Кулинарный сайт - Sushivenev

Древние восточные практики. Как выглядеть моложе своих лет: Восточные методики оздоровления организма

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5 ), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

Дешане Жан-Мари. Христианская йога. - Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 - 39.

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на .

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я – это Он, Я – это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному ». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься». «Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою .

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как . Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные , про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Кто из нас не хочет оставаться молодым, здоровым и красивым на протяжении многих-многих лет? Думаю, таких не найдется. Однако образ и условия жизни большинства современных людей вряд ли способствуют этому. Ежедневно наш организм подвергается множеству стрессов, воздействию неблагоприятных экологических факторов, неправильному образу жизни. Конечно, это не проходит без последствий – рано или поздно появляются болезни, организм стареет не в физиологическом, а в ускоренном темпе.

Именно поэтому с каждым годом становятся все популярнее разнообразные системы оздоровления, которые, как заявляют их создатели и почитатели, помогают сохранить молодость и избавить человека от болезней. Их множество, причем практически у каждой из них имеются свои плюсы и минусы, а также ограничения к применению.

Первый шаг к здоровью – образ жизни

Да, все очень банально: ни одна оздоровительная практика не приведет к желаемому результату, если при этом вы будете переутомляться, есть что попало, мало пить и двигаться.

Итак, говоря о здоровом образе жизни, мы подразумеваем:

1. Соблюдение режима труда и отдыха:

  • следует избегать переутомлений;
  • выделить 7-8 часов для полноценного ночного сна;
  • перед сном не нагружать нервную систему работой и даже мыслями о ней, переживаниями по любому поводу, эмоциональными фильмами или ТВ-передачами, компьютерными играми.

2. Правильное питание:

  • полноценное, сбалансированное по основным питательным веществам – белкам, жирам и углеводам, витаминам и микроэлементам;
  • дробное – 5-6 раз в день через равные промежутки времени;
  • способы приготовления пищи – запекание, варка на пару, тушение, но не жарка, копчение или соление;
  • рекомендованные продукты – натуральные, с высокой питательной ценностью;
  • углеводы – в первой половине дня, во второй же – преимущественно белок и некрахмалистые овощи;
  • не есть за 2 часа до сна;
  • чрезмерно калорийные продукты – фаст-фуд, животные жиры, легкоусвояемые сахара – следует исключить из рациона или хотя бы резко ограничить их количество.
  • для поддержания водного баланса организма вам следует выпивать 30-40, а желающим похудеть и до 50 мл чистой воды на 1 кг массы тела в сутки, причем чаи, кофе, компоты, супы и прочая жидкость в расчет не идут;
  • не следует пить во время приема пищи; правильно – выпить стакан воды за 15-20 минут до еды и через 30-45 минут после.

4. Регулярную физическую активность:

  • для любого организма, вне зависимости от состояния его здоровья, жизненно необходимо движение;
  • характер нагрузок варьируется в зависимости именно от общего состояния здоровья: здоровым или относительно здоровым людям можно заниматься практически любыми видами спорта, лицам с какими-либо заболеваниями некоторые виды физической активности противопоказаны – им рекомендованы просто пешие прогулки или, например, езда на велосипеде; даже лицам, прикованным к постели, нужна физическая активность – специалисты разрабатывают для них комплексы специальных лечебно-профилактических упражнений, носящих название «ЛФК», или «лечебная физкультура»;
  • конечно, если ранее вы вели малоподвижный образ жизни, не стоит бросаться в спорт «с головой» – нагрузки следует увеличивать постепенно.

Даже не занимаясь какими-либо специальными практиками, но соблюдая вышеописанные рекомендации, через некоторое время вы заметите, что чувствуете себя лучше и выглядите моложе. А все потому, что правильный образ жизни – полноценный отдых, здоровое питание, физическая активность – нормализует обмен веществ, активирует кровоток, способствует быстрому выведению токсичных продуктов метаболизма, а именно эти механизмы составляют основу нашего здоровья, поддерживают красоту и молодость.

