установления допустимых физических нагрузок.

Частота и длительность занятий для детей разных возрастов

Общеразвивающие упражнения по физкультуре у дошкольников проводятся с частотой и длительностью, напрямую зависящих от возраста детей.

Физкультура у школьников проводится по расписанию 3 раза в неделю по 45 мин., однако специалисты рекомендуют заниматься такими упражнениями еще 3 часа в неделю.

Если у школьника имеются некоторые проблемы со здоровьем, его относят к специальной медицинской группе. Для таких детей уроки физкультуры проводятся перед началом школьных занятий или после них, с периодичностью 2 раза в неделю по 45 мин. или 3 раза в неделю по 30 мин.

Правила и меры предосторожности во время занятия физкультурой

Занятия физкультурой могут проводиться на открытых уличных площадках и в помещениях. Если спортивная площадка расположена на улице, то расстояние от нее до ближайшего здания должно быть не менее 10 м. Она должна иметь ровную поверхность, без камней, ям, выбоин, недопустимо наличие на площадке мусора и посторонних предметов.

Помещения для занятий спортом должны иметь ровное напольное покрытие.

Перед занятиями в нем должно проводиться проветривание и влажная уборка , однако необходимо проследить, чтобы к началу тренировок пол был сухим. Спортивное оборудование и инвентарь должны находиться в исправном состоянии, не иметь повреждений, соответствовать предъявляемым к ним гигиеническим требованиям.

К занятиям допускаются только учащиеся, переодетые в спортивную форму, соответствующую условиям окружающей среды. Самым подходящим материалом для подошвы спортивной обуви является резина. Из всех вариантов она наименее скользкая. Все предметы, мешающие тренировке или способные травмировать, необходимо снять (часы, украшения).

Жалобы на недомогание должны послужить причиной отстранения учащегося от занятий.

В ходе урока физкультуры необходимо выполнять все указания руководителя. Только с его разрешения можно пройти на место проведения занятий, подготовить инвентарь, а в конце занятия убрать его и покинуть спортивную площадку или зал. Во избежание травмирования мышц перед началом основных упражнений следует провести разминку.

Комплекс упражнений с набивным мячом

Мяч для данных упражнений необходимо подбирать таким образом, чтобы его вес соответствовал возрасту и уровню физического развития учащихся.

  1. Начальная стойка: ноги расставлены на ширине плеч, руки с мячом свободно опущены вниз. Занимающийся поднимает мяч, фиксирует его на уровне груди в вытянутых руках, поднимает вверх, затем опять вытягивает руки перед грудью, в конце опускает руки вниз, возвращаясь в начальную стойку.
  2. Начальная стойка: ноги расставлены на ширине плеч, руки с мячом свободно опущены вниз. Занимающийся попеременно наклоняется в правую и левую стороны, фиксируя тело в прямом положении между наклонами.
  3. Расставив ноги на ширину плеч и подняв мяч над головой, занимающийся вращает туловищем сначала в одну сторону, затем в другую.
  4. Изначально занимающемуся следует стать, сведя пятки вместе и разведя носки, руки развести в стороны, одна из них удерживает мяч. Занимающийся заводит руки вверх, описывая дуги через стороны, и перекладывает мяч из одной руки в другую, затем руки опять разводятся в стороны.
  5. Упражнение выполняется сидя , ноги вытянуты на полу и разведены по сторонам, руки также вытянуты, в них находится мяч. Занимающийся поворачивается корпусом поочередно то в правую, то в левую сторону, между поворотами фиксируя тело в прямом положении.

Каждое упражнение следует проделать 4-6 раз.

Комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом

Упражнения с малым мячом чаще всего применяются для групп младших школьников. Чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в тренировочный процесс, перед общеукрепляющими упражнениями можно провести несколько игровых.

Например:

  • подброс мяча вверх с последующей ловлей двумя руками;
  • то же действие с ловлей одной рукой;
  • подброс с совершением полного оборота перед тем, как словить мяч.
  1. Изначально следует занять положение сидя, вытянуть ноги пред собой на полу, при этом руки разведены в стороны, в левой руке находится мяч. Занимающийся приподнимает ноги над полом, не сгибая их, и перекладывает мяч из левой руки в правую под приподнятыми ногами, затем опускает ноги и возвращается в изначальное положение. Упражнение необходимо проделать 6-8 раз.
  2. Начинать упражнение следует стоя , расположив пятки вместе, носки разведя врозь, руки удерживают мяч у груди. Занимающийся поднимает руки с мячом над головой, встает на носки и прогибается в пояснице, возвращается в исходное положение, затем выполняет наклон вперед с одновременным касанием пола мячом в вытянутых вниз руках, после чего вновь принимает исходное положение. Выполнить упражнение следует – 6-8 раз.
  3. Начинать упражнение следует стоя, расположив ноги на ширине плеч и свободно опустив руки. Мяч находится в левой руке. Сначала следует вдохнуть и встать на носки, руки завести вверх, описав дуги через стороны, и переложить мяч из левой руки в правую, затем опустить руки и встать на всю поверхность стопы. Таким же образом следует передать мяч из правой руки в левую. Количество повторений для данного упражнения 6-8 раз.
  4. В начале упражнения следует встать и зажать мяч между ступнями , а затем сделать 10-20 прыжков на месте, не выпуская мяч.

Завершить комплекс можно прыжками с одновременными ударами мяча о пол.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

Спортивные занятия с задействованием гимнастической палки в основном способствуют формированию ровной осанки.

  1. Изначально занимающийся стоит с опущенными вниз руками, удерживающими гимнастическую палку. Он совершает вдох и поднимает палку, потягивается, переводя взгляд на снаряд, затем следует выдох и руки опять опускаются. Упражнение требует медленного выполнения, без сгибания рук, с обеспечением фиксации ступней ног неподвижно. Проделать упражнение следует 6-8 раз.
  2. Начальное положение: стоя, пятки находятся вместе, носки разведены врозь, палка удерживается руками за затылком. Занимающийся вытягивает левую ногу назад, поднимает палку над головой и прогибается в пояснице, совершает наклон влево, выпрямляется, снаряд остается наверху. Выпрямившись, опять опускает гимнастическую палку за затылок. Затем совершает аналогичные действия, наклоняясь вправо. Проделать упражнение необходимо 5-6 раз.
  3. В начальной стойке пятки находятся вместе, носки разведены в стороны, левая рука удерживает один конец палки, а другой конец снаряда опирается на поверхность пола около ступни левой ноги. Занимающемуся следует присесть на одной левой ноге, опираясь на гимнастическую палку и выпрямив вторую ногу вперед. Затем следует возвращение к начальной стойке и повтор тех же действий с приседом на правой ноге. Необходимое количество повторов для данного упражнения – 4-6 раз на каждую ногу.
  4. Начинать упражнение следует стоя, пятки расположив вместе, а носки разведя врозь. Занимающийся кладет палку впереди себя и перепрыгивает через нее то вперед, то назад.

