Кулинарный сайт - Sushivenev

Тесты по физической культуре. Тактика и лайфхаки на лыжной гонке Задание на дом

ГЛАВА II. Тактика лыжных гонок

2.1 Факторы, определяющие соревновательную тактику

лыжника-гонщика

Главная задача тактики в лыжных гонках - наиболее целесообразно использовать функциональные , физические, технические, теоретические и волевые возможности спортсмена для победы в соревнованиях. (4,7,10)

Техническая, физическая и волевая подготовка лыжников находится, как правило, на высоком и примерно одинаковом уровне. Поэтому, при прочих равных условиях, достижение победы, в конечном итоге, часто зависит от уровня тактического мастерства. (4,16) Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим влиянием внешних условий на ход борьбы в соревнованиях.

Так, неверный выбор способа передвижения, мази или толщины ее слоя в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни может лишить спортсмена возможности бороться за победу в данных соревнованиях. (7,15)

Тактика представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры (борьбы) и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. (11) Правильно выбранная тактика - это максимально выгодное использование собственных положительных сторон и отрицательных сторон противника.

Изучая вопросы тактики, лыжник развивает свое тактическое мышление, создает ясное представление о своих действиях в предстоящих соревнованиях. Для общей тактической подготовки и развития тактического мышления спортсмены должны теоретически и практически изучать тактические основы индивидуальных действий, должны уметь строить тактический план и осуществлять его во время состязаний.

Все качества спортсмена неразрывны, они одинаково необходимы, влияют друг на друга и должны рассматриваться в единстве.

Для того, чтобы избрать правильную тактику , необходимо иметь ясное представление о средствах, способах и формах ведения борьбы, принимаемых соперником, необходимо осмыслить слабые и сильные стороны соперника.

2.2 Общая и специальная тактическая подготовка лыжника

Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта. (4.9) Лыжники приобретают эти знания из специальной литературы, на лекциях, в беседах с сильнейшими спортсменами и тренерами, в ходе наблюдений за соревнованиями, на практических занятиях, во время просмотра кинофильмов с последующим их анализом и т.д.

Теоретическая подготовка спортсмена заключается в изучении теоретических основ техники передвижения на лыжах, методики обучения, тренировки и тактики в том или ином виде спорта. Она является составной частью других сторон подготовки лыжника и осуществляется на протяжении всего тренировочного процесса в виде лекций и самообразования. Теоретическая подготовка занимает все большее место в общем процессе подготовки и воспитания спортсменов.

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс в большом спорте определяется объективными закономерностями. Спортсмен должен знать их, чтобы понимать необходимость увеличения тренировочных нагрузок с ростом спортивного мастерства.

Теоретические знания должны составлять постоянный элемент учебно-тренировочного процесса, непосредственно связанного с решением задач физической, тактико-технической и психологической подготовки.

Специальная тактическая подготовка лыжника заключается в овладении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников в зависимости от внешних условий. (4,10) Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

Тактическое мастерство лыжников основывается на большом запасе знаний, умений и навыков , позволяющих выполнять задуманный план гонки (соревнования). Во время соревнований оно проявляется в умении быстро оценить изменившуюся обстановку и принять необходимое решение для достижения победы или высокого результата.

Задачами тактической подготовки лыжника являются (15,23):


  1. Изучение общих положений тактики в спорте.

  2. Изучение тактики лыжного спорта.

  3. Изучение тактического опыта сильнейших лыжников.

  4. Обучение практическому использованию элементов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и на соревнованиях:
А) применение лыжных условий скольжения, рельефа местности, состояния лыжни;

Б) выбор стойки спуска и способов поворотов в зависимости от крутизны и неровности склонов, условий скольжения, степени утомления и т.д.;

В) овладение способностью распределения сил на дистанции и выработка чувства времени;

Г) овладение стартовым и финишным ускорением, способом обгона и ухода от противника;

Д) умение правильно оценивать свою подготовленность до составления тактического плана;

Е) изучение своих возможностей в достижении спортивной формы к

Основным соревнованиям.

Следующими задачами тактической подготовки являются:


  1. Изучение условий и места предстоящих соревнований: рельеф,
    состояние и возможные изменения лыжни в ходе соревнований, стартовый
    номер, возможные изменения.погоды.

  2. Изучение возможных противников, их тактической, физической,
    технической и волевой подготовки.

  3. Анализ участия в соревнованиях и эффективность применяемой
    тактики.
Набольшее значение в тактической подготовке имеет овладение техникой способов передвижения и применения их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Важным средством обучения тактике является повторное прохождение различных по длине и рельефу отрезков дистанции.
Не менее важно в ходе тактической подготовки воспитывать у лыжников умение правильно распределять силы на дистанции. Опыт подтверждает целесообразность равномерного распределения сил на дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнинах. В ходе занятий лыжник должен овладеть приемами борьбы с противниками , стартовавшими значительно раньше или позже него, используя при этом информацию тренера и свой опыт.

Тактическое мастерство неразрывно связано с уровнем развития физических, моральных и волевых качеств. (2,8,12)

Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственной близости (при общем старте), попытка многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого страта. Поэтому прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. После каждого старта необходимо провести анализ прошедших соревнований, оценить эффективность применяемой тактики, сделать выводы на будущее. Все это является одним из основных методов совершенствования тактического мастерства.

2.2.1 Тактика передвижения по пересеченной местности

В технике передвижения по склонам средней крутизны (4-12°) появляются существенные изменения по сравнению с равнинны ходом -попеременным двухшансным.