Методики оздоровления

Самыми распространенными на сегодня оздоровительными методиками являются:

  • йога;
  • рейки;
  • система Порфирия Иванова;
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой;
  • система Норбекова;
  • анималотерапия;
  • ароматерапия.

В этой статье рассмотрим подробнее системы оздоровления, пришедшие к нам из стран Востока.

Йога

Это практика родом из Индии, имеющая тысячелетнюю историю. Древние буддистские монахи-долгожители умели при помощи йоги правильно распределять жизненную энергию и полностью подчинять тело разуму. Они верили, что все физические и духовные болезни человека возникают из-за того, что в теле неправильно распределяется энергия жизни – прана.

Следовательно, чтобы изгнать болезнь, необходимо делать определенные комплексы упражнений, или асан. Регулярное правильное их выполнение – нужная поза, особое дыхание, фокусировка внимания на определенную точку - приводит к восстановлению физического здоровья и раскрытию заложенных в человеке ментальных способностей. Образно говоря, йога лечит и тело, и душу.

Йоги за века своей практики разработали множество гармоничных комплексов асан, захватывающих каждую мышцу тела человека. Причем нагрузка на мышцы при выполнении этих упражнений распределяется настолько равномерно, что они не перенапрягаются – человек не задыхается, не потеет и не испытывает чувства усталости.

Различные асаны улучшают деятельность кровеносной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, нормализуют обменные процессы в организме. У человека, постигшего эту практику, нормализуется сон, активизируются защитные силы организма, повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов – стрессов, холода, жары и прочих. Кроме того, практикующий асаны становится спокойным, учится контролировать свои эмоции, мыслить логично и четко, легко концентрирует внимание на чем-либо.

Йогой может заниматься каждый – противопоказания к занятиям ею не выявлены. Единственное, перерывы в тренировках следует делать женщинам в период критических дней и на позднем сроке беременности.

Если вы решили заняться йогой, следует осознать, что это не просто упражнения, а целая научная система, практиковать которую следует, предварительно внимательно ознакомившись с методикой.

Важно в йоге и качество принимаемой пищи (сбалансированный рацион, богатый растительными продуктами – сырыми орехами, свежими овощами и фруктами, салатами из них, с минимумом специй и приправ). После еды человек не должен испытывать чувства, что он переел – важно, чтобы желудок был заполнен не более, чем на 85 %. Есть следует медленно, пережевывая пищу до полного ее измельчения.

Нельзя забывать о воде! Лицам, практикующим йогу (собственно, как и всем остальным, ею не занимающимся), следует употреблять не менее 2.5 л чистой воды в сутки. Компоты, чаи и молоко не в счет.

Чтобы улучшить здоровье и омолодить свой организм, вам следует регулярно (5-6 раз в неделю по 30-45 минут) выполнять лишь несколько асан. При ряде заболеваний к физическим упражнениям добавляются еще и упражнения дыхательные, или пранаямы, мудры (такие положения тела человека, в которых жизненная энергия циркулирует по замкнутым каналам), медитация и концентрация.

Аюрведа

Аюрведа является древнеиндийской системой медицины, таким себе фундаментом, который составляет основу всех остальных медицинских направлений. Согласно этому учению, каждый человек в течение своей жизни накапливает в теле и уме токсины и различные ядовитые вещества. В результате этого возникают негативные эмоции, которые оказывают разрушительное влияние на внутренние органы. Так, под воздействием страха нарушается функция почек, а гнев отрицательно воздействует на печень и другие органы пищеварения. Из-за этого в пищеварительном тракте скапливаются шлаки, которые проникают во многие органы и накапливаются в них, вызывая те или иные заболевания. Под воздействием болезней организм постепенно разрушается, нарушается и гармоничное развитие личности.

Аюрведа разделяет все болезни человека на 7 категорий:

  • генетические, или наследственные;
  • врожденные;
  • возникающие вследствие травмы;
  • конституциональные;
  • инфекционные;
  • сезонные;
  • естественные.