Проделать прыжки следует 4-6 раз.

Комплекс упражнений со скакалкой

Спортивные занятия со скакалкой улучшают координацию тела, совершенствуют ловкость и скорость движений, тренируют мышцы ног и рук. В начале занятия скакалка складывается вчетверо и выполняется ходьба с ней для разогрева мышц.

Ходьба постепенно усложняется:

  • обычная;
  • на пятках и носках с заведенной за плечи скакалкой;
  • с выпадами вперед (скакалка вверху);
  • вприсядку со скакалкой впереди.

В последующем ходьба сменяется бегом, при котором руки занимают различные положения:

  • спереди;
  • сзади;
  • над головой;
  • за затылком.

После восстановления дыхания следует перейти к общеукрепляющим упражнениям:

  1. Изначально следует занять положение стоя, пятки находятся вместе, носки разведены врозь, скакалка сложена вчетверо и удерживается руками внизу. Вдыхая, занимающийся натягивает снаряд, заводит выпрямленные руки со скакалкой вверх, растягивает мышцы, глядя наверх; выдыхая, возвращает руки со снарядом в изначальное положение. Действия совершаются плавно и проделываются от 6 до 8 раз.
  2. Изначально следует стать ровно, сложить скакалку пополам, повесить на шею, держась за ее концы. Упражнение заключается в попеременных пружинящих наклонах тела в одну и другую стороны. Одновременно рука, в сторону которой совершается наклон, разгибается, а другая сгибается за затылок. Повторить упражнение необходимо 4-5 раз, соблюдая среднюю скорость.
  3. Занимающийся совершает приседания, каждый раз вытягивая руки с натянутой скакалкой вперед. После каждого приседания следует занимать начальное положение с опущенными вниз руками. Оптимальное число повторов для этого упражнения – 7-8 раз.

Тренировка обязательно должна содержать прыжки через скакалку в различных модификациях:

  • с вращением скакалки вперед и назад;
  • на двух ногах и на одной;
  • с продвижением вперед прыжками и бегом.

Комплекс упражнений в парах

Тренировки парами могут включаться в общеразвивающие занятия комплексами по 3-5 упражнений.

В видео показаны простые упражнения, которые можно проводить с детьми школьного и дошкольного возраста:

  1. В начальной стойке партнеры прижимаются спинами и берутся за руки, которые при этом опущены. Сначала следует поднять руки, описав дуги через стороны, а затем, прогнувшись, выступить согнутой левой ногой вперед и совершить 2 пружинящих движения. В общей сложности следует сделать 6-8 повторений на каждую ногу поочередно.
  2. Стоя спиной друг к другу, разведя ноги и руки в стороны, держась за руки, партнеры совершают повороты туловища в одну и другую сторону поочередно. Следует выполнить 8-10 таких поворотов.
  3. Одному из партнеров изначально следует встать на колено левой ноги, второму – стать лицом к нему вплотную и отступить на шаг назад, зафиксировать руки на поясе, а правую ногу — на колене первого партнера, который удерживает ее за голень. Второй партнер совершает 6-8 наклонов назад.
  4. Изначальное положение партнеров стоя передом друг к другу и держась за руки следующим образом: правая рука одного партнера держится за правую второго, а левые свободно опущены. Первый партнер при поддержке второго совершает отклонение корпусом назад и дотрагивается левой рукой до правой пятки, затем поднимается, и производится смена рук.

Партнеры совершают 6-8 повторений и меняются ролями.

Комплекс упражнений с использованием гимнастических скамеек

Гимнастическая скамейка – наиболее подходящий снаряд для выполнения различного рода статических и динамических равновесий.

  1. В течение 1-2 мин. занимающиеся ходят по рейке скамьи, применяя различные модификации ходьбы: перенося вес тела на носки, на пятки, меняя положение рук на верхнее или боковое.
  2. Изначальное положение: стоя, повернувшись передом к скамейке, пятки располагаются вместе, носки разведены, руки внизу. Занимающийся должен установить левую стопу на скамью (нога прямая), а руки поднять вперед ладонями вниз; согнуть левую ногу в колене и сделать упор на нее, а руки зафиксировать на поясе; подняться на скамью двумя ногами, повернувшись направо, и опустить руки; спуститься со скамейки и занять изначальное положение. Следует проделать те же действия, начиная с другой ноги. Сделать упражнение следует от 4 до 6 раз.
  3. Это упражнение делается стоя на скамейке таким образом, чтобы взгляд был направлен вдоль нее. Занимающийся совершает наклоны туловища, захватывая края скамейки с двух сторон руками. В согнутом состоянии следует задержаться и 2 раза отпружинить, затем разогнуться.

Следует сделать 4-6 таких наклонов.

Комплекс ОРУ с гантелями

Занятия с гантелями можно начинать с семилетнего возраста, однако нагрузки у младших школьников должны быть умеренными, чтобы не произошли нарушения в формировании скелета.

  1. Изначально следует встать прямо, удерживая гантели внизу. Занимающийся совершает выпады вперед, чередуя ноги. В момент совершения выпада руки идут вверх, поднимая гантели. Таких выпадов следует сделать по 6-8 с каждой ноги.
  2. Изначально следует стать ровно, удерживая гантели руками внизу. Занимающийся попеременно приподнимает плечи, держа спину и голову ровно. Следует проделать 8-10 поднятий каждого плеча.
  3. Изначально следует стать ровно и держать гантели у плеч. Занимающийся совершает поочередные поднятия гантелей один раз вверх и один раз в стороны, после каждого поднятия и разведения возвращая их обратно к плечам. Необходимое количество повторений — 10 раз.
  4. Занимающийся совершает поочередные повороты корпусом вправо и влево с одновременным выведением от плеча вперед руки с гантелей. При повороте влево выводится правая рука и наоборот. Следует совершить 10 поворотов.

Комплекс упражнений сидя и лежа на полу

Положения лежа и сидя на полу позволяют проделать наиболее эффективные упражнения для тренировки мышц ног и живота.