Поэтому целесообразно назвать способ преодоления склонов средней крутизны - подъем скользящим ходом (6,10). Если скольжение отличное, то сильные лыжники могут сменять попеременный или одновременные ходы на подъем скользящим ходом при крутизне склона более 4-5°.

В подъеме скользящим ходом, как правило, после отрыва толчковой лыжи еще продолжается отталкивание одноименной палкой. Значит, загрузка лыжи может быть еще не полная: часть веса приходится на одноименную палку. Появляется новая фаза, которую можно условно назвать «скользящий полет». Это скольжение на одной лыже с завершением отталкивания одноименной палкой. Это фаза частично или даже полностью заменяет собой свободное скольжение. Смысл этой замены в том, что отталкивание одноименной палкой не позволяет телу гонщика отстать от скользящей лыжи, предупреждает проваливание тела назад, несмотря на выдвижение стопы вперед. Постановка разноименной палки часто совпадает с отрывом от опоры одноименной палки. У менее подготовленных лыжников разноименная палка ставится еще раньше - время опоры на обе палки сразу бывает больше.

Надо подчеркнуть, что разобранные здесь особенности являются выводом из изучения очень большого материала техники лыжников высокой квалификации за многие годы в различных условиях. Приводимые факты служат только примерами, и не единственным доказательством справедливости выводов.

Перейдем теперь к разбору способов передвижения по крутым склонам (13-16°). Более сильные лыжники , сохранившие силы, преодолевают такие склоны при помощи способа подъем скользящим бегом. Для подъема скользящим бегом характерна полная замена фазы свободного скольжения фазой скользящего полета с завершением отталкивания одноименной палкой. С момента постановки разноименной палки скольжение на лыже прекращается. Все скольжение сводится к короткой фазе скользящего полета. Далее сразу следует стояние лыжи до выпада, которое всегда имеется на подъемах.

Наконец , на крутых подъемах применяют еще один способ - подъем ступающим шагом. Для этого способа характерно полное отсутствие скольжения. Долго длится опора на одноименную палку и заканчивается она позднее, чем постановка разноименной палки. Подъем ступающим шагом женщины применяют обычно при крутизне склона меньшей, чем мужчины.

Более крутые склоны (более 16°) в гонке преодолевать ступающим шагом трудно.

Во всех способах подъема не бывает, как правило скольжение с выпрямлением ноги. Скользить, выпрямляя ногу и поднимая тело вверх, совершенно нерационально.

2.2.2 Передвижение на уклонах и спусках

Уклоны от спусков имеет смысл отличать потому, что на уклонах лыжник передвигается активно, увеличивая скорость отталкивания лыжами и палками.

Границы между уклоном и спуском зависят от условий трения и способности лыжника достаточно сильно и быстро отталкиваться при достигнутой скорости. Более часто применяют одновременный однолыжный ход. И, наконец, до момента перехода уклона в спуск - бесшажный ход (6,7).
Когда лыжник едва успевает приложить усилия к палкам, теряется смысл отталкивания, при этом прирост скорости незначителен, а затрата усилий на быстрые движения велика.

Спуски различают свободные, заторможенные и с препятствиями (4,15). Заторможенные спуски отличаются от свободных тем, что условия трассы заставляют лыжника тормозить на спуске.

2.2.3 Распределение сил на дистанции

Анализ результатов соревнований сильнейших гонщиков мира позволяет делать выводы, что лучшие результаты показывают спортсмены, которые равномернее распределяют свои силы (4). Это утверждение не означает, конечно, что слабый лыжник при равномерном распределении силы на дистанции выиграет у сильного , который по каким-либо причинам не сумел равномерно распределить свои силы.

На пересеченных рельефах лыжных трасс, на которых подъемы достигают несколько десятков метров, трудно говорить о равномерности скорости, поэтому мы говорим об относительной равномерности.

Исследования показывают, что при равномерной интенсивности вполне допустимы колебания от 3 до 5% от средней скорости (13). Если спортсмен значительно превысил свою среднюю (оптимальную) интенсивность, то через некоторое время его скорость значительно снижается из-за быстро наступившего утомления.

В практике выступлений лыжников имеется немало подобных примеров, особенно в эстафетных гонках.

Если спортсмен, не оценив своих возможностей, значительно превысит оптимальную интенсивность, окислительные процессы в его организме протекают в три раза быстрее, то есть организм начинает работать в долг. (17)

Умение распределять силы лыжник приобретает на занятиях. Для этого они на тренировках должны чаще (особенно на первых занятиях) измерять частоту пульса в минуту. Сопоставляя свои ощущения с объективными данными частоты пульса на подъеме, на равнине и на спуске, лыжник быстрее научиться сознательно контролировать работоспособность организма.

Лыжник должен овладеть приемами борьбы с противником, когда тот находится в поле его зрения. Приемы тактической борьбы в этих случаях могут быть следующими:

При парном старте - сразу выйти вперед, если противник хуже подготовлен.

При групповом (эстафетные гонки) - необходимо знать место ведущих номеров, если силы лыжников равны.

Когда равносильные спортсмены стартуют в одной паре, для достижения наилучшего результата они часто попеременно лидируют друг друга.

Выбор тактических приемов основан на анализе собственного состояния работоспособности , наблюдения за спортсменами, с которыми гонщик непосредственно вступает в контакт, и сопоставлении своей работоспособности с работоспособностью противников, которые стартовали раньше или позже.