Философия этой оздоровительной практики основана на гармонии 5 первоэлементов Вселенной – воздуха, воды, земли, огня, эфира, которые объединены в каждом из нас во всевозможных комбинациях, определяя особенности физиологии и личностные качества человека.

Подход аюрведы к оздоровлению, укреплению организма единый и включает в себя 3 этапа:

  1. Оценку конституции обследуемого, определение соотношения в его организме первоэлементов.
  2. Поиск причины нарушения баланса этих первоэлементов, в результате которого возникла болезнь.
  3. Терапевтические мероприятия для восстановления этого баланса.

Диагностикой и лечением болезней в аюрведе занимается исключительно специалист – аюрведа-мастер, который получил свои знания в процессе длительного обучения в специальном аюрведическом центре.

Доктор проводит подробный опрос и осмотр больного, а затем на основании полученных данных разрабатывает индивидуальную схему лечения. Оздоровительная программа, как правило, включает в себя правильное питание (согласно догмам аюрведы), распорядок дня (он не одинаков для всех, а зависит от индивидуальной совместимости первоэлементов), ознакомление больного с аюрведической философией жизни – неуемным желанием исцелиться и всегда быть здоровым.

Диагностика может представлять собой восьмигранное (проверку голоса, языка, глаз, кожи, внешнего вида, характера пульса, стула и мочи) или десятигранное (изучение физической и психической конституции, телосложения, размеров тела, жизнеспособности тканей организма, патологических состояний, способности к выполнению физических упражнений и перевариванию пищи, возрастных изменений, адаптации организма) обследование – ашта-бидху и даша-бидху соответственно.

Аюрведа не только изгоняет заболевания, но и предупреждает их появление. Специалист назначает пациенту особую диету с регулярным применением специальных трав, эфирных масел и других натуральных препаратов. Результатом соблюдения этой диеты становится полное очищение организма от разрушающих его токсинов, и, как следствие, нормализация процессов обмена веществ, избавление от психоневрологических и кожных заболеваний, заболеваний пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.


Рейки

Система природного оздоровления рейки (или рэйки) пришла к нам из Японии. Это древнейшая система лечения путем наложения рук, в процессе которого универсальная энергия жизни поступает в организм больного или перераспределяется в нем.

Древние источники знания о здоровье и исцелении говорят о том, что не случайно, когда у нас что-то болит, мы пытаемся приложить к этому месту руку – мы бессознательно стремимся направить в больной орган энергию для его выздоровления. Во время сеанса лечения целитель рейки на некоторое время прикладывает ладони к определенным местам тела больного.

Примечательно, что согласно учению рейки, в процессе лечения осуществляется воздействие не на какой-то конкретный орган, а на весь организм в целом – потоки жизненной энергии поступают в организм, прочищают каналы, способствуя выведению накопившихся в организме токсичных веществ, приводят в состояние гармонии тело и душу.

Основной источник болезней, как считают целители рейки, - наши негативные мысли. Задача же целителя – помочь человеку обнаружить разрушающие его организм мысли и эмоции, а также дать советы по их устранению. Бороться с ними больному придется уже самостоятельно.

Основными принципами рейки, приводящими в порядок мысли и эмоции, способствующими оздоровлению организма, являются следующие догмы:

  • не злись;
  • не беспокойся;
  • почитай родителей, учителей, всех тех, кто старше тебя;
  • будь честен;
  • всегда будь добр ко всему живому.

Система рейки является альтернативным методом лечения, она не исключает традиционную медицину, а может быть использована параллельно с ней. То есть человек пытается изменить образ мыслей, гонит от себя негативные эмоции, одновременно принимая те или иные, назначенные ему врачом традиционной медицины, лекарственные препараты. Таким образом процесс исцеления ускоряется – человек выздоравливает быстрее.

Кроме того, рейки дарит практикующему его человеку эмоциональный покой, душевное равновесие, полноценный сон, позволяет увидеть новые, яркие краски жизни.