  1. Изначально занимающемуся необходимо сесть и опереться на ладони, заведя руки назад, а ноги вытянуть вперед. Занимающийся совершает взмахи ногами: когда одна нога идет вверх, вторая – вниз. Начинать следует с медленного темпа, а затем ускориться. Продолжительность упражнения – от 15 до 20 секунд.
  2. Упражнение также выполняется сидя, с упором на ладони сзади и выпрямленными вперед ногами. Занимающийся совершает встречные взмахи ногами вверх-вниз, вторым этапом — перекрестные влево и вправо. Продолжительность этого упражнения от 15 до 20 секунд.
  3. Занимающийся должен от 6 до 8 раз поднять корпус лежачего состояния и дотронуться пальцами рук до носков.
  4. Изначально занимающийся лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу. Занимающийся совершает поочередные наклоны ног в одну и в другую сторону, касаясь пола. Он должен сделать по 4-6 таких наклонов.
  5. Упражнение заключается в том, чтобы на 15 секунд зафиксировать тело, лежа на спине с заведенными наверх ногами и приподнятым тазом, используя руки в качестве упора.

Затем следует завести ноги в такую позицию, чтобы носки касались пола над головой, и продержаться так еще 15 секунд.

Комплекс упражнений со стулом

В данной подборке все упражнения выполняются из позиции сидя на стуле.

  1. Занимающемуся следует сесть на стул, разогнуть вперед ноги и руки и вращать стопами и кистями рук: 8 раз по направлению внутрь, 8 раз – наружу.
  2. Занимающийся вращает головой, разминая шейные суставы и позвонки. Во время выполнения его руки расслаблено лежат на коленях. Следует совершить 8 поворотов в одну сторону и 8 в другую.
  3. Занимающийся дотягивается кончиками пальцев до носков и пружинит 3 раза, после чего выпрямляется. Таким образом следует совершить 3 или 4 наклона.
  4. Занимающийся совершает 5-6 поочередных поднятий вверх через сторону левой и правой руки.
  5. Изначально следует зафиксировать кисти рук у плеч. Занимающийся описывает круги локтями по 5-6 раз в каждую сторону.
  6. В этом упражнении занимающемуся следует попеременно прижимать к туловищу согнутую в колене левую и правую ногу. Прижимать ногу следует с помощью рук.

Упражнение необходимо выполнить по 3-5 раз каждой ногой.

Правила завершения тренировок

Общеукрепляющие тренировки обязательно имеют заключительную часть продолжительностью 3-5 мин. Она обеспечивает плавный переход от напряженного и возбужденного состояния к относительному спокойствию. В конце занятия, руководитель проводит построение, и дети занимаются спокойной ходьбой, совершают дыхательные упражнения.

Это способствует нормализации частоты пульса и дыхания.

По окончании урока физкультуры учащиеся убирают за собой спортивный инвентарь, который использовался для выполнения общеразвивающих упражнений, переодеваются и моют руки.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о физкультуре в детском саду

Сюжет об игровой форме проведения физкультуры с дошкольниками:

п/п

Дозировка

Методические указания

И.п. – о.с.

1 – руки в стороны

2 – руки вверх, подняться на носки

3 – руки в стороны

Темп спокойный, сохранять равновесие

1-4 – круговые движения головой вправо

5-8 – то же влево

Темп медленный, выполнять без резких движений

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1-3 – три пружинящих наклона вперед

Наклон выполнять с прямой спиной, смотреть вперед

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон вправо, руки вверх

3-4 – то же влево

Наклон выполнять точно в сторону, руки прямые

И.п. – о.с.

1 – полуприсед, руки вперед

3 – присед, руки в стороны

Спина прямая, дыхание не задерживать

И.п. – стойка, руки вверх

1 – мах правой вперед, руки вниз

3-4 – то же левой

Ноги во время маха не сгибать, спина прямая

Продолжение табл. 2.

11. Общеразвивающие упражнения с предметами

Использование предметов существенно расширяет возможности воздействия упражнений на организм занимающихся, дает возможность более направленно развивать физические качества, поскольку каждый предмет имеет свои специфические преимущества использования. Так, упражнения с набивным мячом, гантелями способствуют развитию силы, со скакалкой – развивают прыгучесть, с гимнастической палкой – способствуют развитию точности движений, направлены на коррекцию дефектов осанки. Кроме того, использование предметов оптимизирует занятие, вносит элемент необычности, эмоционально окрашивает занятие. Мы рассмотрим упражнения со скакалками, обручами и с гимнастическими палками.

Подготовка и проведение занятия.

При проведении занятий с предметами необходимо:

    подготовить инвентарь по числу занимающихся;

    распределить занимающихся на безопасном расстоянии друг от друга;

    обучить занимающихся основам манипулирования предметами (исходные положения, хваты), ознакомить с физическими свойствами предметов.

Особенности терминологии.

Запись упражнений с предметом от ОРУ без предмета отличается тем, что после указания и.п. и положения ног, указывается положение или способ хвата предмета, а затем вместо указания движений рук, указывается движение предмета.

Пример: и.п. – стойка, ноги врозь, палка на лопатках.

Упражнения со скакалкой.

Данная группа упражнений применяется преимущественно для прыжковых упражнений. Эти упражнения, помимо прыгучести, развивают координационные способности занимающихся, поскольку навык прыжка со скакалкой координационно труден – необходимо научиться согласовывать выпрыгивание, приземление и вращение скакалки. Вначале необходимо скорректировать длину скакалки в соответствии с ростом занимающегося – стоя на середине скакалки подтянуть скакалку до плеч. Если скакалка длиннее или короче, то прыгать будет неудобно. Вот примерные упражнения со скакалкой.

    прыжки в скакалку, с вращением вперед, назад;

    прыжки в скакалку, сложенную вдвое, вчетверо (то же в приседе);

    прыжки с двойным вращением скакалки (во время одного прыжка выполнить два вращения скакалки).

Помимо прыжковых, есть много других упражнений со скакалкой, в том числе на развитие координации и гибкости.

    вращения скакалки, сложенной вдвое в различных плоскостях (сбоку, над головой, «восьмеркой);

    «проворачивания» вдвое (втрое и более) сложенной скакалки вперед и назад с прямыми руками;

    наклоны вперед, скакалка сложена вчетверо за ногами, притянуть туловище к ногам за счет сгибания рук.

Общеразвивающие упражнения – ОРУ – это создаваемые аналитическим путем упражнения, включающие в себя движения отдельными частями тела или их сочетания, и оказывающие всестороннее воздействие на организм. ОРУ – просты и доступны в исполнении, они дают возможность воздействовать избирательно на нужные группы мышц, а также позволяют строго дозировать нагрузку в занятии (Попова, Е.Г., 1999).

Существуют специальные термины (обозначения), для того, чтобы назвать положения тела или движения, входящие в состав упражнения. Основными положениями тела, из которых исполняются физические упражнения, являются следующие (по Е.Г. Поповой, 1999):

На рис. 1 представлены наиболее употребимые положения тела и специальные термины (по Е.Г. Поповой, 1999).