Тот или иной способ передвижения выбирают в зависимости от рельефа местности, состояния снега и качества скольжения.

ГЛАВА III. Экспериментальное обоснование тактики распределения сил на дистанции в лыжных гонках

Как показал анализ специальной литературы (гл. 1-2) , беседы с тренерами и спортсменами, педагогические наблюдения и собственный спортивный и педагогический опыт, одним из способов тактической организации действий в циклических видах спорта на выносливость, в том числе и лыжных гонках, является система распределения сил на дистанции. Под этим подразумевается изменение скорости передвижения спортсмена на различных участках дистанции, активизация или временное снижение психофизических усилий на том или ином ее отрезке.

В лыжном спорте современные трассы отличаются значительной пересеченностью рельефа: затяжными подъемами, участками скоростных спусков, равнинными отрезками и т.д. В связи с этим возникает вопрос разработки модели прохождения той или иной лыжной трассы с дифференцированной активностью лыжника на различных профильных участках дистанции. Решение данного вопроса возможно на основе:


  1. разграничения дистанции на ряд профильных участков (достаточной протяженности);
    регистрация времени прохождения этих участков всеми участниками соревнований;

  2. определение степени взаимосвязи эффективности прохождения различных участков дистанции с конечным спортивным результатом на основе методов математической статистики (вычисление коэффициентов корреляции и детерминации).
Полученная таким образом модель может выступать в качестве предпосылки разработки соревновательного тактического плана прохождения соответствующей дистанции лыжниками-гонщиками в аспекте дискретного изменения степени активизации их двигательных действий.

В соответствии с определившейся идеей нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие сильнейшие
лыжники Соль-Илецкого района, а также учащиеся Ветлянской средней школы. Эксперимент осуществлялся в течение двух лет - в 2002 и 2003 гг.

На первом этапе эксперимента (зима 2002 г.) решалась задача определения структурной модели прохождения дистанции 10 км в местечке Боевая Гора, где традиционно проводятся многие районные соревнования по лыжным гонкам. Предварительное изучение соревновательной трассы, беседы со старейшим учителем Боегородской средней школы Павленко Ю.Н., учителем Григорьевской средней школы Орловым В.В. позволили выделить на трассе ряд характерных участков (достаточной протяженности, чтобы их вклад в конечный результат был достаточно весом по времени). Изображение трассы представлено на рисунке 1. Сразу следует отметить, что профиль дистанции характеризуется общим уклоном по линии БВ, составляющим 17-20°. Таким образом , процесс прохождения спортсменами дистанции характеризуется постоянной сменой участников спусков и подъемов. Лишь один участок (БГ) отличается относительной пологостью (незначительный подъем 3-5°).

Дистанция была разделена на пять участков по принципу: один спуск -один подъем. Лишь на третьем участке имелся один небольшой дополнительный вираж. Старт и финиш находились в одном месте.
В процессе соревнования на дистанции 10 км участники проходили два круга по 5 км для нашего исследования это представляло дополнительный интерес , так как позволило оценить вклад эффективности прохождения одного и того же участка дистанции дважды - на первом и втором круге.

Определение модели раскладки сил по отмеченным участкам осуществлялось в соревнованиях на первенство области среди учебных

Заведений (вузов и ссузов), в которых принимали участие 17 спортсменов. Среди них 7 участников 2, 3 разряда и 10 спортсменов I разряда. Соревнования проходили 8.02.2002: начало гонки в 11.00, температура воздуха-12°С, снег сухой.

Этапные судьи-хронометристы запускали секундомеры по сигналу стартера, и четверо из них сразу же разъезжались на свои промежуточные пункты контроля: 1-2-3 и 4 (рис. 1). Один оставался в районе старта, так как здесь был промежуточный и конечный финиш дистанции. Таким образом , хронометристы осуществляли регистрацию моментов времени прохождения каждым участником соревнования всех промежуточных пунктов. Спортсмены выпускались на трассу поочередно, через каждые 30 секунд.

Последующие расчеты позволил определить время прохождения испытуемыми каждого участка дистанции (табл.1).

Проведенный затем корреляционный анализ и расчет коэффициентов детерминации показали следующее распределение вкладов участков дистанции в конечный результат:

А) по коэффициентам корреляции:

0,88-0,98-0,98-0,85-0,85-0,96-0,97-0,98-0.94-0,95;

Б) по коэффициентам детерминации:

77,4%-96,0%-96,0%-72,2%-72,2%-92Л%-94,1%96,0%-88,3%-90,2%. Более наглядно вклад эффективности прохождения каждого участка дистанции в конечный результат показан на диаграмме (рис. 2). Видно, что в целом более весомый вклад дает эффективность прохождения второй половины дистанции, а по участкам - на 1 круге - 2 и 3-й участки; на втором круге - 1, 2 и 3-й участки. Эффективность прохождения 4 и 5-го участка на первом круге менее значима, хотя и возрастает на втором круге (финиш).

Рис. 1 Схема лыжной трассы.

Направление лыжной гонки

Таким образом , было определено, что оптимальным модельным вариантом распределения сил на дистанции 10км Боевая гора для

Спортсменов указанной квалификационной категории в условиях сухого снега и слабоморозной погоды можно считать следующий:

А) относительно быстрое, но не максимальное, прохождение первого (стартового) участка дистанции (первый километр);

Б) активизация на втором и третьем участках (2-3-й км);

В) некоторое снижение активности на 4 и 5 участках (поддержание скорости за счет экономизации движения в середине дистанции);

Г) постепенное повышение скорости на 1-м (бывшем стартовом) участка;

Д) вновь максимальна активизация действий на 2 и 3-м участках;

Е) снять некоторое снижение активности на 4-м круге;

Ж) активизация двигательных действий на последнем - финишном участке дистанции.