Современная наука, к сожалению, отвергает концепцию существования жизненной энергии, считая систему рейки псевдонаучной. Однако на сегодняшний день существует множество последователей этой системы, якобы, подтверждающих ее эффективность. Так что выбирать вам.

Цигун

Название этой восточной практики произошло от «ци», что в переводе означает «энергия жизни», и «гун», или «управлять», то есть дословно «цигун» означает «управление жизненной энергией». Это известная с древних времен (существует более 7 тысяч лет) китайская методика исцеления, призванная дарить практикующему жизненный тонус, хорошее самочувствие, здоровье и долголетие.

Китайская философия гласит, что весь наш мир, каждый предмет и каждое живое существо в нем наполнено энергией ци. Она не только циркулирует в каждом из них, но и взаимодействует с ци соседствующих объектов.

Что касается человека, считают, что ци в его организме движется по особым линиям, идущим вдоль тела – меридианам, а скапливается в энергетических центрах, или даньтанях. Существует 3 таких резервуара: в голове локализован верхний, в грудине – средний, а в брюшной полости размещен нижний даньтань. 2 верхних резервуара отвечают за наше сознание, духовный мир и творческие способности, а нижний – непосредственно за физическое состояние организма.

Задачей цигун является восполнение нехватки энергии ци, заполнение ею всех даньтаней. Нормализуя, усиливая циркуляцию энергии, мы повышаем жизнеспособность тела, боремся с болезнями.

Противопоказаний у этой системы оздоровления нет. Ею можно заниматься лицам любого возраста в любом состоянии здоровья.

Открыть меридианы помогает полное расслабление в сочетании с глубоким дыханием, а перемещать по каналам энергию – особые движения тела и сила мысли. Цигун требует выполнения специальных физических и дыхательных упражнений (они разрабатывались тысячелетиями, и существует их множество) при мысленной концентрации на своем теле, дыхании и ощущениях, не думая о заботах и неприятностях. Для занятий рекомендуется выбирать свободную, не сковывающую движений одежду, а проводить их – под спокойную, расслабляющую музыку Востока.

Наиболее подходящим временем для проведения занятий цигун считается раннее утро, а местом – свежий воздух, в окружении кипарисов и сосен (эти деревья в странах Востока считаются символами силы, долголетия, физической и моральной стойкости).

Занятия не требуют больших временных затрат – на выполнение комплекса достаточно простых упражнений уходит менее получаса. Важно выполнять упражнения технически правильно (речь и о физических действиях, и о дыхании, и об образе мыслей), регулярно, постепенно увеличивая длительность каждого из них.

Результатом занятий становится бодрость тела и духа, хорошее настроение, активизация функций внутренних органов, устойчивость к воздействию стрессов и иных неблагоприятных факторов, омоложение организма. В числе эффектов цигун – снижение артериального давления, урежение пульса, насыщение каждой клеточки организма практикующего кислородом, стимуляция деятельности головного мозга.

Эта система оздоровления является в КНР национальным достоянием, исследования в данной области финансируются государством. Многие китайские клиники используют цигун как с целью лечения серьезных соматических заболеваний, так и на этапе реабилитации пациентов. Цигун дала начало таким видам боевых искусств, как тай-цзы и ушу. Постоянно разрабатываются новые схемы и комплексы упражнений, объединяющие в себе различные виды методик цигун с целью лечения всевозможных заболеваний.

В Китае практически в каждом парке или сквере можно увидеть людей – и молодых, и пожилого возраста – практикующими цигун. А в последние годы благодаря своей результативности и сочетаемости с другими традиционными и нетрадиционными методами лечения эта система оздоровления завоевала другие страны Востока и даже Запада.

Ушу

Ушу – особая, не сравнимая ни с чем система единоборств родом из Древнего Китая. Это целое искусство, объединяющее в себе боевые приемы и комплексы физических упражнений, результатом выполнения которых становится духовное и физическое самосовершенствование. Путем регулярных тренировок ученик вскоре осознает свое внутреннее «я» и предназначение.