СТОЙКИ: основная стойка (ноги вместе, руки вниз), стойка, ноги врозь, широкая стойка, ноги врозь, стойка на коленях, стойка на одной (ноге).

УПОРЫ.: упор присев, упор сидя, упор стоя на коленях.

ПРИСЕДЫ: присед, полуприсед, присед на одной ноге.

СЕДЫ: сед, сед на пятках.

ВЫПАДЫ: выпад в сторону, выпад вперед.

ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА: на спине, на животе, на боку.

Типовые общеразвивающие упражнения без предмета

Наиболее распространенные упражнения, которые являются основой для построения других ОРУ – с предметами, на снарядах и др. – это упражнения без предмета. Наиболее распространенные упражнения (по Е.Г. Поповой, 1999) приводятся ниже. Для удобства их лучше всего рассматривать по анатомическому признаку: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, для спины, для боковой поверхности туловища, для ног и др.

    Упражнения для мышц шеи

    наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;

    то же, но руки за головой, с преодолением сопротивления рук;

    круговые движения головы вправо, влево (без резких движений назад);

    Упражнения для рук и плечевого пояса

    сгибания и разгибания рук в локтевом и плечевом суставах;

    круговые движения и махи руками в различных направлениях;

    рывковые движения руками в сочетании с наклонами и поворотами туловища;

    переход из упора присев в упор лежа и наоборот.

    Упражнения для мышц спины

    наклоны и повороты туловища вперед и назад в и.п. стоя;

    поднимание и опускание туловища в и. п. лежа на животе;

    поднимания и махи ногами назад в и.п. лежа на животе; то же с одновременным симметричным или асимметричным подниманием рук;

    удержание поднятых рук и ног в и.п. лежа на животе.

    Упражнения для мышц брюшного пресса (передняя поверхность туловища)

    поднимания туловища из и.п. лежа на спине;

    поднимания, махи, круговые движения («велосипед») в и.п. упор сидя или лежа на спине;

    одновременные движения руками и ногами в и.п. упор сидя или лежа на спине.

    Упражнения для мышц боковой поверхности туловища

    поднимания, махи ногами из и.п. лежа на боку;

    пружинящие наклоны туловища в сторону из и.п стоя;

    поднимания – опускания таза из и.п. лежа на боку.

    Упражнения для ног и мышц таза

    упражнения для стоп и голени: поднимание на носки, полуприсед, ходьба на носках, прыжки и подскоки на одной и двух ногах, перекаты с пятки на носок;

    упражнения для бедер и голени: приседания, выпады в различных направлениях, ходьба в полуприседе и приседе, бег на месте с высоким подниманием бедра и др.;

    упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе: круговые движения тазом стоя, глубокие наклоны вперед с захватом голени, полушпагат, шпагат, глубокие пружинящие выпады, махи ногами с большой амплитудой.

    Упражнения на расслабление. Эти упражнения обязательно присутствуют в комплексе ОРУ, выполняя функцию восстановления дыхания и снятия излишнего напряжения мышц. Это, например, свободные дугообразные движения руками в сочетании с подниманием на носки, полуприседом, полунаклоном; встряхивания кистями, предплечьями, плечами, опускание расслабленных рук вниз с акцентом на выдох и расслабление верхней части туловища и рук, размахивания расслабленными руками и встряхивания ног в различных и.п.

    Комбинированные (комплексные) упражнения. Это упражнения, в которых одновременно или последовательно участвуют несколько основных мышечных групп, например, рук, ног и туловища. Пример:

И.п. – о.с.

1 – наклон вперед, руки в стороны.

2 – упор присев.

Комплексы

Общеразвивающих упражнений

Составитель: Капарова Наталья Андреевна

Учитель физической культуры

средней школы имени Сакена Сейфуллина посёлка Бурабай

Комплексы упражнений для занятий и утренней гимнастики

Без предметов

1

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4- прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 6 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3-пружинящие наклоны вперед - выдох; 4- и. п.- вдох. Повторить 5-6 раз.

Упр. 3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки; 2-3- постоять, сохраняя равновесие; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 4. И.п.: ноги шире плеч, руки вниз. 1-2- прогибаясь назад, слегка согнуть колени, достать правой рукой голень правой ноги; 3-4- и. п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.

Упр. 5. И.п.: о.с. руки вверх. 1-поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад; 2- и. п. Сделать упражнение 3-4 раза одной ногой, затем другой.

Упр. 6. И.п.: о.с. 1-правую руку в сторону; 2-левую в сторону; 3- правую вниз; 4- левую вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз, меняя темп.

Упр. 7. И.п.: о.с. Прыжки на месте (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.

2

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 - поднять плечи вверх; 2 - и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.

Упр. 2. И.п.: о.с. 1-повернуть голову вправо; 2-прямо; 3- влево; 4 - прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны; 2- и. п. Повторить 8 раз.

Упр. 4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять прямую ногу вперед; 2- махом отвести назад; 3- снова вперед; 4- и. п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх; 2-и. п.; 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упр. 6. И.п.: о.с. 1-присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2- и.п. Повторить б- 8 раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. 1-правая рука вперед; 2-левая вперед; 3-правая вверх; 4- левая вверх. Обратное движение в том же порядке. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз, меняя темп.

Упр. 8. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в одну, другую сторону. Повороты делать на 4 счета. Повторить 4-5 раз.

3

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 -резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2- поднять голову вверх - вдох. Повторить 6 раз.

Упр. 2. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отвести локти назад до сведения лопаток; 2 - и.п. Повторить 8 раз.

Упр. 3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.

Упр. 4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить ногу вперед на носок;

2 - поднять ее вверх; 3 - на носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.

Упр. 6. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - сесть на пятки - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх;

3 - к плечам; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз.

Упр. 8. И.п.: о.с. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4-5 раз.

4

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 -руки через стороны вверх, хлопок над головой с одновременным подниманием на носки; 2 - и.п. Повторить 6- 8 раз.

Упр. 2. И.п.: о.с. 1 -повернуть голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз до касания подбородком груди. Повторить 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад; 2 - и.п. Повторить 6-8 раз.

Упр. 4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2- поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: то же. 1 - сгибая ноги, подтянуть к груди; 2 - и.п. Повторить 5-б раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. 1 - правую руку и ногу в сторону; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу в сторону; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.

5

Упр. 1. И.п.: о.с. руки к плечам, локти опущены. 1 - поднять локти вверх - вдох; 2 - опустить вниз - выдох. Повторить 3 раза.

Упр. 2. И.п.: о.с. 1-4 - вращение головой вправо, затем влево. Повторить 2-3 раза.