Таблица 1

Время прохождения участниками соревнований различных участков
дистанции 10 км (Районные соревнования, 8.02.2002)


№ п/п

Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1

196

185

254

138

187

239

199

264

134

200

2

210

204

278

151

2096

251

214

280

153

206

3

197

180

241

127

175

215

191

252

136

4

182

173

231

128

175

212

181

238

134

176

5

181

181

254

139

195

223

197

264

143

191

6

185

174

233

126

183

204

178

241

131

172

180

167

229

126

171

215

179

238

132

173

8

196

198

270

178

168

238

215

290

149

202

9

176

166

219

129

162

202

167

223

120

169

10

177

235

132

176

233

197

253

134

185

11

185

178

249

137

188

228

197

268

145

196

12

208

204

289

156

202

250

214

282

145

197

13

179

237

133

175

215

178

245

134

172

14

177

167

231

126

166

206

180

235

128

162

15

175

172

237

130

173

225

192

250

135

178

16

166

160

122

156

193

168

224

122

155

17

228

217

288

157

215

265

221

301

165

210

Рис. 2 Зависимость результатов в лыжной гонке на 10 км от эффективности прохождения различных участков дистанции

В целом, в тактике распределения сил при прохождении данной дистанции можно выделить 2 и 3-й участки, где спортсмены должны проявить максимум усилий при прохождении каждого круга дистанции, и 4-й участок, где возможно некоторое снижение активности для относительного отдыха с целью устранения метаболических продуктов распада в мышцах и крови спортсмена после предыдущей интенсивной деятельности и для подготовки к последующей активизации действий на решающих участках и финишном отрезке на втором круге.
На втором этапе эксперимента (зима 2003 г.) была организована опытная группа в количестве 6 человек из числа учащихся Ветлянской средней школы (тренер Петров А.Л.), которые в течение нескольких тренировок перед первенством района осваивали вышеуказанную модель прохождения дистанции. В день соревнований (8.02.2003) этим спортсменам перед разминкой была продемонстрирована схема трассы, диаграмма распределения усилий и дана соответствующая двигательная установка по тактике прохождения дистанции.

В процессе соревнований, также как и на предыдущем этапе эксперимента, судьи-хронометристы регистрировали время прохождения спортсменами промежуточных пунктов. Это позволило в дальнейшем определить, придерживались ли участники опытной группы разработанной тактической модели.

Результаты соревнований показали, что из числа участников опытной группы двое спортсменов стали победителями: один среди старших юношей (Н. Антропов), другой - среди средней группы (Педанов А.) Хорошо также выступили другие участники опытной группы , занявшие 3,5 и 6 места.

Интерес представляет динамика прохождения спортсменами различных участков дистанции. Для анализа мы взяли результаты первых 8 лучших спортсменов, поскольку в числе них находились все участники опытной группы (взрослые), занявшие как уже отмечалось 1,3,5 и 6-е места. Другие четверо из восьмерки выступили в качестве контрольной группы, поскольку не выполняли экспериментальной модельной раскладки сил.

Анализ средних результатов прохождения различных участков дистанции спортсменами опытной и контрольной групп показал (табл.2), что участники опытной группы четко выполнили модельную тактическую установку.

Таблица 2

Среднее время прохождения участниками экспериментальных групп различных участков дистанции 10 км


Группы
Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее время прохождения (сек)

Опытная


200

164

256

135

189

236

188

255

198

133

Контрольная

220

203

279

155

217

263

189

298

211

152

Разность (сек)

20

39

23

20

28

27

1

43

13

19

Так, если на стартовом участке в результате относительно быстрого стартового разгона преимущество опытной группы составило 20 секунд, то на 2 и 3-м участках, где требовалась максимальная активизация действий, положительная разница уже достигла 39 и 23 секунд. На 4-м участке разница уменьшилась до 20 секунд, что свидетельствует о выполнении участниками опытной группы запланированного снижения двигательной активности. Но уже на следующих участках разность опять начала увеличиваться, достигая 28 и 27 секунд. Однако несколько преждевременная активизация двигательных действий участниками опытной группы, на 5 и 6-м участках привела к тому, что на 7 участке (2-й на круге) они не смогли еще более увеличить активность, наоборот несколько снизив ее (экономизация действий после предшествующей длительной активности). Разность между группами здесь составила всего 1 секунду. Однако уже на 8-м (3-м на модельном круге) участке разность резко возрастает в пользу опытной группы, достигая наибольшей величины среди всех участников дистанции - 43 секунды. Это свидетельствует о выполнении участниками опытной группы модельного тактического плана. Подтверждением его выполнения является некоторое снижение активности на 9-м (4-м круге) участке дистанции (уменьшение разницы до 13 сек) и активизация действий на последнем, финишном участке (увеличение разницы до 19 сек).

Таким образом , разработанная модель распределения сил на дистанции, реализованная спортсменами-участниками опытной группы во время ответственного соревнования, подтвердила свою эффективность, что выразилось в достижении спортсменами высоких спортивных результатов.

Выводы

1. Основными формами соревновательной деятельности являются техника и тактика спортсменов.

Тактика, в наиболее распространенном понимании характеризуется как искусство ведения соревновательной борьбы.