Еще много столетий назад даосские монахи заметили животных, которые обитали близ водоемов, обратили внимание на их величие и грацию. Это стало предпосылкой для создания «звериных» стилей ушу – их на сегодняшний день существует 5: стиль дракона, тигра, леопарда, журавля, змеи. Изначально это искусство являло собой систему знаний, помогающих человеку выжить в любых условиях, тренировало способность быстро принимать решения, реагировать на происходящее.

Сегодня практика ушу насчитывает множество стилей, объединяющих в себе определенные приемы и техники. Все эти стили объединены в 2 большие группы – внутренние и внешние. Целью внутренних является развитие гибкости тела и умения управлять своей ци – жизненной энергией, а внешние – предназначены для усовершенствования ударов и тренировки силы мускулов. Мастера ушу считают, что гармония личности возможна исключительно в условиях единства внутреннего и внешнего, что эти стили связаны друг с другом неразрывно.

Разные школы ушу предлагают различные стили этого вида боевых искусств, делая акцент на удары ногами, движения руками или другие характерные движения.

Общим для всех существующих школ ушу является принцип упорядочивания энергии, согласования работы тела и духа, образа мыслей. Методики этого искусства развивают скрытые способности человеческого организма, способствуют оздоровлению и самосовершенствованию.

По сути, гимнастика ушу – это комплекс физических и дыхательных упражнений, не имитирующих движения в бою, а выполняемых медленно, плавно и мягко (чтобы не допустить растяжения связок).

Существует ряд правил, которые следует соблюдать, если вы решили заняться ушу:

  • заниматься предпочтительно ранним утром или же в вечерние часы, опорожнив кишечник;
  • выполнять упражнения через час-полтора после приема пищи или за час до него, но не натощак или полный желудок;
  • выбрать для занятий удобную, не сковывающую движений одежду из натуральной, дышащей ткани;
  • во время тренировки следует стоять, повернувшись лицом на север (согласно традициям Древнего Китая);
  • нагрузку повышать постепенно, избегать переутомлений;
  • заниматься практикой, соблюдая принцип регулярности – 2 раза в неделю и чаще.

Ушу не требует какой-то особой физической подготовки, заниматься ею можно людям всех возрастов, даже детям, для которых в силу несовершенной координации движений и недостаточно развитой моторики должен быть подобран упрощенный комплекс упражнений.

Об остальных перечисленных нами оздоровительных методиках, которые мы не успели описать в этой статье, читайте .

Программа «Тайны времени», выпуск на тему «Цигун»:

Познавательный фильм «Аюрведа - искусство жизни»:

м Сокол, САО, район Сокол, ул. Песчаная 2-я, 4А, корп.1

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, единоборства, плавание, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Мне очень понравилось заниматься с тренером Станиславом Канашивым.Он хорошо знает свое дело и с полуслова понимает требования и пожелания.Например...»
Катерина ещё 52 отзыва

м Улица Горчакова, ЮЗАО, район Южное Бутово, ул. Адмирала Лазарева, д. 40/3

Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, плавание, гимнастика, танцы.

«Удобно, что есть детская комната бесплатно. хорошие тренера, сын доволен, а я успеваю, пока он на уроке, и сама позаниматься! организаторы молодцы!...»
[email protected] ещё 28 отзывов

м Крылатское, ЗАО, район Крылатское, Рублевское шоссе, д.48

Фитнес и аэробика, восточные практики, силовой спорт, единоборства, водный спорт, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Я уже не молодой парень, однако, спорт мне не чужд. Правда, кроме бега во дворе дома и заниматься особо нечем. Как-то привозил сыну ключи в фитнес...»
Сергей Букреев ещё 7 отзывов

м Проспект Вернадского, ЗАО, район Проспект Вернадского, просп. Вернадского, 53

Фитнес и аэробика, настольный теннис, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, танцы, массаж.

«Очень хороший клуб с приятной атмосферой и тренерами!»
Анга ещё 26 отзывов

м Речной вокзал, САО, район Левобережный, улица Флотская, 5в

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы.