Упр. 3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком между ног; 2 - и.п.; 3-4 - то же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить вперед ногу на носок; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, левую руку положить на правое плечо, правая рука за спину; 2 - и.п.; 3-4 - в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упр. 6. И.п.: ноги скрестно, руки на пояс. 1-2 - медленно сесть на пол; 3-4 - встать, не меняя положения ног и не опираясь на руки. Повторить 4-5 раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. 1 - правые руку и ногу вперед; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу вперед; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз.

Упр. 8. Прыжки на двух ногах - 4 прыжка вперед, 4 прыжка назад. Повтор. 5-6 раз.

6

Упр. 1. И.п.: о.с. 1-поднять кисти рук вверх; 2 - и.п. Выполняя упражнение, плечи не поднимать. Повторить 8-10 раз.

Упр. 2. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: стоя на коленях, руки вниз. 1-2 - прогибаясь в спине, дотянуться руками до пяток, голову не опускать; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя, ноги вместе, руки на пояс. 1 - развести ноги как можно шире; 2 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: то же, руки к плечам. 1-3 - медленный наклон вперед, коснуться ступней ног; 4 - быстро выпрямиться. Повторить 6-8 раз.

Упр. 6. И.п.: о.с. 1 - поднять согнутую ногу, носок оттянуть; 2-4 - постоять с закрытыми глазами, сохраняя равновесие, опустить ногу. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.

Упр. 7. И.п.: о.с. 1 - правую руку вперед, правую ногу назад; 2 - и.п.; 3 - левую руку вперед, левую ногу назад; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темгг.

Упр. 8. Прыжки на одной ноге - 5 прыжков в одну сторону, 5 прыжков на другой ноге в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

7

Упр. 1. И.п.: о.с. руки к плечам, локти в стороны. 1-свести локти перед грудью - выдох; 2 - локти в стороны до сведения лопаток - вдох. Локти держать на уровне плеч. То же, из и.п. сидя, лежа на спине. То же, из и.п. руки за головой.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. При поворотах ноги с места не сдвигать. То же, руки вверх или на пояс.

Упр. 3. И.п.: ноги на ширине ступни. 1 - присесть, колени вперед; 2 - опуститься на колени; 3 - снова принять положение присед; 4 - и.п.

Упр. 4. И.п.: упор на коленях. 1-2 - выпрямляя ноги, выгнуть спину, голову на грудь; 3-4 - и.п., голову вверх, спину прогнуть. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1-2 - сесть на пол справа; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Можно из и.п. руки за головой. Повторить 4-5 раз.

Упр. 6. И.п.: сидя, руки на пояс. 1-2 - наклон вперед, коснуться руками ступней ног - выдох; 3-4 - и.п.- вдох. То же, из и.п. ноги врозь. Наклон можно делать на 3 счета, а выпрямление на 1.

Упр. 7. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. 1-3 - подпрыгивание на двух ногах на месте; 4 - поворот на 180°. Повторить 10 раз.

8

Упр. 1. И.п.: о.с. руки назад, пальцы в кулак. 1 - махом поднять руки на уровне пояса; 2 - махом руки на уровне груди; 3 - махом руки вверх; 4 - руки через стороны в и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад - выдох; 2 - и.п., посмотреть на руки - вдох. То же, в медленном темпе на 2 счета. То же, из и.п. стоя на коленях.

Упр. 3. И.п.: ноги шире плеч, руки на пояс. 1 - согнуть левую ногу и, наклоняясь вперед, коснуться руками пола у согнутой ноги; 2 - и.п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1-2 - наклон вправо, руки вверх - выдох; 3-4 - и.п.- вдох. То же, в другую сторону.

Упр. 5. И.п.: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. 1-2 - поднимая правую ногу вверх, перенести ее над левой, коснуться пола; 3-4 - и.п. То же, другой ногой. То же, из и.п. лежа на спине. Повторить 4- 5 раз.

Упр. 6. И.п.: стоя на коленях. 1-2 - прогибаясь в спине, откинув голову назад, дотянуться руками до пяток ног; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. Подскоки на месте с ноги на ногу, чередуя с ходьбой. Повторить 3 раза по 20 подскоков.

Упр. 8. И.п.: о.с. 1-8 - поочередное поднимание рук в стороны-вверх, в стороны-вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз.

9

Упр. 1. И.п.: о.с. руки в «замок» на затылке. 1-2 - выпрямляя руки вверх, потянуться, поднимаясь на носки; 3-4 - и.п. То же, из и.п. сидя. Повторить 5-6 раз.

Упр. 2. И.п.: о.с. 1 - отставляя ногу в сторону, наклон вперед с поворотом и хлопком между ног; 2 - и.п.; 3-4 - то же, к другой ноге. При наклоне вперед с поворотом ноги не сгибать, пятки от пола не отрывать. Повторить 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую в колене ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - снова колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Носок поднятой ноги оттянут, опорная нога прямая. То же, из и.п. лежа на спине. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя скрестно, руки за головой. 1-2 - наклон вправо - выдох; 3-4 - и.п.- вдох. То же, в другую сторону. При выполнении упражнения наклоняться точно в сторону, голову не опускать. Повторить 4-5 раз.

Упр. 5. И.п.: лежа на спине. 1 - согнутые в коленях ноги подтянуть к животу; 2 - не выпрямляя, положить их вправо на пол, коснуться бедром пола; 3 - то же, влево; 4 - и.п. Повторить 3-4 раза.

Упр. 6. И.п.: упор стоя на коленях. 1 - поднять правую ногу назад- вверх, посмотреть на нее; 2 - и.п.; 3-4 - то же, другой ногой. То же, из и.п. лежа на животе. Повторить 3-4 раза.

10

Упр. 1. И.п.: о.с. правая рука вверху, левая вниз-назад. 1 -резким движением поменять положение рук; 2 - и.п. Руки прямые, голову не опускать. То же, из и.п. лежа на спине. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2.

Упр. 3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять прямую ногу вперед; 2 - махом отвести назад; 3 - снова вперед; 4 - и.п. Выполняя упражнение, сохранять равновесие на опорной ноге. Повторить 3- 4 раза.

Упр. 4. И.п.: сидя скрестно, руки на пояс. 1-2 - прогибаясь, отвести руки назад, коснуться пола как можно дальше от себя; 3-4 - и.п. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: стоя на коленях, руки вверх. 1-2 - сесть на пятки с глубоким наклоном вперед, одновременно опуская руки отвести их назад; 3-4 - и.п. Поднимая руки вверх, посмотреть на них. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 - согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав; 2-3 - с помощью рук потянуться вверх; 4 - и.п. Голову не опускать. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: прыжки на двух ногах. 1 - ноги врозь, руки вверх с хлопком над головой; 2 - и.п. Повторить 4-5 раз по 10 прыжков, чередуя с ходьбой.