В более конкретном определении под тактикой соревновательной деятельности понимаются общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании.

2. В группе видов спорта циклического характера на выносливость тактические действия сводятся к предварительному составлению графиков скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состояния противников, метеорологических условий.

Выделяют следующие варианты раскладки сил на дистанции:


  1. равномерная скорость передвижения по дистанции ;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным ее снижением к финишу;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и уменьшение ее в средней:

  4. постепенное нарастание скорости в течение всей дистанции;

  5. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  6. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание ее на финише и др.
3. Спортивно-тактическая подготовка связана с формированием способностей вести соревновательную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

4. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. Основным специфическим методом совершенствования тактического мастерства является метод тренировки как с реальным, так и условным противником.


  1. Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим вниманием внешних условий (состояние снега, рельеф местности, температуры, вид мази и т.д.) на ход борьбы в соревнованиях.

  2. Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта.
Специальная тактическая подготовка лыжника заключается во владении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников, в зависимости от внешних условий. Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

7. Для определения оптимального распределения сил на дистанции в лыжных гонках целесообразно деление дистанции на выраженные профильные участки (достаточной протяженности) с регистрацией времени их прохождения спортсменами в процессе соревнований и последующим расчетом коэффициентом корреляции и детерминации.

8. Предварительное овладение спортсменами модельной «раскладки сил» на трассе предстоящих соревнований и реализация ее в условиях официальных соревнований (при аналогичных климатических и прочих условиях) позволяет достичь более высоких спортивных результатов по сравнению с лыжниками, не имеющими четкого, научно-обоснованного тактического плана прохождения дистанции.

После приобретения всего необходимого для лыжного спорта, тренировок по катанию, начинающий спортсмен должен узнать теорию борьбы за первенство на лыжне. Рассмотрим приёмы соперничества на лыжне.Повезло лыжникам, у которых по жеребьевке последние номера. Есть возможность контролировать соперников. Тактика в этом случае заключается в том, чтобы в первой части дистанции равняться на лидера соревнований, не допуская разрыва более 15-20 сек, но, не обгоняя его, сэкономить силы для энергичного финиша.

Стартующим первыми,предпочтительны следующие методы:

а) идти по своим силам, сохраняя скорость

б) сохранять позицию со старта, а затем удерживать достигнутый разрыв на второй половине дистанции. Первый, упомянутый - тактика на лучший результат, второй - тактика отрыва (сильного начала). Все указанные методы с успехом применяются известными лыжниками. В соревнованиях на короткие дистанции применима в основном тактика на лучший результат.

В непосредственной близости с соперниками тактика более разниться.

1. - оторваться от противника, или попасть в группу лидеров. В парном старте это выгодно, когда противник слабее или начинает гонку относительно медленно, или, когда вскоре после старта будет спуск, где почти всегда выгоднее идти первым. При общем старте надо делать сильный бросок в том случае, если спортсмен занимает место в центре стартующих. Тогда необходимо как можно быстрее вырваться вперед, чтобы не попасть в «кучу», где происходит активная борьба между всеми участниками за лучшее место на лыжне.

2. - отпустить часть лыжников вперед, или сильного лидера разумно пропустить вперед, ведь легче идти следом за ним.

К приемам второй группы относятся те случаи, когда противник находится впереди, например, используется в качестве лидера. Нагнав, бегущего впереди, спортсмена или, пропустив вперед пристроившегося сзади участника, стремиться -не отпустить его, а держаться за ним возможно ближе. Лидер, чувствуя за собой противника, может попытаться уйти, прибавив скорость. В таком случае надо не отставать, ведь противнику тоже трудно идти, он долго не выдержит высокого темпа. Если же противник сделает бросок неожиданно или настолько сильно, что спортсмену невыгодно его принять, нужно усилить ход и снова приблизиться к лидеру.

Идти за противником целесообразно только тогда, когда, он примерно равен по силе, и особенно если противник идет быстро, но с напряжением. Потом его легче обойти. Заслуживает также внимания прием постепенного «поджимания» противника. Цель его - заставить противника нарушить привычный темп и ритм движения. Каждый лыжник должен найти для себя наиболее соответствующие его физическому развитию соотношения частоты и длины шагов. Нужно стремиться сохранять это соотношение возможно более постоянным как на равнине, так и во время преодоления подъемов. Чем круче склон, тем больше силы, которые противодействуют движению лыжника поэтому чтобы не очень увеличивать величину усилий ног и рук при отталкивании, но существенно не снижать скорость, увеличивают частоту шагов, а длина шагов при этом уменьшается. Однако некоторое увеличение усилий при подъемах в горы все же неизбежно. Как же снизить их неблагоприятное влияние?

Во-первых, нужно повышать приспособляемость организма к резким изменениям интенсивности работы, включая в тренировку повторные ускорения с предельной и около предельной интенсивностью.

Во-вторых, важно уметь выравнивать нагрузки при движении по пересеченной местности. После подъемов должно следовать соответствующее снижение нагрузки, после чего ее снова можно повышать до средней величины. Лыжнику, не очень уверенному в своих силах, лучше вначале идти с интенсивностью несколько ниже средней. Когда новоиспеченный лыжник покупает экипировку, перед ним встает трудная задача выбора беговых лыж. Можно обратиться в магазин беговых лыж с широким ассортиментом беговых лыж, креплений, ботинок, палок, одежды, аксессуаров. Всё для лыжных прогулок, тренировок и гонок Вы можете найти у нас, где представлены бренды Fischer, Salomon, Atomic. Здесь предлагаются комплекты беговых лыж именитых производителей по заманчивым ценникам.