«Хороший клуб.Мои рекомендации по выбору тренера - МС международного класса Медведев Владимир.У Владимира высокопрофессиональный подход к проведению...»
Татьяна Сомова ещё 43 отзыва

м Планерная, СЗАО, район Куркино, МКАД 73км, дом 7, ТЦ "Арфа"

Спортивные игры, фитнес и аэробика, танцы, фитнес йога.

«Первой задачей после переезда с мужем и сыном поставили себе найти место, где каждый сможет выбрать спорт по душе. Но сын еще маленький, а детские...»
Ирина все отзывы

м Динамо, САО, Беговой район, Ленинградский проспект, 31ас1

Фитнес и аэробика, восточные практики, водный спорт, единоборства, танцы, массаж.

«Очень достойный фитнесс-клуб с бесплатным полотенцами, бахилами и вкуснейшим морковным фрешем в кафе. В Монархе можно расслабиться и забыть о...»
Naisha ещё 97 отзывов

м Свиблово, СВАО, район Свиблово, Снежная улица, 20с1

Фитнес и аэробика, универсальная йога, единоборства, танцы.

«Отличный спортивный центр! Низкие цены, большой выбор тренажеров, множество программ групповых занятий, молодой коллектив! В общем мысли только в...»
Anastasia Litovchenko ещё 11 отзывов

м Крестьянская застава, ЮАО, Даниловский район, Дербеневская набережная, 7с6

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, плавание, акробатика, танцы, массаж.

«Футбол, бассейн, красивые девушки - что еще нужно для счастья?»
Konstantin Piroumian ещё 51 отзыв

м Шаболовская, ЮАО, Донской район, Малая Калужская, 15, стр. 4

Фитнес и аэробика, восточные практики, плавание, единоборства, танцы, здоровье, массаж.

«Новые процедуры в спа стали просто открытием, волшебные чаи в термах... Мммм)))»
Annete ещё 22 отзыва

    • 22 500 год
    • 4 000 руб. месяц
    • 600 руб. одно занятие
    • 1 000 руб. час аренды
  • м Чкаловская, ЦАО, Басманный район, улица Земляной Вал, 33

    Настольный теннис, силовой спорт, единоборства, восточные практики, фитнес и аэробика, танцы, массаж.

    «Честно говоря ходила во многие клубы.. Но этот радует больше всего)) хорошие, новые тренажеры. Позитивные люди)) тренера всегда помогут и...»
    Vera Bryzgalova ещё 62 отзыва

    м Менделеевская, ЦАО, Тверской район, Центральный федеральный округ, Москва, Сущёвская улица, 19с4

    Бодибилдинг, айенгара, аштанга йога, классическая йога, нидра, фитнес йога, хатха-йога, аэробика, танцы, массаж.

    «Обстановка в клубе превосходная. Создана приятная и располагающая к занятиям атмосфера, инструкторы заняты своим делом и готовы всегда прийти на...»
    Сергей Николаев ещё 17 отзывов

    м Рязанский проспект, ВАО, район Вешняки, улица Юности, 15

    Фитнес и аэробика, единоборства, конькобежный спорт, скалолазание, танцы, восточные практики, массаж.

    «Хороший зал за вполне демократичную цену. Никакого аншлага по вечерам в будни, можно спокойно заниматься.»
    Кирилл Ешмеков ещё 6 отзывов

    ЗАО, Можайский район, улица Кутузова, 11к2

    Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, водный спорт, восточный танец, массаж.

    «Максим Курбатов- самый классный теренер. Я хожу на mix fight. Сбросила 5 кг. а еще хорошо негатив выплеснуть. Всегда интересно и весело заниматься.»
    Любовь Костюнькина ещё 59 отзывов

    м Братиславская, ЮВАО, район Марьино, улица Братиславская, д. 30

    Фитнес и аэробика, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы, массаж.

    «Сергей,на мой взгляд,лучший инструктор по плаванию для детишек,своего пока к нему не отдавала,но собираюсь это сделать в самое ближайшее время!Пока...»
    Ekaterina Vavilova

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!