11

Упр. 1. И.п.: о.с. руки в «замок» за спиной. 1-3 - рывками отводить прямые руки назад; 4 - и.п. То же, из и.п. сидя. Повторить 5-6 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в «замок» вверх. 1- резкий наклон вперед с опусканием рук между ног; 2 - и.п. При наклонах ноги не сгибать, руки отводить как можно дальше. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять согнутую в колене ногу; 2 - выпрямить; 3 - снова согнуть; 4 - и.п. То же, другой ногой. Носок поднятой ноги оттянут, опорная нога прямая, сохранять равновесие. То же, из и.п. лежа на спине. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя скрестно, руки на затылке. 1-2 - наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена - выдох; 4 и.п.- вдох. То же, к другой ноге. То же, касаясь колена лбом. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: сидя скрестно, руки упор сзади. 1-2 - выпрямить ноги; 3-4 - и.п. Можно делать на каждый счет, убыстряя темп. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на животе. 1 - поднять прямую ногу назад-вверх; 2 - завести ее за другую ногу, коснуться пола; 3 - поднять ногу вверх; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя. Повторить 3-4 раза (по десять прыжков в разные стороны).

12

Упр. 1. И.п.: о.с. руки к плечам. 1-3- круговое вращение в плечевом суставе; 4 - руки вниз. Повторить 5-6 раз.

Упр. 2. И.п.: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. 1 - поворот вправо, коснуться левой рукой пола у правой ладони - выдох; 2 - и.п.- вдох. То же, в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

Упр. 3. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - левую ногу отставить.в-сторону; 2 - и.п.; 3-4 - то же, другой ногой. То же, отставляя

ногу, менять положение рук: руки в стороны, вперед, вверх.

Упр. 4. И.п.: сидя, упор сзади. 1-2 - приподняв таз, сгибая ноги в коленях, коснуться тазом пяток ног - выдох; 3-4 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.

Упр. 5. И.п.: лежа на спине. 1-2 - поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: о.с. 1 - правую руку за голову; 2 - левую руку за голову; 3 - правую руку вверх; 4 - левую руку вверх; 5-8 - обратное движение. Упражнение на координацию движения, делать его в различном темпе. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: о.с. Подпрыгивание с ноги на ногу, высоко поднимая колени и оттягивая носок. Повторить 4-5 раз по 10 прыжков.

13

Упр. 1. И.п.: о.с. ноги слегка расставлены, руки в стороны. 1-3 - круги руками книзу; 4 - руки через стороны вниз. Повторить 5- 6 раз.

Упр. 2. И.п.: упор стоя на коленях. 1 - правую руку на левое плечо; 2-3 - коснуться локтем пола; 4 - и.п. То же, другой рукой. Повторить 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: сидя, ноги прямые вместе. 1-4 - поднимая прямые ноги, делать движение вверх-вниз («ножницы»). Затем вернуться в и.п. Выполняя упражнение, ноги не сгибать, носки тянуть. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.:лежа на животе, руки на полу, согнуты в локтях, подбородок на руках. 1-2 - выпрямляя руки, прогнуться в спине, откинув голову назад; 3-4 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 - поднимая правую прямую ногу вверх, коснуться левой руки; 2 - и.п.; 3-4 - то же, другой ногой. Упражнение стараться делать прямыми ногами. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на спине. 1-2 - перекатиться вправо в положение лежа на животе; 3-4 - то же, в другую сторону. Ноги прямые, корпус не сгибать. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, чередуя с подскоками с ноги на ногу.

14

Упр. 1. И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. 1-руки прямые скрестно перед грудью - выдох; 2 - и.п.- вдох. При скрестном положении руки менять: сверху то одна, то другая. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-3 - руки за голову, одновременно пружинящий наклон вправо (влево); 4 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

Упр. 3. И.п.: о.с. 1 - согнутую ногу вперед, одновременно резкое движение рук назад; 2 - и.п. Повторить 4-5 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя, ноги согнуть, руки упор сзади. 1-4 - приподняв таз, переставляя руки и ноги, продвигаться вперед-назад. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза.

Упр. 5. И.п.: лежа на спине. 1-4 - поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать («велосипед»), после чего вернуться в и.п. Стараться делать ногами круговые движения. Упражнение делать в различном темпе, то убыстряя, то замедляя его. Повторить 4-5 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на животе. 1-3 - сгибая ноги, взяться руками за голеностопный сустав и потянуться вверх; 4 - и.п. Повторить упражнение 5-6 раз.

Упр. 7. Подпрыгивание на месте с ноги на ногу шагом польки.

15

Упр. 1. И.п.: о.с. 1-3 - поднимая руки в стороны, круговое вращение кистями рук; 4 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1-3 - резкие повороты вправо; 4 - поворот прямо - пауза. То же, в другую сторону. Ног с места не сдвигать, голову поворачивать в сторону поворота. Повторить 5-6 раз.

Упр. 3. И.п.: о.с. 1 - присесть, руки упор; 2 - толчком ноги выпрямить назад; 3 - толчком присед в упоре; 4 - и.п. Повторить 5- 6 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя, упор сзади. 1-2 - поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад - вдох; 3-4 - и.п.- выдох. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: сидя, упор сзади. 1 - поднять прямые ноги вверх; 2 - согнуть в коленях; 3 - снова выпрямить; 4 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на животе, руки на полу, подбородок на руках. 1-2 - поднять прямые ноги вверх; 3-4 - и.п. Выполняя упражнение, ноги не сгибать и не разводить. Повторить 5-6 раз.

Упр. 7. Прыжки на двух ногах, ноги скрестно-врозь. Положение рук может быть разное: на поясе, внизу или на каждый прыжок руки в стороны-вниз. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза (по десять прыжков).

16

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 -поднять плечи вверх; 2 - и.п. То же, из и.п. руки на поясе. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: лежа на боку, руками ноги подтянуть к груди, голова касается колен. 1-2 - перекатиться на другой бок; 3-4 - обратное движение. Повторить несколько раз, выпрямиться. Повторить 2-3 раза.

Упр. 3. И.п.: сидя скрестно, руки на пояс. 1-2 - встать, не меняя положения ног и не опираясь руками; 3-4 - сесть - и.п. Повторить 6 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя, ноги согнуть, руки упор сзади. 1-4 - приподняв таз, переставляя руки и ноги, продвигаться вперед-назад. После нескольких движений - и.п. Голову не опускать. Повторить 3- 4 раза.