Комплект беговых лыж – подходящее решение для тех, у кого нет времени на розыск лыжных аксессуаров отдельно. Ведь они состоят из пластиковых или деревянных лыж, креплений и лыжных палок, отобранных по стилю, возрасту и способностям лыжника.

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие виды передвижения на лыжах относятся к технике классического хода в лыжных гонках?

A) Одновременный одношажный

B) Попеременный двухшажный

C) Коньковый

D) Повороты переступанием

E) Спуск в низкой стойке

F) Одновременный бесшажный

G) Поворот плугом

{Правильный ответ }=А,B,F

{Сложность}=1

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

В каких видах лыжного спорта используется коньковый ход?

B) Лыжное двоеборье

C) Сноуборд

E) Биатлон

F) Лыжные гонки

G) Прыжки на лыжах

H) Ски-кросс

{Правильный ответ }=B,E,F

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжницы-гонщицы?

{Правильный ответ }=A,B,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие объязности выполняет главный секретарь соревнования?

A) Мандатная комиссия

B) Жеребьевка

C) Оформление протоколов

D) Просмотр трассы

E) Работа контроллера

F) Судья приучастников

G) Стартер



H) Функция мед.работника

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжники-гонщики?

{Правильный ответ }= B,C,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Сколька фаз скольжения в попеременном двухшажном ходе, в скользящем беге и вступающем шаге?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

018_Лыжный спорт_рус rtf

Сколько скользящих шагов в одновременном бесшажном, одношажном и двухшажном ходах?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Когда будет засчитан спортсмену результат при пересечении линии финиша в лыжных гонках?

A) Только головой

B) Только одной рукой

C) Только двумя руками

D) Без лыж

E) Носком лыжи

F) Одной стопой

G) Двумя стопами

H) На одной лыже

{Правильный ответ }= F,G,H

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Для чего смазывают лыжи лыжной мазью?

A) Чтобы лыжи хорошо скользили

B) Чтобы лыжи не проскальзывали

C) Чтобы лыжи хорошо скользили на всей дистанции.

D) Чтобы лыжи не изнашивались

E) Чтобы было легко передвигаться на подъемах

F) Чтобы развивать высокую скорость на спусках

G) Чтобы обеспечить устойчивость лыжника

H) Чтобы было удобно обгонять соперников

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие методы наиболее рациональные для совершенствования техники бега на лыжах?

A) Образные пояснения тренера.

B) Анализ видеозаписи вашего бега.

C) Изучение видеозаписи техники лучших лыжников.

D) Изучение местности.

E) Изучение структуры снега.

F) Изучение температуры воздуха

G) Наблюдения за другими спортсменами.

Н) Замечания товарища.

Правильный ответ }=A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какова скорость передвижения на лыжах на олимпийских играх у мужчин в гонках, скоростном спуске и в прыжках на лыжах с трамплина?

A) В лыжных гонках 6-8 м/сек.

B) В скоростном спуске 120-140 км.час

C) В прыжках на лыжах 90-95 км.час

D) В лыжных гонках 3-5 м/сек

E) В скоростном спуске 160-180 км.час

F) В прыжках на лыжах 110-120 км.час

G) В лыжных гонках 10-15 м/сек.

H) В скоростном спуске 190-200 км.час

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

Плавание_ру021_ Общая характеристика движений_Плавание_ рус.rtf

021_Плавание_рус rtf

Плавание относится к:

A) Циклическим видам спорта.

B) Ациклическим.

C) Единоборствам.

D) Водным видам спорта.

E) Олимпийским видам спорта.

F) Сложно-координированным видам спорта.

G) Спортивным играм.

H) Сложно техническим видам спорта.

{Правильный ответ} = А. D, Е.

{Сложность} = 1

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Спортивное плавание фигурирует:

A) В современном пятиборье.

B) В триатлоне.

C) В биатлоне,

D) В хоккее на воде.

E) В морском многоборье.

F) В волейболе на воде

G) В синхронном плавании.

H) В прыжках в воду.

{Правильный ответ} =А, B, Е,

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Размеры волн при движении пловца зависят от:

A) От объема тела

B) От технической подготовленности

C) От плотности воды

D) От скорости

E) От вязкости воды

F) От способа плавания

G) От насыщения солями

H) От температуры воды.

{Правильный ответ} = B, D, F.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

К внешним силам относительно тела пловца относится:

A) Физическая сила.

B) Сила тяжести тела.

C) Вертикальная сила.

D) Выталкивающая сила.

E) Горизонтальная сила.

F) Подъемная сила.

G) Сила ветра.

H) Сила сопротивления.

{Правильный ответ} = B, D, F

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

В чем ярко отражены закономерности передвижений в воде:

A) В технике плавания.

B) В биомеханике плавания.

C) В гидродинамике плавания.

D) В спортивном мастерстве.

E) В гидростатике.

F) В умении держаться на воде.

G В технике спортивного плавания.

H) В физических возможностях.

{Правильный ответ} =А, D,G.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Что лежит в основе передвижений в воде:

A) Специфические двигательные действия пловца

B) Умение держаться на поверхности воды

C) Закономерности передвижений в воде

D) способность выполнять плавательные движения

E) способность продвигать гребущий элемент под углом

F) Физическое развитие

G Жизненно важные двигательные умения

H) Координационные возможности.

{Правильный ответ} =А. D. Е.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

При движении пловца образуются волны:

A) Носовые,

B) Кормовые.