Упр. 5. И.п.: ноги шире плеч, руки на пояс. 1 - согнуть правую ногу, перенести на нее центр тяжести; 2 - и.п.; 3-4 - то же, с другой ноги. Приседать как можно ниже, голову не опускать. Выполняя упражнение, менять положение рук: руки в стороны, руки вверх. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, левая рука на правое плечо, правая рука за спину; 2 - и.п.; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упр. 7. Прыжки шагом гопак, чередуя с ходьбой.

17

Упр. 1. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отводить руки назад до сведения лопаток - вдох; 2 - и.п.- выдох. Плечи не поднимать. То же, из и.п. руки вниз. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: лежа на правом боку, правая рука над головой. 1-2 - левую ногу назад, левую руку вперед; 3-4 - и.п. Сделать упражнение 3-4 раза, затем лечь на другой бок. Вариант: упражнение делать на каждый счет.

Упр. 3. И.п.: ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 - присесть, колени вперед; 2 - опуститься на колени; 3 - снова принять положение присед; 4 - и.п. Голову не опускать. Повторить 5-6 раз.

Упр. 4. И.п.: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - не отрывая ног от пола, повернуться на левый бок, правой ладонью коснуться левой ладони; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Ноги не сгибать. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1 - поднять правую ногу, носок оттянуть; 2 - и.п.; 3-4 - то же, другой ногой. То же, поднимать одновременно обе ноги из и.п. лежа на спине. Повторить 6 раз.

Упр. 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1-2 - наклон вправо, руки вверх; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить 5 раз.

Упр. 7. Подпрыгивать на правой ноге, поворачиваясь каждый раз вправо. То же, вращаясь влево. Повторить по 3-4 раза, чередуя с ходьбой на месте.

18

Упр. 1. И.п.: о.с. 1 - руки через сторону за голову; 2 - и.п. То же, с одновременным подниманием на носки. То же, из и.п. сидя. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: упор стоя на коленях. 1 - правую руку на левое плечо; 2 - коснуться локтем пола; 3-4 - обратное движение. То же, другой рукой. Повторить 5-6 раз.

Упр. 3. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2 - развести ноги в стороны как можно шире; 3-4 - и.п. Ноги прямые, носки оттянуты. Повторить 6 раз.

Упр. 4. И.п.: лежа на спине. 1-2 - сесть с наклоном вперед, не отрывая ног от пола; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: о.с. руки вверх. 1 - согнутую ногу вперед, руки назад; 2 - и.п. Повторить 3-4 раза одной ногой, затем другой.

Упр. 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком за коленом; 2 - выпрямиться; 3-4 - то же, к другой ноге. При наклоне с поворотом ноги не сгибать, пятки от пола не отрывать. Повторить 3 раза.

Упр. 7. И.п.: о.с. 8 прыжков ноги вместе - ноги врозь, 8 - на правой, 8 - на левой и ходьба. Повторить 2-3 раза.

19

Упр. 1. И.п.: лежа на спине, руки к плечам, локти в стороны. 1-2 - свести локти перед грудью; 3-4 - развести локти до касания ими пола, голову не опускать, носки ног тянуть. Повторить 6 раз.

Упр. 2. И.п.: лежа на боку. 1 - поднять вверх руку и ногу; 2 - и.п. Повторять движение несколько раз, затем повернуться на другой бок.

Упр. 3. И.п.: сидя, ноги скрестно, руки упор сзади. 1 - развести колени как можно шире; 2 - поднять их вверх. То же, и.п. руки за головой, на поясе, за спиной. Повторить 6-8 раз.

Упр. 4. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - наклон вперед с хлопком между ног - выдох; 2 - и.п.- вдох. Ноги при наклоне не сгибать. Повторить 6 раз.

Упр. 5. И.п.: о.с. 1-2 - присесть, колени врозь пошире, руки за голову; 3-4 - и.п. То же, руки за спину, вверх, на пояс, к плечам. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину; 2 - и.п.; 3-4 - то же, в другую сторону. При поворотах ноги с места не сдвигать. Повторить 4 раза.

Упр. 7. Прыжки с поворотом на 90°. После восьми прыжков ходьба на месте. Повторить 2-3 раза.

20

Упр. 1. И.п.: о.с. 1-2 - поднимая руки вверх, подняться на носки, посмотреть на руки, опустить их на лопатки, локти вверх. Голову не опускать. Повторить 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: упор стоя на коленях. 1-2 - сесть вправо; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Голову не опускать, сохранять устойчивое положение. Повторить по 4 раза.

Упр. 3. И.п.: сидя скрестно, руки упор сзади. 1-выпрямить ноги; 2 - и.п. Голову не опускать, носки ног тянуть. Повторить 6 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя, ноги врозь, носки тянуть, руки на затылке. 1-2 - наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена - выдох; 3-4 - и.п.- вдох. То же, к другой ноге. То же, касаться лбом колена. Повторить по 3 раза.

Упр. 5. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять прямую ногу вперед,

2 - махом отвести ногу назад; 3 - снова вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Ноги прямые, носок оттянут, сохранять равновесие на опорной ноге. То же, руки за спиной, руки за головой. Повторить 6 раз.

Упр. 6. И.п.: ноги шире плеч. 1-2 - наклоняясь назад, сгибая колени, достать правой рукой правую голень ноги; 3-4 - и.п. То же, к другой ноге. Повторить по 4 раза.

Упр. 7. И.п.: прыжки ноги врозь-вместе с закрытыми Глазами. Повторить 3-4 раза по 10 прыжков, чередуя с ходьбой.

21

Упр. 1. И.п.: сидя по кругу, взявшись за руки, ноги прямые вместе. 1-2 - поднимая руки вверх, посмотреть на них; 3-4 - опуская руки вниз, отвести их как можно дальше назад. Повторить упражнение 6-8 раз.

Упр. 2. И.п.: то же. 1-2 - лечь на спину; 3-4 - и.п. Выполняя упражнение, держаться за руки, ног от пола не отрывать. Повторить упражнение 6-8 раз.

Упр. 3. И.п.: то же. 1 - согнуть ноги вправо; 2 - встать на колени;

3 - снова сесть, ноги вправо; 4 - выпрямить ноги. То же, в другую сторону. Повторить упражнение 5-6 раз.

Упр. 4. И.п.: сидя по кругу, ноги прямые вместе, руки на плечах друг друга. 1-2 - наклон вперед; 3-4 - и.п. Повторить 6-8 раз

Упр. 5. И.п.: сидя по кругу, взявшись за руки, ноги прямые вместе. 1-2 - ноги врозь, одновременно поднять руки вверх; 3-4 - и.п Выполняя упражнение, ноги не сгибать, носки оттянуты. Поднимая руки вверх, посмотреть на них. Повторить 8-10 раз.