C) Поперечные.

D) Встречные.

E) Продольные.

F) Встречные и продольные.

G) Тормозящие.

H) Выталкивающие.

{Правильный ответ} = А. B, C.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Быстрому плаванию может препятствовать:

A) Плотность воды.

C) Температура воды

D) Течение.

E) Температура воздуха.

G) Одежда.

H) Встречный ветер.

{Правильный ответ} =D, F,G.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Тело будет находится выше над поверхностью воды в:

A) В пресной.

B) В холодной.

C) В горячей.

D) В пресной и холодной.

E) В грязной.

F) В соленой.

G) В грязной и солёной.

H) В горячей и пресной.

{Правильный ответ} = B, C, F

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -$$$00220

Основные опорные плоскости пловца:

B) Площадь тела

D) Грудная клетка

E) Кисть и стопа

G) Голова.

H) Грудная клетка и бедро.

{Правильный ответ} = А, C, Е.

{Сложность} = 2

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Назовите спортивные способы плавания:

A) Кроль на груди, кроль на спине.

B) По лягушачьи.

C) По морскому.

D) Брасс, дельфин.

E) Кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

F) Баттерфляй, брасс, .треджен

G) Брасс на спине, бабочка.

H) На боку, саженцами,

{Правильный ответ} = А, D, Е.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

Мы продолжаем цикл зимних материалов про лыжи и лыжные гонки. Сегодня расскажем вам об устройстве этого интересного и близкого по духу нам, северным людям, мира. Как ни крути, лыжи это главная зимняя национальная забава и вид физической активности. И намекнуть, что лыжные гонки смотреть очень интересно, особенно зрелищны короткие дистанции и масстарты.

26 ноября в финской Руке стартует очередной профессиональный лыжный сезон, очередной розыгрыш Большого Хрустального Кубка Мира. Современные лыжные гонки имеют весьма большую зрительскую аудиторию, особенно в странах Скандинавии и бывшего СССР. Довольно популярны лыжные гонки в США, северной Италии, южной Франции и южной Германии, других странах центральной, восточной и северной Европы. Однако далеко не все понимают, что к чему в мире большого лыжного спорта. Многие смотрят лыжи и задаются одними и теми же вопросами: «А что это за старт?»; «А что он получит за победу?»; «Что это еще за Кубок Мира?» и так далее. В этой статье мы попробуем ответить на самые популярные вопросы о лыжных гонках и ввести читателей в курс дела.

Главные гонки сезона

Ежегодно в различных уголках земного шара проводятся тысячи и тысячи различных соревнований по лыжным гонкам, однако далеко не все попадают на телевизионные экраны. Определенный набор стартов с 1981 года объединили в Кубок Мира. Также в сезоне 16/17 нас ждет Чемпионат Мира, который проводится раз в два года. В 2017-м году мировое первенство по лыжным видам спорта пройдет в финском Лахти в конце февраля – начале марта. Довольно зрелищной и приковывающей внимание является серия Ski Classics, состоящая преимущественно из марафонских дистанций, проводящаяся на территории Европы. Наверняка многие слышали о легендарной Марчалонге и не менее легендарном Васалоппете – их вы также сможете увидеть в этом сезоне. В России тоже есть своя официальная марафонская серия – Russialoppet. Марафонский сезон стартует невской классикой в конце января, а завершится в конце апреля на Байкале. Помимо вышеперечисленного, проводятся различные континентальные кубки, международные соревнования и так далее, но их увидеть на экранах практически невозможно.

Есть ли правила в лыжных гонках?

Правила есть. Не только соревнования лыжников, но и все остальные соревнования с присутствием в них лыж курирует международная федерация лыжного спорта (FIS, далее ФИС). Не только беговые лыжи, но и горные, прыжки на лыжах с трамплина и северное двоеборие (прыжки на лыжах и гонка преследования по результатам прыжка). Собственно, ФИС диктует правила и следит за их выполнением, и наказывает за их нарушения. Самым частым предметом спора в лыжных гонках является нарушение заданного стиля. Лыжные гонки проводятся в двух стилях – в классическом и в свободном. Классический стиль, иными словами, преодоление дистанции по заранее подготовленной лыжне, когда лыжи двигаются строго параллельно друг другу (за исключением очень крутых подъемов, когда забежать в подъем можно только "елочкой", но без элемента скольжения). Свободный стиль (коньковый, движение как при езде на коньках) более силовой и быстрый относительно классического. Таким образом, на стартах, проводящихся классическим стилем, некоторые спортсмены могут схитрить или случайно подработать коньковыми движениями на не просматриваемом участке, что может стать предметом последующих споров и возможных санкций.

Виды лыжных гонок Старты различаются не только стилем передвижения, но и регламентом и дистанциями. Рассмотрим их более подробно.

Спринт. Спринт состоит из квалификации и финальной части. В результате квалификации в финальную часть проходят 30 спортсменов, после чего они сражаются друг против друга контактно. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В четвертьфиналах представлено 5 забегов по 6 участников в каждом. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега, а также еще двое лучших по времени среди занявших места ниже второго. В полуфинале все по аналогии, в финале выигрывает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу сезона, а также на Чемпионатах Мира и Олимпиаде. Команды формируются из двух представителей одной сборной. В рамках командного спринта участники сборной проходят по три спринтерских этапа по очереди каждый. Зачастую на 1, 3 и 5 этапе бежит спортсмен, который хорошо чувствует себя в дистанционных видах, в то время как на 2, 4 и 6 этапе бежит чистый спринтер, который будет финишировать и добывать победу.

Гонки с раздельным стартом (индивидуальные гонки). Проводятся довольно часто и на разную дистанцию. В рамках Чемпионата Мира и Олимпиады традиционной дистанцией для разделок является 10 км для женщин и 15 для мужчин, однако в рамках этапов Кубка Мира и многодневок эта дистанция может варьироваться как в более короткую, так и в более длинную сторону.

Гонки преследования. Проводятся в основном в рамках многодневок и представляют собой старт через определенный интервал, когда каждый из гонщиков стартует по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Старт, где половина дистанции проходится классическим стилем, а другая половина –свободным со сменой лыж. Традиционной дистанцией для Чемпионата Мира и Олимпиады является 7.5+7.5 км у женщин и 15+15 км у мужчин, однако по аналогии с гонками с раздельным стартом в рамках многодневок дистанция скиатлона меняется.

Масстарт. Традиционные гонки с общим стартом, где огромная группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определенную дистанцию. Самой популярной гонкой с общего старта является марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок. Эстафета. Традиционные командные гонки с четырьмя участниками в одной команде. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространенный формат для женщин 45 км, для мужчин 4 10 км.

Что такое Кубок Мира

Кубок Мира – это гонка длиной в сезон, состоящая из девяти этапов, а также трех многодневок: трехдневный Скандинавский тур, Тур де Ски и Финал Кубка Мира. Всего же в календаре Кубка Мира сезона 16/17 как у мужчин, так и у женщин запланировано по 32 старта. За каждый из стартов спортсмен получает очки. За победу на старте в рамках этапа Кубка Мира спортсмен получает 100 очков. За второе место 80, третье 60, далее 50, 45, 40, 36, 32 и так далее. Очки получают первые 30 мест. На этапах многодневок очки так же получают первые 30 мест, но за победу уже начисляется не 100, а 50 очков. За второе место 46, за третье 43 и так далее. Однако за итоговый результат в многодневке очки удваиваются относительно очков за победу на этапах Кубка Мира, а на Тур де Ски и вовсе тридцатка лучших получает очки с коэффициентом 4. Помимо этого на отдельных стартах имеются бонусные очки, которые получает первая десятка гонщиков на определенной отсечке по ходу гонки. Побеждает в общем зачете Кубка Мира тот, кто набрал большее количество очков. Но также есть и еще два зачета – это спринтерский Кубок Мира и дистанционный Кубок Мира. В зачет спринтерского Кубка Мира входят все спринтерские старты сезона, за исключением командного спринта. В зачет дистанционного Кубка Мира входят все старты сезона, за исключением спринтерских и эстафет.

Что такое Тур де Ски

Тур де Ски является уже традиционной, неотъемлемой частью Кубка Мира. Впервые Тур де Ски прошел в сезоне 2006/2007, после чего уверенно закрепился в календаре Кубка Мира и ежегодно собирает огромную зрительскую аудиторию. В сезоне 16/17 Тур де Ски будет состоять из семи этапов, из которых лишь один будет спринтерским. Соревнования в рамках Тур де Ски побывают в Швейцарии, Германии и Италии, а закончится Тур подъемом на гору в Валь ди Фьемме. Основными преимуществами, а также тем, что приковывает зрителей к экранам являются плотный график стартов, где семь этапов Тур де Ски проходят за девять дней, а также необычный формат этих стартов, который делает борьбу на каждом этапе максимально динамичной. Ну и, конечно, не стоит забывать о финальном подъеме, который является уникальным действом в современных лыжных гонках.

Бойня в Альпах

Профиль финального подъема на Тур Де Ски – Альпе Чермиз**

**Элементы тактики в лыжных гонках

Элемент тактики есть, но он довольно прозрачен. К примеру, в эстафетах есть так называемая «убегающая тактика», где сборная делает упор на первые этапы, ставя туда сильнейших своих представителей с целью убежать от других команд, которые делают ставку на финиш. В индивидуальных гонках представители тренерского штаба сборной зачастую выпускают двух спортсменов на разных типах мази для лыж, чтобы проверить, какая из них лучше работает и дает преимущество в текущих погодных условиях, или чтобы избежать массового провала, жертвуя тем самым шансами одного из спортсменов. Похожие трюки проворачивают и в рамках марафонов, где часто происходит смена лыж по ходу дистанции. Но лыжные гонки не велосипед и даже не триатлон – "посидеть" на колесе, тратя в среднем на 25% меньше усилий, чем впереди идущий, не выйдет. В аспекте лидирования элемент тактики отсутствует. Но зато есть элемент закрытия коридора и лазейки для проезда корпусом – почти как в велоспорте или легкоатлетических забегах на манеже.

Где и как смотреть лыжные гонки

Канал Eurosport покажет весь Кубок Мира и Чемпионат мира и трансляции начнутся уже в грядущие выходные. Главными стартами сезона являются Чемпионат Мира и Тур де Ски, однако в сезоне 16/17 третий по значимости старт пройдет на территории Российской Федерации. В марте Тюмень примет финал Кубка Мира. Если вы хотите увидеть сильнейших лыжников планеты своими глазами, то Тюмень – это уникальный шанс воплотить эту цель в жизнь.

Осталось только дождаться выходных и старта сезона у профессиональных лыжников. А мы будем освещать и анализировать важнейшие старты сезона 2016/2017. Отличного вам зимнего сезона!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!