Упр. 6. И.п.: сидя скрестно, руки на пояс. Поворачивать корпус вправо-влево, увеличивая амплитуду движения. Каждый ребенок делает движение в своем темпе, после чего - пауза, затем движение повторить. Поворачивая корпус, голову держать все время прямо.

Упр. 7. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. 1 - правую руку в сторону; 2 - левую в сторону; 3-4 - хлопок над головой; 5 - правую в сторону; 6 - левую в сторону; 7-8 - хлопок по бедрам. Упражнение на координацию движения. Делать в различном темпе. Повторить 10 раз.

22

Упр. 1. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сбоку. 1 - поднять голову вверх, посмотреть на потолок; 2 - опустить вниз, подбородок на грудь; 3 - повернуть голову вправо; 4 - голову влево. Повторить упражнение 5 раз.

Упр. 2. И.п.: сидя скрестно по кругу, взявшись за руки. 1-3 - рывком прямые руки назад; 4 - и.п. Выполняя упражнение, голову не опускать. Повторить упражнение 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: то же. 1 - свести колени, одновременно руки вперед;

2 - развести колени как можно шире, руки в и.п. Повторить упражнение 8 раз.

Упр. 4. И.п.: то же. 1-2 - лечь на спину, одновременно выпрямляя ноги; 3-4 - вернуться в и.п. Руками не помогать. Повторить 5- 6 раз.

Упр. 5. И.п.: лежа на спине, ноги прямые вместе, руки вверх. 1 - поднять прямую ногу вверх; 2 - потянуть носок поднятой ноги на себя;

3 - оттянуть носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Выполнять упражнение прямыми ногами. Повторить 4-5 раз.

Упр. 6. И.п.: лежа на животе, ноги прямые вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью. 1 - резко согнув ноги в коленях, коснуться пятками ягодиц; 2-3 - выпрямляя руки, прогнуться в спине; 4 - и.п. Повторить упражнение 5-6 раз.

Упр. 7. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки к плечам. 1 - поднять руки вверх, посмотреть на них; 2- руки к плечам; 3 - руки упор сзади; 4 - руки к плечам. Упражнение на координацию движения можно делать, убыстряя темп. Повторить 10 раз.

Упражнения парами

Без предметов

1

Упр. 1. И.п.: о. с. лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 - через стороны руки вверх - вдох; 3-4 - и.п.- выдох; стоять близко друг к другу. То же, подниматься на носки. То же, из и.п. стоя спиной друг к другу, сидя скрестно спиной друг к другу. Повторить 6 раз.

Упр. 2. И.п.: стоя спиной друг к другу под руки. 1-2 - один ребенок наклоняется вперед, другой прогибается назад; 3-4 - смена движений. Дыхание произвольное. При наклонах голову на грудь не опускать, ноги вверх не поднимать. Повторить 3-4 раза.

Упр. 3. И.п.: о. с. стоя на коленях, держась за руки. 1 - правую ногу в сторону; 2 - и.п.; 3-4 - то же, левую. Повторить 4 раза.

Упр. 4. И.п.: один ребенок лежит на животе, руки прямые вперед, другой, присев перед ним, держит его за руки. 1-2 - медленно поднимая руки вверх, лежащий ребенок прогибается с помощью партнера; 3-4 - и.п. Сделать несколько раз, затем поменяться местами.

Упр. 5. И.п.: сидя, ноги согнуты, ступни ног касаются, руки упор сзади. 1-4 - поочередно то сгибать, то выпрямлять ноги. Упражнение делать с силой. То же, приподняв ноги. То же, сходное с велосипедным движением. Повторить 6-8 раз.

Упр. 6. И.п.: стоя лицом друг к другу, руки вниз. 1-2 - поднимая руки вперед, хлопнуть в ладони партнера обеими руками; 3 - хлопнуть правой рукой; 4 - левой. Опустить руки. То же, в различном темпе, убыстряя его и не опуская рук. Повторить 6-8 раз.

Упр. 7. И.п.: о. с. Прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге. То же, в другую сторону на левой. Повторить по 3- 4 раза.

2

Упр. 1. И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, ладони касаются. 1-4 - попеременно сгибая то одну, то другую руку, с силой давить на ладони партнера. То же, сидя скрестно. Повторить по 8-10 раз.

Упр. 2. И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 - наклон в сторону с разведением рук в стороны; 2 - и.п.; 3-4 - то же, в другую сторону. То же, из и.п. стоя спиной друг к другу, руки внизу сцеплены; стоя спиной и взявшись за руки. Повторить по 5 раз.

Упр. 3. И.п.: стоя на коленях, держась за руки. 1-2 - сесть в одну сторону, держась за руки; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Повторить по 5 раз.

Упр. 4. И.п.: один ребенок лежит на животе, руки у подбородка, второй стоит у ног лежащего, держит ноги за голеностопный сустав. 1-2 - стоящий поднимает ноги вверх; 3-4 - и.п.. Сделать несколько раз, затем поменяться местами. Повторить 5 раз.

Упр. 5. И.п.: сидя. 1-2 - скользя пятками по полу, упираясь ступнями, ноги врозь как можно шире; 3-4 - и.п. То же, приподняв ноги от земли, лежа на спине. Повторить 5-6 раз.

Упр. 6. И.п.: о. с. взявшись за руки. Прыжки: ноги скрестно, ноги врозь. Повторить 3-4 раза по 20 прыжков, чередуя с ходьбой.

3

Упр. 1. И.п.: ноги врозь, стоя спиной друг к другу. 1-2 - сделать хлопки прямыми руками перед собой; 3-4 - хлопки сзади в ладони партнера. Повторить 5-6 раз.

Упр. 2. И.п.: то же, руки внизу сцеплены. 1 - наклон в сторону с разведением рук в стороны; 2 - и.п.; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить по 4-5 раз.

Упр. 3. И.п.: сидя, держась за руки, ноги согнуть, касаться пальцами ног. 1-2 - встать; 3-4 - и.п. То же, поочередное поднимание и опускание. Повторить 5-6 раз.

Упр. 4. И.п.: лежа на спине, касаясь головами, держась за руки. 1 - 2 - перекатом лечь на живот, не расцепляя рук; 3-4 - перекатом вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Упр. 5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, ступнями ног касаться друг друга, руки упор сзади. 1 - один ребенок сгибает ступню ноги на себя, другой, давя на ступню партнера, оттягивает свою; 2 - обрат ные движения. Повторить 3-4 раза (по шесть-восемь движений).

Упр. 6. И.п.: стоять лицом друг к другу, взявшись за руки, руки в стороны. Прыжки: одна нога вперед, другая назад. Повторить 3-4 раза по 10-20 прыжков, чередуя с ходьбой на месте.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!